Красноярский край многонациональный – здесь проживают 156 этносов. И все они в мире и согласии садятся за новогодний стол, когда часы на московских курантах бьют 12 раз. Сегодня праздник смены одного года другим стал межнациональным. Впрочем, каждый народ чтит свои традиции, вспоминает легенды и отмечает приход нового года еще и по-своему календарю.
По труду и награда
Праздник смены календаря – Новый год – такой, каким мы его знаем сегодня, сформировался не так давно – в советское время.
Именно после войны появился традиционный дуэт сказочных персонажей – Деда Мороза и Снегурочки. Прообразом волшебного зимнего старика стал персонаж из народной сказки «Морозко» (помните, как дед с длинной бородой и одетый в теплую шубу встретил под елью Настеньку и все приговаривал: «Тепло ли тебе, девица»?), а Снегурочку позаимствовали из пьесы Александра Островского.

Фото: Руслан Рыбаков / архив gnkk.ru
Впрочем, на Руси легенда (или сказка) о сказочном Морозе жила и до появления нынешних персонажей праздника. Крестьяне-земледельцы так олицетворяли природные явления, ведь заморозки были реальной угрозой для будущего урожая. А потому мороз всячески пытались задобрить и даже приглашали на праздничную трапезу во время Святок, проводили множество ритуалов. Например, хозяйки пекли 40 «орехов» – шариков из ржаной и овсяной муки – и ежедневно кидали по одному ореху на улицу, призывали: «Мороз, Красный нос, вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову».
Главной новогодней сказкой у русских считается «Морозко». В ней прямо говорится: новогодний старик любит работящих и тех, кто не привык жаловаться, и одаривает их щедро. Так что до сих пор у нас принято на Новый год желать счастья и достатка. А также хорошего поведения. Мол, будешь хорошей девочкой, мальчиком – будет тебе и награда.
Наместник бога зимы
У татар свой Дед Мороз. И не простой, а уникальный сказочный персонаж, который вобрал в себя элементы древней тюркской мифологии и народных традиций.
Зовут его Кыш Бабай – зимний дедушка. Одевается он в зеленую теплую шубу (этот цвет у мусульман считается священным) с татарским орнаментом и отороченную мехом тюбетейку. Вместо внучки Снегурочки сопровождает Кыш Бабая дочь Кар Кызы – в традиционном татарском платье с вышивкой и украшением изю, которое раньше у татар передавалось из поколения в поколение.

Фото: Руслан Рыбаков
По тюркскому календарю Новый год наступает с 21 на 22 декабря. С этой датой связана новогодняя татарская легенда. Именно в эту ночь родился великий бог зимы Тенгри, который своим управляющим на земле назначил волшебника Кыш Бабая – покровителя зимы. В эту ночь татарский народ устраивал торжества, проводил ритуалы начала зимы, которые символизировали начало нового цикла в жизни. Татары водили хороводы вокруг священного вечнозеленого дерева ели и совершали магический обряд «Каратен» («черная ночь»).
Кыш Бабай всегда приглашал на праздник других богов и духов тюркского пантеона. