О неблагоприятной эпидемиологической ситуации по различным простудным заболеваниям наслышан, наверное, каждый. Многие переболели уже по два, а то и по три раза за последние несколько месяцев. «Плохой иммунитет», – привычно говорим мы. Но правы ли? И как сделать, чтобы он стал «хорошим»? Об этом мы поговорили с Александром БОРИСОВЫМ, иммунологом, кандидатом медицинских наук, одним из организаторов иммунологической службы Красноярского края, ведущим научным сотрудником НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН.
Единой таблетки нет
– Александр Геннадьевич, болеть не только неприятно, но и порой недешево. Поэтому желание разобраться, что происходит с иммунитетом, вполне логично.
– Иммунная система очень сложно устроена, и ее регуляция тоже не так проста. Начнем с состояний, которые однозначно нуждаются в коррекции. Это, к примеру, более 440 разновидностей первичных иммунодефицитов – зачастую это врожденные заболевания, связанные с генетическими мутациями, при которых иммунная система по каким-то причинам не работает правильно. Есть аутоиммунные заболевания, связанные с тем, что иммунная система начинает по какой-то причине активно атаковать свои же органы и ткани. Или ВИЧ, когда вирус влияет на иммунную систему угнетающе, постепенно убивает ее клетки: организм теряет способность защищаться. Порой человек даже не догадывается о заражении ВИЧ, на анализы его направляют после того, как долго и безуспешно не могут вылечить, например, тяжелую форму герпеса. Есть аллергические заболевания.
Но если у пациента нет ничего из вышеперечисленного, а он часто болеет, то нужно обратиться к врачу, чтобы понять, почему иммунитет не срабатывает так, как надо. К примеру, много людей заболели коронавирусом, но часть даже не почувствовали этого, у других – поражение органов и систем, а еще один процент населения вообще не смогли справиться с заболеванием – они умерли.
И это зависит от того, что функционально иммунитет неправильно срабатывал. Говорить о том, что у меня иммунитет «плохой», неправильно, с этим надо разбираться. Вокруг нас множество возбудителей инфекций и вирусных заболеваний, если иммунная система работает нормально и отражает все атаки, мы об этом даже не догадываемся.
Частые ОРЗ – значит, не блокируется вирус. И вот почему это происходит – надо разбираться. Причиной может быть даже заражение различными гельминтами, которые угнетающе действуют на иммунитет, – так, некоторые паразиты выделяют специальные вещества для того, чтобы выжить.
– Некоторым советуют сделать иммунограмму. Когда в этом есть смысл?
– Иммунограмма – это только подтверждение нарушения работы иммунной системы. Нужно ли это исследование, достаточно дорогостоящее, решает только врач.
– Устав болеть, многие бегут в аптеку и сами себе назначают различные иммуномодуляторы, различные средства, «поднимающие» иммунитет. Есть ли в этом смысл?
– Что касается коррекции, то неспециалисту лучше вообще не заниматься этим. Единой таблетки для исправления нет.
Не стоит тратить деньги на препараты, большинство из которых – пустышки. Их эффективность никем не доказана. Их применяют только в России.
Более того, препараты, которые стимулируют иммунитет, еще могут и навредить: это как загнанная лошадь – чем больше ее стегать, тем больше вероятность, что в один момент она просто упадет. И здесь то же самое. Могут сформироваться такие болезни, которые, к сожалению, тяжело вылечить.
Что такое иммунитет? Это нормальная микробиота – мы все покрыты микробами, больше всего их в толстом кишечнике. Это бактерии, которые всю жизнь живут с нами, если их уничтожить – мы погибнем тут же. Микробиота стимулирует и индуцирует синтез интерферонов (это белки, которые обладают возможностью блокировать размножение вирусов), стимулирует лимфоидный аппарат кишечника.
Иммунитет – это и эпителиальные клетки: где-то их слой толще, где-то тоньше. При повреждении кожного покрова сразу запускается сложная реакция: активизируется система свертывания крови, система макрофагов, нейтрофилы (группа лейкоцитов) кидаются на микробов, активируется врожденный иммунитет.
Но это не все. После того как иммунная система уничтожит врагов, она должна все восстановить. Идет процесс регенерации, восстановления.
