Прошел месяц с того страшного дня, когда в селе Вознесенка Березовского района сгорел двухэтажный дом. Пожар начался в час ночи, он навсегда разделил жизнь Татьяны, ее мамы, мужа Леонида и дочери Аленки на две части: до и после. Сможет ли семья восстановить то, что наживалось годами упорным трудом – большую усадьбу, новенькую баню, автомобили, а главное – здоровье и спокойствие в душе? Огонь унес все, но семья осталась жива. Теперь придется многое начинать с нуля, надеяться только на себя и помощь неравнодушных людей.
Некогда горевать
Татьяна Конюх – учительница в Вознесенской школе. У нее большой педагогический стаж, любимая работа, которая помогает пережить беду. Деятельный характер Татьяны Александровны не позволяет сидеть сложа руки и жалеть себя: нужно заботиться о матери, дочери. Да и муж рвется в бой, хотя только недавно лежал в реанимации краевой больницы. На пожаре Леонид сильно обгорел, ожоги более 20% тела, в основном руки и ноги. Проводилась пересадка кожи. Ему требуется реабилитация, раны плохо заживают, семья перепробовала уже все кремы и мази. А ведь каждая копейка сейчас на счету. Татьяна рассказывает: администрация Березовского района выделила погорельцам в качестве материальной помощи шесть тысяч рублей. Социальный бюджет территории очень скромен. Как пояснили семье, заявлений о выплате матпомощи в органах соцзащиты района лежат десятки. А денег, которые можно расходовать на эту статью, – всего 20 или 30 тысяч рублей. На всех не хватит в любом случае. Погорельцам еще повезло хоть что-то получить, и без лишних проволочек.
Но когда семья спасается из горящего дома босиком, расходов – море. Татьяна рассказывает:
– Мы только на очки потратили больше десяти тысяч. Ведь сгорели все очки – дочкины, мамины, мои. После реанимации и у мужа зрение упало, ему купили. Потом лекарства маме нужно было сразу приобрести – она должна принимать таблетки ежедневно.
Маму Татьяны Марию Григорьевну, которая ходит на костылях, помогли спасти из горящего дома соседи. Бабушка и внучка ночевали на втором этаже усадьбы. Аленку буквально выкинули на улицу, бабушку тоже спустили вниз, как с горки. Пожилой женщине стало плохо, вызвали скорую. Но в больнице она никакого ухода не получила, тем более лекарств. Просто посидела и вернулась обратно.
Знать бы, где упасть
Первые дни после пожара было очень страшно. Где ночевать? Где взять одежду и обувь? Куда пристроить уцелевшую живность – кур, гусей, собак? За что браться, когда нужно все и сразу? Плакать и переживать времени не было. Даже осознать некогда, что потеряли все.
С 2002 года семья строила дом. Купили сруб, вложили все средства в стройку, продав квартиры. Усадьба получилась большая: дом 100 кв. метров, баня, хозпостройки. И огромный огород. Как только успевала Татьяна, работающая по 30 часов в неделю (шесть уроков в день), ухаживать за десятками грядок, плантациями цветов? Для хобби Татьяны муж оборудовал на веранде зимний сад. Каких только там цветов не было! Теперь все в прошлом.
Сгорела библиотека педагога, издания, что собирались в течение жизни, – на пепелище только и видишь корочки обугленных книг. У дочки Аленки не осталось ни одной детской фотографии. Компьютеры, весь архив, бумажный и электронный, уничтожил огонь. Портфель школьницы и все учебники, тетрадки тоже уничтожены. В школу в разгар учебного года ученицу собирали заново, как к 1 сентября. Не выжили домашние питомцы девочки – кошки и попугайчики. Сейчас Аленка мечтает снова взять котенка. А куры, которых в суматохе первых часов просто засунули в багажник и увезли, испугались так, что перестали нестись. Тоже убыток.
Если бы вернуть время…
Сейчас погорельцы живут в двухкомнатной квартире благоустроенного дома, которую выделил район, а точнее управление образования. Это резервное жилье на той же улице Солнечная, где жила семья, по счастливой случайности оказалось свободным. Учителя и соседи принесли пострадавшим от пожара все, что необходимо: телевизор, кровати, шкафы, одежду. Но жилье временное, и надо думать, как восстанавливать дом. Для начала необходимы титанические усилия по разбору завалов. Теперь по состоянию здоровья супруг не может работать физически. А ведь он всю усадьбу построил своими руками, плашку к плашке подгонял. В новой бане и стены, и печь, и отделка – на уровне лучших мастеров. Террасы (за усадьбой – склон) надежно бетоном залиты, чтобы не осыпались. Можно сказать, сделано на века, но, увы, потеряно в одну ночь. Причиной пожара семья считает возгорание в гараже. И если бы можно было вернуть время назад, Татьяна бы застраховала дом на самую большую сумму. Но про страховку мудрые люди вовремя не подсказали. А сейчас впору на каждом столбе писать: «Внимание! Пожар уносит все, и даже жизни. Застрахуйся, не подвергай семью риску!»
Все, кто может помочь семье с расчисткой пепелища и восстановлением дома, предложить любую поддержку, могут позвонить Татьяне Конюх по тел. 8 923 321-57-03.
Деньги от государства
По данным министерства социальной политики края, предоставление единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на территории Красноярского края регулируется подпрограммой «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».
Предоставляется адресная материальная помощь уполномоченным органом местного самоуправления или министерством. Для получения средств нужно обратиться в уполномоченный орган по месту жительства или в министерство. При определении размера помощи учитываются различные критерии: уровень доходов, состав семьи, инвалидность и другие. Каждая ситуация рассматривается индивидуально. Установлен предельный размер матпомощи, который регламентируется законом края «О социальном обслуживании населения». Например, для первой группы территорий (Норильск, Северо-Енисейский, Туруханский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский районы) он составляет 15 тыс. рублей; для второй группы (Енисейск, Лесосибирск, Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский районы) – 12 тыс. рублей. Все остальные территории – 10 тыс. рублей. В исключительных случаях помощь предоставляется повторно.
Операция «Жилье»
С начала года в квартирах и частных домах края произошло 745 пожаров (на 82 меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Погибло 80 человек. Инспекторы государственного пожарного надзора готовы прийти в каждый дом, чтобы проверить безопасность строений. Частное жилье по-прежнему остается слабо защищенным и приносит наиболее ощутимые социальные потери. На профилактические обходы домов выходят более 100 инспекторов. Они помогают хозяевам в выборе и установке противопожарных извещателей, консультируют по правилам замены ветхой электропроводки, проверяют состояние печного отопления. В ходе рейдов особое внимание уделяется многодетным и малоимущим семьям, пенсионерам, гражданам, ведущим асоциальный образ жизни. После проверок специалисты имеют право составлять протоколы по содержанию жилья (использованию неисправных печей, электрооборудования), которые предусматривают административные штрафы для жильцов.