Как живешь, поликлиника?

Что изменится здесь в ближайшее время и что меняется уже сегодня

Как живешь, поликлиника? Что изменится здесь в ближайшее время и что меняется уже сегодня

В системе амбулаторно-поликлинической помощи давно назрели серьезные реформы. Руководство края и минздрава это понимает. И многое уже делается для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему.

Миллионный Красноярск, главный город края, имеет вполне соответствующую своему статусу систему здравоохранения – развитую, многопрофильную, достаточно современную. У нас есть хорошо оборудованные больницы и клиники, специализированные медицинские центры, в которых делают операции мирового уровня и оказывают качественную медицинскую помощь. Есть и прекрасные врачи, ничуть не уступающие в профессионализме своим коллегам из столиц.

поликлиникаНо путь большинства жителей города и края к высокотехнологичной медицине, контакты со здравоохранением чаще всего начинаются с родной, хорошо знакомой районной поликлиники по месту жительства. Порог именно этого медицинского учреждения первым делом переступает человек, если у него появились проблемы со здоровьем.

А участковый врач такой поликлиники – первый, кто принимает и выслушивает больного, ставит ему диагноз, назначает предварительные исследования. Решает, госпитализировать или назначить амбулаторное лечение, направить к узкому специалисту или обойтись своими силами. От того, в каких условиях работает участковый доктор, какова у него нагрузка, ценится ли его труд по достоинству, зависит многое. И качество первичной медицинской помощи, и точность его врачебных решений. А по большому счету – дальнейшая судьба больного.

Не зря доктора говорят, что участковый врач находится на переднем крае медицины. А поликлиника в целом – первое и важнейшее звено в системе здравоохранения. И самое, пожалуй, проблемное. Любой, кто хоть раз бывал в этих учреждениях, знаком с некоторыми их «нюансами». Тут и запись к узкому специалисту порой за две недели, и очереди у кабинетов, и формализм, и «карточку потеряли». А случается, что уж скрывать, и не всегда доброжелательное отношение к пациенту. Порой даже хамское. Нет, не повсеместно. Но чаще, чем хотелось бы.

Врач сыт – и больному легче

Еще в августе нынешнего года Виктор Толоконский, будучи тогда временно исполняющим обязанности губернатора, подписал распоряжение с длинным, но вполне понятным названием: «О первоочередных мерах, направленных на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи в краевых и государственных амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Красноярска».

Сегодня этот 10-страничный (вместе с приложением) документ лежит на столах главных врачей всех поликлиник города. У одного из тех, с кем я встречался, он весь исчеркан пометками и галочками. Видно, что с документом работают и воспринимают его как прямое руководство к действию. «Четыреста девятое распоряжение» – называют его медики. Или «план работы участковой службы до 2017 года».

В нем подробно расписано, что, как и в какие сроки нужно изменить и внедрить, чтобы пациенту в поликлинике лечиться было комфортно, помощь ему оказывалась качественно и без проволочек. А врач – чувствовал бы себя социально защищенным.

Первый пункт программы такой: поэтапное (до 2016 года) повышение зарплаты участковых врачей, фельдшеров и медсестер. Кроме того, предусмотрены компенсации арендной платы за жилье медикам участковой службы, не имеющим своих квартир. Будет рассмотрена возможность первоочередного предоставления их детям мест в детских садах. Выплата компенсаций за проезд в общественном транспорте. Увеличение господдержки студентам медуниверситета, которые заключили договоры о целевом обучении с учреждениями здравоохранения и, получив дипломы, придут сюда на работу. Все это – о хлебе насущном. Не зря герой одного любимого народом фильма говорил: «Врач сыт – и больному легче».

Тполиклиникаеперь о переменах непосредственно в организации лечебной деятельности поликлиник.

Врачей здесь не хватает, это факт. Но ждать, пока все выпускники медуниверситета дружно ринутся в поликлиники работать участковыми, можно до морковкина заговенья. А больных нужно лечить уже сегодня. Поэтому принято решение об укрупнении терапевтических участков. Всего в городе их будет 372. Если раньше на каждом таком участке один врач-терапевт или педиатр обслуживал в среднем 1 800 жителей, то теперь эта цифра вырастет (а кое-где уже и выросла) до 2 200–2 300 человек.

Ну вот, скажете, так мы и знали. Еще больше загрузят этого измотанного участкового врача, добавив ему больных.

Спокойно, читатель. Больных-то у врачей прибавится, но реформа предполагает, что доктор при этом будет избавлен от массы всяких несвойственных ему функций, которые раньше отнимали кучу драгоценного времени, мешая заниматься непосредственной своей работой – лечить.

Избавить от рутины

Беседуем с главным врачом Красноярской межрайонной больницы № 3 Сергеем Сульдиным. Это энергичный молодой мужчина, хирург. Он полон планов и настроен весьма решительно. Больницу возглавил в январе этого года. До этого успел поработать в краевом минздраве на важной организационной должности. Имеет и экономическое образование. Сейчас под его началом сложное медицинское хозяйство: в структуре больницы не только два стационара, но и целых шесть поликлиник. Огромный участок – от Базаихи до Затонской. Весь Свердловский район.

