Несколько сравнительно свежих фактов.
В Дзержинском районе возбуждено уголовное дело в отношении судебных приставов – исполнителей по статье «Служебный подлог». Сотрудники УФССП составляли фиктивные документы, в которых фигурировали «липовые» понятые, и таким нехитрым образом оканчивали исполнительные производства.
В Ачинске их непутевого коллегу обвиняют в присвоении и растрате. Пристав получил от налогового должника 7 тысяч рублей, которые должен был перечислить в ФНС и Пенсионный фонд, однако потратил их на собственные нужды.
Есть и другая сторона… В Красноярке будут судить некоего гражданина Л. за то, что он пытался «отблагодарить и не обидеть» пристава, от которого всего-то требовалось составить фальшивый акт об отсутствии имущества у должника. О «деловом предложении» пристав сообщил своему начальству. В итоге полиция задержала гражданина при передаче взятки.
Однако стоит упомянуть важное обстоятельство: многие из подобных поползновений пресекают собственные структуры УФССП, призванные следить за «чистотой рядов». Руководитель одной из них – отдела по противодействию коррупции – Анатолий БЫКОНЯ – собеседник «НКК».
– Анатолий Савельевич, обозначьте момент, с которого начинается работа вашего подразделения?
– Мы отрабатываем любую информацию, которая каким-то образом касается сотрудников службы. Работа судебных приставов может быть проконтролирована на всех этапах исполнительного производства. И хотя тщательные проверки документов с учетом огромных объемов работы судебных приставов – процесс зачастую достаточно трудоемкий, но у нас хватает терпения разобраться во всем до мелочей, если есть объективные основания для сомнений в честности кого-то из наших сотрудников. Впрочем, жалобы подтверждаются далеко не во всех случаях. Иногда люди, которым грозят большие взыскания, сознательно пытаются очернить приставов, надеясь с помощью обвинений затянуть исполнительное производство и в итоге избежать ареста имущества.
– Но такие эпизоды все же выявляются?
– Да, приходится это признать. В предыдущие годы возбуждались уголовные дела по таким статьям Уголовного кодекса, как «Присвоение или растрата», «Превышение должностных полномочий», «Служебный подлог». В 2008–2009 годах была проведена серьезная работа по предотвращению фактов служебного подлога среди государственных гражданских служащих управления. Так, в Железногорске были выявлены случаи служебного подлога со стороны двух судебных приставов-исполнителей. Эти сотрудники составляли подложные документы, чтобы уменьшить объем работы. Например, составлялись акты о том, что гражданин не живет по месту прописки, хотя по указанному адресу никто не выезжал, то есть в акт вносились заведомо ложные сведения, а это должностное преступление. Также эти приставы выносили необоснованные постановления об окончании исполнительного производства на основании подложного акта об отсутствии имущества у юридического лица, являвшегося должником. В числе пострадавших от подобных действий оказался Пенсионный фонд и комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Железногорска. Суд полностью доказал вину подсудимых, хотя сами они все упорно отрицали. Оба пристава были признаны виновными в совершении преступления по статье «Служебный подлог» и заплатили большой штраф. Клеймо «ранее судимы» будет теперь стоять не только на их биографии, но и ляжет черным пятном на судьбе их детей. По действующему на сегодняшний момент законодательству, из-за судимости родителей они никогда не смогут поступить на государственную службу, в том числе и работать судебными приставами.
– Как не допустить подобных людей к коррупционно опасным должностям?
– Среди желающих работать на госслужбе ведется жесткий отбор, и за справкой, которая гласит, что препятствий для поступления на государственную службу нет, стоит огромный труд. Главная его цель – отсеивание неблагонадежных людей, которые впоследствии могут совершить противоправные действия. Перечень ограничений, при которых человек не может быть принят на госслужбу, включает более десятка пунктов. Это один из аспектов профилактической работы по предотвращению коррупции и других правонарушений в работе судебных приставов, но далеко не единственный. Мы постоянно ведем разъяснительную работу среди сотрудников службы и проверяем их на знание правовых норм. Например, мы подробно прорабатываем с ними алгоритм, описывающий, как должен себя вести судебный пристав при попытке дачи взятки ему как должностному лицу. К сожалению, среди тех, с кем работает служба судебных приставов, попадаются нечистые на руку люди, которые пытаются, так сказать, решить проблему противоправным путем. Так, с начала 2012 года было шесть обращений по поводу попытки дачи взятки судебному приставу, по этим обращениям были проведены соответствующие проверки, и два таких эпизода легли в основу уголовных дел. Чаще всего приставов просят снять арест с имущества, чтобы успеть его продать. Поэтому сейчас все исполнительные производства, которые связаны с арестом имущества, находятся под особым контролем. В целом за прошлый год было проведено тринадцать проверок по фактам ненадлежащего исполнения судебными приставами своих должностных обязанностей. Они подозревались в незаконном присвоении денежных средств, полученных от должников с помощью квитанционных книжек и квитанций неустановленного образца, а также нарушениях, когда были допущены случаи реализации должником имущества. Поэтому, если есть малейшие сомнения в честности судебного пристава либо в подлинности квитанций или иного документа, то обращайтесь в отдел по противодействию коррупции нашего управления по телефону 297-91-21.
справка
О фактах коррупции или иных противоправных действиях судебных приставов можно сообщать по телефону доверия регионального УФССП (391) 211-02-00. Все звонки регистрируются, по каждому из них проводится служебная проверка. Более подробную информацию о порядке рассмотрения обращений граждан можно прочитать на сайте УФССП России по Красноярскому краю. Адрес: www.r24fssprus.ru.