Какие тайны нам раскроет Новый год

Легенды и традиции народов Красноярского края

Какие тайны нам раскроет Новый год Легенды и традиции народов Красноярского края
Фото: Руслан Рыбаков

Красноярский край многонациональный – здесь проживают 156 этносов. И все они в мире и согласии садятся за новогодний стол, когда часы на московских курантах бьют 12 раз. Сегодня праздник смены одного года другим стал межнациональным. Впрочем, каждый народ чтит свои традиции, вспоминает легенды и отмечает приход нового года еще и по-своему календарю.

По труду и награда

Праздник смены календаря – Новый год – такой, каким мы его знаем сегодня, сформировался не так давно – в советское время.

Именно после войны появился традиционный дуэт сказочных персонажей – Деда Мороза и Снегурочки. Прообразом волшебного зимнего старика стал персонаж из народной сказки «Морозко» (помните, как дед с длинной бородой и одетый в теплую шубу встретил под елью Настеньку и все приговаривал: «Тепло ли тебе, девица»?), а Снегурочку позаимствовали из пьесы Александра Островского.

Фото: Руслан Рыбаков / архив gnkk.ru

Впрочем, на Руси легенда (или сказка) о сказочном Морозе жила и до появления нынешних персонажей праздника. Крестьяне-земледельцы так олицетворяли природные явления, ведь заморозки были реальной угрозой для будущего урожая. А потому мороз всячески пытались задобрить и даже приглашали на праздничную трапезу во время Святок, проводили множество ритуалов. Например, хозяйки пекли 40 «орехов» – шариков из ржаной и овсяной муки – и ежедневно кидали по одному ореху на улицу, призывали: «Мороз, Красный нос, вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову».

Главной новогодней сказкой у русских считается «Морозко». В ней прямо говорится: новогодний старик любит работящих и тех, кто не привык жаловаться, и одаривает их щедро. Так что до сих пор у нас принято на Новый год желать счастья и достатка. А также хорошего поведения. Мол, будешь хорошей девочкой, мальчиком – будет тебе и награда.

Наместник бога зимы

У татар свой Дед Мороз. И не простой, а уникальный сказочный персонаж, который вобрал в себя элементы древней тюркской мифологии и народных традиций.

Зовут его Кыш Бабай – зимний дедушка. Одевается он в зеленую теплую шубу (этот цвет у мусульман считается священным) с татарским орнаментом и отороченную мехом тюбетейку. Вместо внучки Снегурочки сопровождает Кыш Бабая дочь Кар Кызы – в традиционном татарском платье с вышивкой и украшением изю, которое раньше у татар передавалось из поколения в поколение.

Фото: Руслан Рыбаков

По тюркскому календарю Новый год наступает с 21 на 22 декабря. С этой датой связана новогодняя татарская легенда. Именно в эту ночь родился великий бог зимы Тенгри, который своим управляющим на земле назначил волшебника Кыш Бабая – покровителя зимы. В эту ночь татарский народ устраивал торжества, проводил ритуалы начала зимы, которые символизировали начало нового цикла в жизни. Татары водили хороводы вокруг священного вечнозеленого дерева ели и совершали магический обряд «Каратен» («черная ночь»).

Кыш Бабай всегда приглашал на праздник других богов и духов тюркского пантеона. Весь этот праздник назывался Нардуган и длился до 1 января.

Кстати, у татар есть еще один Новый год. Он приходится на день весеннего равноденствия (в конце марта) и называется Навруз.

Впрочем, как говорят в татарской национально-культурной автономии «Яр», в Красноярском крае татары чтят традиции и помнят легенды, но Новый год отмечают вместе со всеми – в ночь с 31 декабря на 1 января.

День Сета

У чувашей другие новогодние персонажи – дед Хел Мучи (Старик Мороз) и его внучка Юр Пике (Снежная Красавица). Внешне чувашский Дед Мороз напоминает традиционного. Он одет в кафтан и отороченную мехом шапку. Правда, наряд у него темно-зеленого и желтого цветов с вышитым национальным орнаментом.

Этот новогодний волшебник очень талантлив – прекрасно играет практически на всех инструментах. Говорят, может извлекать мелодии даже из оброненного гусем пера. А внучка его Юр Пике – помощница по хозяйству и ремеслу.

Фото: Руслан Рыбаков

В древности чуваши, так же как и татары, связывали наступление нового года с движением солнца. Праздник у них начинался 22 декабря – в самый короткий день в году. Называли его Сетне кун – День Сета. В этот день чуваши надевали шубы шиворот-навыворот, дрова раскидывали, скамейки ломали – показывали буйство темных, разрушительных сил. А 25 декабря начинался праздник Сурхури – «Плюнь на черное», или «Овечья нога». С этим днем был связан шутливый обряд: в темном хлеву нужно было поймать за ногу овцу. Попадалась белая – в новом году ждет удача, а если черная – беда.

До 25 декабря поминали усопших, а с этого момента отмечали праздник живых. Он длился семь дней и заканчивался 1 января.

Красноярские чуваши скамеек уже не ломают и буйство свое не проявляют: собираются накануне традиционного Нового года и поют чувашские песни, танцуют, общаются, угощают друг друга национальными яствами.

В овчинном тулупе с седой бородой

У армян самый популярный новогодний старик – обычный Дед Мороз. Но и у этого народа был свой, национальный волшебник, который дарил детям подарки в праздничный день.

Раньше самым важным праздником для армян был совсем не Новый год, а День святого Саркиса, который отмечается в январе. Затем шла другая религиозная дата – день памяти святого Саака Партева, которая также приходилась на зиму. По легенде, святой Саак очень напоминал нашего Деда Мороза – ходил с посохом, в овчинном тулупе, подбитом козьим мехом, и был очень добр к детям. У армян даже существовала традиция: в день памяти святого самый старший в семье тайно одевался в овчинный тулуп и выходил на улицу. А затем входил через главный вход и дарил детям подарки. Со временем такого старика стали называть Мец Папук (большой дед). Он и стал для армянских ребятишек волшебным зимним стариком.

Первого января отмечать Новый год армяне начали только в середине XVII века. В праздник обязательно проводили обряд каху: дети спускали корзины с крыш домов, а женщины клали в них сласти и сухофрукты. Кстати, эти угощения до сих пор самые популярные у армян на Новый год.

Встреча

Таймыр – особая территория. На этой арктической земле проживают пять коренных народов Севера – нганасаны, долганы, ненцы, энцы и эвенки. И у всех свой Новый год. Ни один из них не совпадает с традиционным, принятым в культуре нашей страны. Любимый для многих россиян праздник северные этносы отмечают по календарю природы. На просторах арктической тундры это происходит в разное время, точной даты нет.

Например, у ненцев исследователи отмечают многочисленные ритуалы, которые связаны с различными промыслами или оленеводческими занятиями. Но собственно праздников календарно-астрономического характера не обнаружено.

У эвенков существует праздник Бакалдын, что в переводе означает «встреча» – встреча людей, семей, родовых племен после долгой и суровой северной зимы, он отмечается 22–23 июня. Это также и встреча лета, встреча эвенкийского Нового года. В старину в ходе празднования люди обменивались новостями, накопившимися за зиму, обговаривали совместные дела, проводили свадьбы.

А долганы и нганасаны празднуют Новый год в середине января, когда заканчивается полярная ночь.