От того, насколько правильно работает иммунная система, в конечном итоге зависит наше здоровье.
Она способна реагировать на миллион различных антигенов, поэтому никакие таблетки тут сделать невозможно. Есть врачебные приемы, которые направлены на то, чтобы помочь иммунитету нормально работать, но назначать их должен только иммунолог.
И вот еще на что хочу обратить внимание. Согласно нашим исследованиям, которые проводились в НИИ медицинских проблем Севера, после ковида происходит нарушение дифференцировки клеток, натуральных «киллеров» – это первый уровень защиты от онкологических болезней. Мы пережили волну, связанную с инфекционными патологиями, когда многие заболевали герпесами, вирусами Эпштейна – Барр – из-за сбоя иммунитета. Возникали аутоиммунные заболевания, поражения центральной нервной системы. И последнее, что мы, к сожалению, ожидаем, это повышение уровня онкозаболеваний. Увеличивается их количество. Об этом мало говорят, но сейчас уже понятно, что коронавирус поражает иммунную систему. Мы сейчас разработали методы ее реабилитации.
Маски точно необходимы
– Некоторые упорно считают ковид вполне безобидным заболеванием: переболеем – и ничего страшного.
– Вплоть до 50 процентов людей, которые перенесли его, страдают от различных постковидных нарушений. И это не безобидно. Раньше самое тяжелое острое респираторное заболевание, которые мы регистрировали, – это был грипп. Там тоже фиксировались различные осложнения, но не в таких масштабах и не такие тяжелые. Что касается иммунной системы, то она быстро восстанавливалась без особых проблем.
– Сейчас в Россию уже пришел новый штамм – кракен, по данным Роспотребнадзора, опять начинает расти заболеваемость. Что сделать, чтобы защититься?
– Никто не отменял маски, они если полностью и не спасают от вируса, то существенно снижают то количество, которое попадает в организм. Не нужно про них забывать, особенно в людных местах – автобусах, торговых центрах. Именно маски помогли победить «испанку» – тяжелую разновидность гриппа с высокой степенью летальности, эпидемию которой переживали в начале XX века. Именно тогда маски начали использовать не только врачи, но и обычные люди.
И прививки тоже помогают: я не понимаю, почему именно по отношению к вакцине от коронавируса возникло какое-то предубеждение. Уже доказано, что смертность и количество осложнений у привитых меньше.
Другое дело, что нужно соблюдать разумные интервалы – нет смысла колоть вакцину через каждые полгода. Сейчас мы ожидаем назальные вакцины, там иной принцип работы – с их помощью активизируется локальный, мукозальный иммунитет. Здесь не должно возникнуть никаких осложнений, и сам иммунный ответ формируется не в течение нескольких недель, как при введении обычной вакцины, а буквально через несколько дней. Носовые ходы, ротоглотка постоянно сталкиваются с вирусами, микробами, и от того, насколько здесь адекватно реагирует иммунитет, зависит, заболеет человек или нет. С помощью введения назальной вакцины тренируются так называемые клетки памяти – В- и Т-лимфоциты, которые когда-то столкнулись с вирусом и знают, как с ним бороться.
– Можно привиться именно сейчас?
– Я поделюсь своим личным мнением. Если вообще не прививались ни разу, то обязательно «Спутник», это эффективная вакцина, которая хорошо себя показала. Для ревакцинации – назальная вакцина, которую можно применять и в эпидсезон тоже, и сейчас.
Не забывать о профилактике
– Понятно, что иммунитет – это очень сложная система, на которую воздействует множество факторов, но можно как-то укрепить его?
– Это банальные вещи, но они помогают.
Первое – это хороший, полноценный сон, 8 часов в день взрослому человеку нужно спать. Потом нужен строительный материал для образования нужных для защиты организма клеток, а это в первую очередь белковое питание. Обязательно должны быть в рационе мясо, рыба, птица.
А самая лучшая белковая пища – это грибы, аминокислоты из них усваиваются лучше всего.
И не забывать про витамины, а это не яблоки и бананы, которые лежат в наших магазинах. Это наши ягоды сибирские, орехи, квашеная капуста.