– Главная задача, решив которую мы разгрузим участковых врачей, – это правильное распределение потока больных, – говорит Сергей Александрович. – Ежедневно в наши шесть поликлиник обращается примерно полторы тысячи человек. Мы проводили мониторинг потока и выяснили, что половина пациентов – это люди, которые записались на прием по телефону или по Интернету, через веб-регистратуру. С ними все понятно: они попадут к врачу в назначенное время, по графику. А тех, кто пришел без записи, надо направить в нужные кабинеты, чтобы не создавалось очередей перед дверями участковых врачей. И такие кабинеты уже работают в каждой поликлинике: доврачебный, смотровой и неотложной помощи. Их создание также прописано в распоряжении губернатора. Есть кабинет, где выписывают только всевозможные справки и рецепты, выдают выписки. Процентов 10 людей приходят в поликлинику именно за этим. Теперь мы освободили участковых терапевтов от такой рутины.

Есть пациенты, которым помощь участкового не требуется: их проблемы можно решить в доврачебном кабинете или кабинете неотложной помощи, здесь работают опытные врачи и фельдшеры. Здесь даже анализы можно сдать, пригласив процедурную медсестру. Следовательно, у терапевта появилось больше времени, чтобы заниматься плановыми больными. Хотя, конечно, если у человека острое состояние, его из неотложного кабинета направят к любому нужному врачу – хоть к узкому специалисту, хоть к своему участковому. Пропасть не дадим, даже если больной пришел без предварительной записи. Это и называется индивидуальным подходом к каждому больному, ради чего, собственно, реформа и проводится. Пациент – во главе угла. С тех пор как у нас в поликлиниках заработали такие кабинеты, очередей практически не стало, мы здорово разгрузили участковых.

Что касается укрупненных участков, где у доктора много больных, то у такого врача две медсестры. Или медсестра и фельдшер. Они берут на себя всю бумажную работу.

Мы должны добиться, чтоб участковый занимался только медициной, был экспертом, диагностом. А не бумажки выписывал.

Словом, работа над реформами уже идет, но ее надо отлаживать и шлифовать, чем мы и занимаемся.

Распоряжением губернатора предусмотрено создание при каждой поликлинике или сети поликлиник call-центра, сотрудники которого будут распределять поток больных, вести запись к специалистам, консультировать по разным оргвопросам.

Звоните, вас услышат

поликлиникаВ Свердловском районе при больнице № 3 такой «телефонный штаб» работает с сентября. В специальном помещении с перегородками восемь операторов в наушниках сидят перед мониторами компьютеров и принимают в день до полутора тысяч звонков. Пока это единственный такой call-центр в городе. Но скоро, обещает руководство минздрава, они появятся везде.

– Если в поликлинике, к которой прикреплен больной, нет врача нужной специальности (болеет или в отпуске), операторы call-центра запишут его на прием к специалисту другой поликлиники, входящей в нашу сеть, – рассказывает Сергей Сульдин.

В идеале, мечтают врачи, неплохо бы все поликлиники города объединить в единую сеть.

Есть еще одна особенность работы участковых, о которой знает каждый, кто хоть однажды был у них на приеме: приходишь к доктору, он тебя осмотрит по-быстрому, задаст несколько вопросов, а потом пишет и пишет, пишет и пишет… Не поднимая глаз на больного. Это, честно говоря, раздражает.

– Нас, врачей, это раздражает не меньше, – признается руководитель городской межрайонной поликлиники № 5 Сергей Резниченко. – Вы знаете, сколько у доктора писанины? В целом по поликлинике – до двухсот разных журналов, которые он должен регулярно заполнять! Учет диспансерных больных, журнал выдачи справок, журнал учета туберкулеза, список инвалидов и прочая, прочая… Все это называется первичной документацией. Мы посмотрели: а нужны ли нам все эти журналы? И решили оставить участковому терапевту всего девять из них, самых важных, которые проверяются на федеральном уровне. Причем скоро вся эта документация будет вестись в электронной форме. Приказано до 2016 года внедрить во всех поликлиниках электронный документооборот. Уже сейчас у нас на столе каждого врача стоит компьютер, с которого он может записать больного к узкому специалисту, вести свою базу пациентов. А скоро мы введем электронные амбулаторные карты, сегодня как раз идет работа над их внедрением. Избавляем врача от выписки рецептов – это делается в специальном кабинете. Внедряются электронные больничные листы, которые будут направляться непосредственно в организацию, где работает больной.

Что еще нового? Льготные лекарства некоторым категориям больных раньше выписывали только на один месяц. Прошел месяц – снова иди в поликлинику, стой в очереди. Сейчас рецепты на такие лекарства выписывают сразу на три месяца.

В каждый последний четверг квартала будут проводиться встречи главврачей поликлиник с населением. Люди смогут здесь высказать медикам свои претензии, задать какие-то вопросы, обсудить работу поликлиник, что-то предложить, на кого-то пожаловаться… Кроме того, у всех главврачей есть дни приема пациентов по личным вопросам – раз в неделю. Расписание должно висеть в каждой поликлинике.

– Упаднических настроений у нас нет, – резюмирует Сергей Сульдин. – Мы уже ведем большую работу. Участковые врачи понимают необходимость перемен и готовы в них участвовать, министр с ними встречался, все объяснил. Я считаю: то, что мы наметили, воплотить вполне реально. Главное, что у нас есть желание меняться, идти навстречу пациенту.

С точки зрения пациента

Юрий АБРАМЧИК

житель Красноярска, пенсионер

– Что-то я особых перемен в нашей поликлинике № 1 в Северном не замечаю. Те же очереди, так же трудно попасть к узкому специалисту. Реформы? А что, они уже идут? Да за них надо было браться еще лет 10 назад! Уже взялись? Ну дай-то бог, чтобы получилось, я только за. Менять в наших поликлиниках надо много. И первым делом – отношение к нам, пациентам. Уверен, и врачи со мной согласятся. Только им думать-то особо некогда: давай-давай! Такой поток больных, а потом еще и по вызовам бегать…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности