В родительский чат недавно выложили яркие фото, на которых запечатлены спецэффекты, аниматоры, фокусы. Это снимки с выпускного в… 4-м классе. Заботливые родители забронировали развлекательный центр, где устроили настоящий праздник. С развлечениями и подарками у современных детей вообще нет никаких проблем: удивить наследника даже из не очень богатой семьи каким-то презентом уже непросто. Но есть у этого и обратная сторона. К изобилию очень быстро привыкаешь…
Начать с маленьких сумм
«Возьми денежки, хорошо закончил четверть», – протягивает купюры бабушка. Ребенок спокойно берет зарплату взрослого человека за несколько дней, и даже если прямо сейчас ему не разрешат их потратить, он знает – эта сумма именно для него. А если надо будет добавить, чтобы купить что-то особенное, достаточно будет попросить родителей.
Некоторые семьи пытаются ограничивать ребенка и ожидаемо сталкиваются с яростным сопротивлением.
Если ничего не изменится, то через несколько лет они получат потребителя, аппетиты которого вырастут в геометрической прогрессии. Поэтому все без исключения специалисты советуют начинать прививать азы финансовой грамотности как можно раньше. Начинать выдавать маленькие суммы на карманные расходы: лучше пусть ребенок бестолково потратит первые небольшие деньги, чем потом неизвестно куда будут уходить значительные средства.
В этом учебном году все школы начали обучать финансовой грамотности. Отдельного предмета не появилось – знания дают в рамках других уроков: математики, информатики, окружающего мира, географии. До этого педагоги края прошли курсы повышения квалификации на базе регионального центра финансовой грамотности.
Какую бы профессию в дальнейшем человек ни выбрал, базовые знания о страховании, кредитных картах, финансовом планировании у него обязательно должны быть.
– Минфином разработан очень большой образовательный контент, – рассказывает Наталья Чернова, директор школы № 16 Ачинска. – И это очень своевременные и актуальные знания в условиях нестабильной экономической ситуации. Некоторыми педагогами и родителями они воспринимаются очень узко – как некая информация исключительно о цифрах в чистом виде. Но здесь задействовано еще очень много так называемых гибких навыков, например организация каждого дня, планирование жизни.
Это какие-то моменты по психологии – когда мы говорим про различные виды мошенничества. Почему уже сейчас нужно задуматься о том, что такое пенсия, из чего она формируется. В принципе, финансовая грамотность и есть наука про саму жизнь. Про ценность труда, взаимопомощи, свое развитие, мышление, когда человек не винит никого в том, что он по каким-то причинам плохо живет, а думает, как изменить ситуацию. Про правильность вложений – потратишь ты свободные деньги на развлечения или вложишь их в свое здоровье, один из самых главных активов человека.
Платить ли за оценки?
Но знания, полученные в школе, обязательно должны закрепляться на практике. Это не всегда возможно: не все родители сами владеют навыками составления финансового плана, им проще взять кредит. Мешают и негативные установки «это пусть богатые планируют, а у нас денег нет, и планировать нечего». Проблема в том, что ребенок из такой семьи начнет думать точно так же.
Поэтому, чтобы воспитать финансово грамотного человека, нужно начать… с себя. Школьник же может принять участие в обсуждении каких-то статей домашнего бюджета. Сделать вклад в общее дело – к примеру, потратить подаренные деньги не на развлечения, а на то, чтобы купить продукты к ужину или подарок бабушке.
Очень многие родители попадают в ловушку «легкой мотивации». Вместо того чтобы убедить ребенка в необходимости хорошей учебы, помощи по дому, они обещают ему платить небольшую сумму, когда их требования исполняются. Но эксперты предостерегают от такого шага. Это может негативно сказаться на семейном бюджете: очень скоро дети сообщат, что им дают «всего» 100 рублей, а вот их друг из класса давно получает 250. А если платят так «мало», то зачем они вообще будут что-то делать? При такой схеме вырабатывается четкая уверенность: именно родителям нужна чистая посуда, мои хорошие знания по предмету. Вот пусть это и оплачивают.
Можно поощрить за какие-то «сверхдостижения», но не за интерес к учебе или заботу о близких, которые должны быть нормой.
Между тем сами специалисты по финансовой грамотности уверены: базовые знания – это вклад в будущее не только ребенка, но и всей семьи. Известны печальные случаи, когда пожилые родители берут кредиты, чтобы погасить займы своих взрослых детей.
Выстраивание разумных ограничений прямо сейчас пойдет только на пользу. В интересной книге «Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами» автор из Сингапура рассказывает о своей богатой семье, в которой его постоянно ограничивали до такой степени, что даже карманных денег он получал меньше, чем другие дети в классе. Ему пришлось работать с подросткового возраста, чтобы покупать то, что он хочет. А когда ему выдавали даже небольшую сумму на баночку газводы, то отец обязательно забирал сдачу себе… Тем не менее автор стал миллионером и теперь в отношении своих детей действует почти так же. А многие российские родители готовы отказать себе в самом необходимом, чтобы обеспечить ребенка хорошим телефоном и прочими атрибутами достатка.
Не обязательно слепо копировать иностранные традиции. Но повод для того, чтобы задуматься, точно есть.
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ
«Симулятор бизнесмена»
Игра для старшеклассников, которая поможет почувствовать себя настоящим предпринимателем, самостоятельно принимающим решения по поводу кредитов, инвестиций, развития бренда компании. Придется изучать конкурентов и определять оптимальную цену своей продукции. Можно зарабатывать бонусы в мини-играх и тоже вкладывать их в свое дело.
«Три кота: финансы для детей»
Герои мультсериала Коржик, Карамелька и Компот помогут малышам научиться пользоваться банковской картой, ставить финансовые цели и достигать их, избегать уловок мошенников. В финале вместе с героями ребенок откроет свой первый бизнес – ресторан.
«Финзнайка»
Игрок зарабатывает за правильно выполненные задания на финансовую тему – например, решение кроссворда или ребуса – валюту, которую сможет потратить в магазине на необычный цвет «аватарки», забавный рисунок или шапочку. Игра подходит для младших школьников.
«Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности»
На ютуб-канале можно найти мини-серии, где герои из мультфильма «Смешарики» учат задумываться об экономии, фальшивых деньгах и других, вполне «взрослых» вопросах: например, стоит ли сегодня тратить все деньги до последней копеечки, ведь завтра – день зарплаты? Или во что вложить свои монеты, чтобы их стало больше как можно скорее? Стоит ли рисковать или нет?
Пластик для малышей
Нужна ли детям собственная банковская карта? Может ли она стать для них полезным инструментом для управления собственными, пусть и небольшими пока, суммами? Разберемся в этих вопросах.
Вообще первый «пластик» можно получить сразу после оформления паспорта, в 14 лет. Но у многих крупных банков есть «детская» карта, которая выпускается как дополнительная – к зарплатной одного из родителей. Условия у всех разные – где-то нужно будет оплатить годовое обслуживание, а у кого-то оно бесплатное: многие кредитные учреждения понимают, что бороться за лояльность нужно с самого нежного возраста клиентов.
Детская карта – настоящая дебетовая, которой можно рассчитываться в магазине, оплачивать проезд в транспорте. Эти деньги невозможно потерять, их точно никто не отберет в школе или во дворе.
А еще с помощью карты дети могут получить первые навыки управления собственными деньгами. Все операции отслеживаются в мобильном приложении, и родители видят, в какой магазин пошел ребенок, сколько он потратил. В некоторых банках есть свое, детское мобильное приложение, где юный клиент может не только посмотреть, куда ушли его деньги, но и поиграть в различные финансовые игры.
С помощью детской карты есть возможность познакомиться с такими понятиями, как кешбэк (он начисляется за покупки в определенных категориях) и процент на остаток средств – к примеру, до 6 % годовых.
Таким образом, развитие банковских сервисов для детей несет и образовательную функцию.
Даже не очень любящие математику дети оценят начисление процентов, которые принесут им дополнительный доход, который можно перевести в чупа-чупсы, киндер-яйцо или оплату сотовой связи.
Информация на пластиковой карте – хороший повод начать разговор о безопасности: никому нельзя передавать код из трех цифр на обороте. На расходы может быть установлен лимит на день или на месяц.
Это учит планировать свои траты: купил незапланированно дорогие наклейки, а на проезд денег уже не осталось.
В дальнейшем распечатка операций по карте – хороший материал для разговора с ребенком о том, какие статьи расходов оказались наиболее затратными, можно ли было сэкономить и отложить какую-то сумму на игрушку, которую давно планировал купить. Это очень полезно делать время от времени, потому что существенный недостаток «пластика» – отсутствие ощущения траты денег. Когда отдаешь крупные купюры – совсем другое дело.
ОПЫТ РОДИТЕЛЕЙ
Учиться делать правильный выбор
Юлия ЧАЛЕНКО, заместитель управляющего Отделением Красноярск Банка России
– У меня уже взрослая дочь и сын-школьник, мы с мужем стараемся формировать у них с детства правильные финансовые привычки. Во-первых, у детей лет с шести уже были карманные деньги. В школе с первого класса мы давали им деньги на расходы, но не на один день, а на неделю или месяц. Так они учились планировать. Конечно, не с первого раза у них получалось правильно рассчитать деньги и распределить их, но мы с мужем старались придерживаться договоренности: эти деньги мы дали на определенный период, и следующий «транш» будет, к примеру, только через два дня. Ребенок сам решает, как потратить деньги, и начинает задумываться о стоимости и важности вещей. Также это помогает учиться на своих ошибках, например, потратив все сразу, сын понимает, что на кино с друзьями денег уже нет. И это помогает ему более разумно подходить к своему планированию.
Недавно сын сказал: хочет купить новую версию компьютерной игры. Мы договорились, что он сам будет копить на свою мечту, и раз в неделю даем ему 300 рублей. Он не отчитывается за свои накопления и сам решает, потратить их на этой неделе на развлечение или вкусняшку или отложить на свою цель.
С детьми важно разговаривать о деньгах, о целях, о возможных ситуациях с мошенниками, рассказывать простыми словами о финансовых услугах, про кредиты, вклады, страхование, чтобы у них формировалось понимание мира финансов.
На собственном примере
Жанна БУРОВА, руководитель отдела рекламы
– Я прочитала немало книг по воспитанию и пришла к выводу, что самый лучший вариант – это собственный пример. Например, в нашей семье принято вести домашнюю бухгалтерию. Мы знаем, какой у нас средний доход в месяц, распределяем его вначале на обязательные платежи – ипотеку, квартплату, питание, расходы на транспорт, а потом идут сезонные покупки обуви или одежды. Если есть остаток или получается сэкономить, то можно отложить в копилку на мечту (отпуск, ноутбук) или порадовать себя и близких приятными бонусами (билеты в театр). Каждую неделю я даю ребенку на питание и проезд тысячу рублей. Из этих денег он может часть сэкономить и отложить, чтобы потом, к примеру, купить подарок на Новый год. Я также стараюсь на примерах из жизни рассказывать о негативных последствиях легкомысленного отношения к своим финансовым обязательствам. К примеру, в подъезде мы видим список должников, которые уже несколько месяцев не платят за квартиру, и УК собирается обращаться в суд. А несколько лет назад мы стали свидетелями неприятной ситуации, когда в аэропорту запретили вылет на отдых семье с двумя детьми. У их отца обнаружили неоплаченные штрафы. И поездка, к которой они наверняка долго готовились, так и не состоялась. Если бы долги были своевременно погашены, такого бы не произошло.