Аптечные витамины тоже подойдут, хотя степень их усвоения ниже: с пищей необходимые нам дозы витаминов получить сложно. К числу важных относится витамин D, он повышает защиту респираторной системы, регулирует определенные звенья иммунитета. Он в том числе вырабатывается в организме под влиянием солнечных лучей. Но с солнцем у нас не очень хорошо, поэтому их стоит принимать.
– Врачи при заболевании ковидом обычно дают рекомендации принимать по 500 мг витамина С и витамина D.
– С точки зрения доказательной медицины нет сведений, что они существенно влияют на течение заболевания. Но пациенты же все разные. Кому-то такие дозы не принципиальны, а другим они могут помочь, так что лучше принимать.
По большему счету один из самых главных элементов, которые влияют на иммунитет, это железо, но в том числе и цинк, селен, йод. Поэтому если у вас постоянно низкий гемоглобин, есть анемия – это означает, что вы будете часто болеть. Нужно принимать специальные препараты. Что касается йода, то наш регион считается йододефицитным, поэтому лучше покупать не обычную соль, а йодированную. Хотя кому-то такой меры, профилактической, может быть недостаточно.
Волнуетесь – значит, ходите
– Из-за последних геополитических событий многие находятся в очень нестабильном психологическом состоянии уже долгое время. Влияет ли стресс на иммунитет?
– Это даже не обсуждается, разумеется. У нас есть три регуляторные системы: нервная, эндокринная, иммунная. И нервная на первом месте, так устроено, это наш залог выживания еще с древнейших времен. Если человек вовремя не среагирует на опасность – не убежит от хищника, от представителя враждебного племени, он погибнет. Во время стресса вырабатывается кортизол и адреналин – это два гормона, которые угнетающее действуют на иммунную систему. Очень многие сейчас находятся в состоянии хронической усталости и хронического стресса, что отражается на их состоянии.
Чтобы в крови уровень этих гормонов снижался и они не угнетали нервную систему, нужно больше двигаться. Самый доступный способ – это ходьба.
Это отличное средство, которое подходит всем людям, вне зависимости от возраста и уровня физической подготовки. А бег может быть опасен для тех, кто имеет избыточную массу тела, для пожилых, которые никогда не занимались спортом.
Постоянное угнетение иммунной системы может привести к плохим последствиям: нередко так бывает – умирает человек, развивается онкозаболевание у родственника, который переживает. Потому что от такого рода заболеваний предохраняет в том числе и иммунная система, которая обнаруживает «плохие» клетки и уничтожает их. Новейшие лекарства от онкозаболеваний работают по следующему алгоритму: они ломают защиту опухолевой клетки, которая «прячется» от иммунной системы, вырабатывая специальные вещества, которые мешают ее обнаружить и нейтрализовать. Препарат нарушает эту систему защиты.
– Сейчас чувствуется какая-то изоляция от мирового научного сообщества?
– С реактивами сложная ситуация – некоторые фирмы заблокировали поставку. Что касается лекарств, то есть ряд компаний зарубежных, в первую очередь американских, которые спокойно продолжают работать – они не хотят терять деньги. Тем более есть такие препараты, которые поставляются на рынок во много раз дороже, чем, к примеру, аналоги, произведенные в Индии. Им просто невыгодно уходить из России. Наши фармкомпании активно занимаются импортозамещением, причем некоторые препараты, по отзывам наших коллег, онкоиммунологов, показали результаты даже лучше зарубежных.
Многое делается, но как человек, который многие годы занимается наукой, я не могу не сказать, что в нее нам надо вкладывать гораздо больше. Раньше мы становились аспирантами, работали в лабораториях – и понимали, что не потеряем в зарплате. Сейчас разница между зарплатой участкового терапевта и молодого ученого колоссальна – наш аспирант получает чуть больше 20 тысяч рублей, врач – вплоть до 100 тысяч рублей. Нам нужно удерживать молодые кадры в науке, делать эту сферу привлекательной для выпускников вузов. Чтобы талантливые люди, которые могут что-то сделать полезное для страны, не уходили. Это всегда должно быть для нас задачей первостепенной важности, а теперь особенно.