Фото: Руслан Рыбаков

– У нганасан год идет за два. Издревле нганасаны жили по своему природному календарю – лунным месяцам. У них было необычное летоисчисление: год (хуо) – делился на два: зимний, состоящий из восьми месяцев, и летний – из четырех. Начало зимнего сезона определяется нганасанами по двум признакам: выпадению снега (замерзанию воды) и гону оленей. Зимний год у нганасан начинался где-то в середине ‒ конце сентября, когда выпадал первый снежок, а реки начинали замерзать, и заканчивался в феврале. Наступление летнего связывается с обратными явлениями: таянием снегов (вскрытием рек) и отелом оленей. Поэтому, если считать возраст человека по нганасанскому календарю, он будет вдвое больше, чем по обычному. Вот мне 56 лет, а по нганасанскому летоисчислению получается 112 – вот такой я «динозавр», – рассказывает нганасанка – ведущий научный сотрудник Таймырского краеведческого музея Лидия Аксенова.

Каждый месяц у нганасан имеет свое название. Почти все связаны с природными явлениями и хозяйственной деятельностью. Сейчас, например, хоймару кичэзээ – темный месяц (на Таймыре полярная ночь). Продлится он до середины января. В это время нганасаны приезжали к границе лесов и жили относительно оседло. Мужчины заготавливали дрова для топлива, охотились на песцов, а женщины занимались мелкими работами по хозяйству. Жизнь кочевников замирала.

Первый Новый год у нганасан наступал в конце января – начале февраля, когда заканчивалась полярная ночь. Тогда нганасаны отмечали праздник Чистого чума. Съезжались родственники из разных мест, ставился «чистый чум» из новеньких шестов и нюков, и начиналось «оживление» природы.

Главным действующим лицом этого праздника был шаман. Он проводил обряд и испрашивал у духов благополучия, счастья и удачи на промысле для всех присутствующих. А заодно узнавал, кто будет счастлив в наступающем году. В завершение действа шаман всем клал в рот по кусочку сушеного мяса оленя. И каждый старался взять угощение, чтобы в семье царило благополучие.

У Лидии Аксеновой в роду и прадед шаман, и дед. Еще пятилетней девочкой помнит она, как испугалась своего деда во время обряда. Ей показалось, что во время камлания дед вдруг превратился в волка. И малышка выбежала из чума.

– Тогда меня догнала бабушка и объяснила: так делать нельзя. Ведь шаманы во время обряда могут превращаться в разных зверей – волка или медведя. Это их духовные помощники в борьбе со злыми силами. И если бы я напугала дедушку своими действиями, он мог навсегда остаться волком.

В начале лета у нганасан отмечался другой Новый год – Аниэ дялы (Большой день). Таял снег, начиналась весна, и вновь со всех стойбищ съезжались нганасаны в определенное место. Тут уже главным действующим лицом была старейшая в роду женщина.

– Это был молодежный праздник: парни и девушки присматривались друг к другу, выбирали себе невест и женихов. А бабушка выступала в роли свахи, – рассказывает Лидия Кундылеевна. – Девушка обязательно должна быть мастерицей – уметь парки шить, орнаменты красивые вышивать. Иначе никто ее замуж не возьмет. Раньше на трудолюбие смотрели, а не на лицо.

В этих праздниках Лидия Аксенова участвовала еще совсем малышкой. В шесть лет она приехала учиться в интернат. И здесь впервые увидела настоящую новогоднюю елку. Правда, елочка была не живая, искусственная. Малышка ходила вокруг, трогала ее и думала: «Разве деревья такими бывают?»

Фото из архива Лидии Аксеновой

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 декабря 2025
Атомная смена
Одним из завершающих событий 2025 года, посвященного 80-летию российской атомной отрасли, стал визит делегации АО «ПО «Электрохимический завод» во главе
Без рубрики
25 декабря 2025
Красноярцы показали класс в «Новогоднем калейдоскопе»
Помните свои детские ощущения от приближающегося праздника – Нового года? Это и запах мандаринов, и детские утренники, и украшение ёлочки.
Без рубрики
23 декабря 2025
В Красноярске открылся Национальный центр «Россия»: одной из ключевых локаций стала площадка «Норникеля»
В Красноярске открылся Национальный центр «Россия» — масштабная культурно-просветительская и деловая площадка федерального значения. И все это пространство — о Родине,
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности