Краткая предыстория. В апреле нынешнего года в Трудовой кодекс были внесены изменения, согласно которым к работе с детьми не допускаются лица, совершившие преступления «против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности».
Криминальный улов
Авторы поправок преследовали благую цель – оградить детей от уголовного элемента.
Чистка действительно помогла выявить тех, кого ни под каким предлогом не следовало допускать к работе в воспитательных учреждениях – даже в должности сторожа.
– Вот далеко не полный перечень результатов прокурорских проверок, – рассказывает старший помощник прокурора Красноярского края Ольга Волобуева. – В Эвенкии врач-педиатр был уличен в совершении преступления против половой неприкосновенности малолетней девочки – попросту домогался до нее на приеме. Потом через какое-то время он устроился педиатром в Козульском районе, и этот факт был выявлен. В Богучанском районе в одной из школ работал учитель труда, имевший судимость за изнасилование малолетней. В Уяре уволен сотрудник образовательного учреждения, осужденный в свое время за изнасилование, сопряженное с убийством. Еще один работник образования в одной из территорий края осужден за нанесение тяжких телесных повреждений. Против него возбуждалось, но было прекращено другое уголовное дело за аналогичное преступление, а также угрозу убийством.
Как и почему вышеперечисленные персоны попали на свои должности – отдельный разговор. Многие видят причину в кадровом голоде в сфере образования, который на селе ощущается особенно остро. Примечательно, что увольнения совершенно не коснулись Красноярска: здесь, по всей видимости, ситуация с кадрами принципиально иная.
Судьба и статистика
Между тем список, приведенный старшим помощником прокурора региона, не столь обширен, а всего по краю лишились работы около 300 человек. Каков среди них процент насильников, убийц и прочих «потенциально опасных», установить невозможно, да и не хочется, поскольку статистика и конкретная человеческая судьба – вещи несопоставимые.
Пресса уже рассказала шокирующую историю 62-летнего Константина Щербины, основателя и директора единственной в Краснотуранском районе детско-юношеской спортивной школы, обладателя десятков различных наград за развитие физической культуры, воспитавшего множество видных спортсменов, участников Олимпиад. В июне 2012-го указом президента РФ ему было присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», а затем – почти одновременно – педагог получил уведомление об увольнении.
Причиной стал дорожный конфликт почти 20-летней давности: Щербина сказал «пару ласковых» водительнице авто, перегородившей дорогу и не желавшей ее освобождать, и та подала в суд. Приговор – полгода исправительных работ, хотя в заключении Щербина не был. Судимость за нетяжкое преступление, совершенное в 1993 году, погашена в 94-м. Тем не менее 112 статья УК проходит по разряду преступлений против личности.
Список «уголовников» можно продолжить. Бывшего директора школы, учителя физики и математики из того же Краснотуранского района 15 лет назад осудили за незарегистрированное ружье.
Учительница истории – сейчас ей 59 лет – «расплатилась» за то, что в молодости ударила половником любовницу мужа.
Другая житейская история. Техничка из Абанской школы уволена за то, что в 1998 году гнала и продавала самогон. Вот отрывок из ее письма уполномоченному по правам человека в Красноярском крае:
«В нашем закоулке многие торговали и торгуют до сих пор этой гадостью. Я в то время решила попробовать, так как одна воспитывала четырех детей, один из которых инвалид с детства. Работать совсем не могла, так как нужна была операция… Жить практически было не на что. Но меня быстро поймали и осудили по статье 238 УК РФ к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком 6 месяцев. Судимость погашена 5 лет назад».
Есть в «уголовном» списке и физрук, осужденный в молодости за драку, и школьный работник, попавшийся на «хранении, перевозке и сбыте товаров, не отвечающих требованиям безопасности»…
Охота на ведьм
Из трех сотен уволенных к региональному омбудсмену Марку Денисову обратилось только 20. Большую часть составляют мужчины, в основном педагоги, среди женщин значительная часть – обслуживающий персонал: технички, повара.
– Мы не утверждаем, что у всех обратившихся «легкие» статьи, – говорит Елена Нелюбина, руководитель организационно-аналитического отдела аппарата УПЧ. – Но среди этих людей никто не отбывал наказание. И весь абсурд в том, что увольняют не то что осужденных, а даже тех, против кого уголовное дело было возбуждено и прекращено за примирением сторон или по каким-то другим причинам не дошло до суда. А ситуации, когда человек был осужден за такие преступления против личности, как педофилия, изнасилование, убийство, уполномоченный не рассматривает. Людей с подобными статьями, естественно, нельзя допускать к работе в детских учреждениях.
Так, омбудсмен отказал в поддержке педагогу из Богучан, осужденной в свое время за нанесение побоев несовершеннолетнему. Но этот пример – исключительный: никто из прочих обратившихся на детей не посягал.
Проблему «педагогической чистки» Марк Денисов поднял еще на майской сессии краевого парламента.
У нас есть обращения людей, чей конфликт с законом произошел 19 и 31 год назад, – сказал он. – Они уволены, несмотря на заслуги, регалии и звания. Убежден, что эта охота на ведьм не имеет ничего общего ни с защитой прав детей, ни с Конституцией Российской Федерации.
Денисов сумел обратить внимание на проблему федеральных законотворцев: профильный комитет Госдумы принял к рассмотрению заключение красноярского омбудсмена.
Между тем в аппарате уполномоченного не исключают, что число жалоб от уволенных работников детских учреждений будет расти.
Мораль
Можно долго витийствовать о том, что все работающие с детьми обязаны иметь кристально чистую биографию. Но выбирать приходится из того, что есть. К тому же куда интереснее поразмышлять на другую тему. Например, имеет ли моральное право преподавать детям математику и физику бывший владелец незарегистрированной двустволки? Достойна ли мыть полы в школе мать четверых детей, начавшая с голодухи торговать самогоном? И, наконец, самый главный вопрос. Ради того, чтобы выдавить из школ и больниц нескольких убийц, насильников и педофилов (а они, как уверяют психологи, «бывшими» не бывают), стоит ломать жизнь людям вполне нормальным и даже заслуженным?
Как выясняется – стоит. Здесь самое время вспомнить классический большевистский стишок про «единицу», которая «вздор», «ноль» и голос ее «тоньше писка»…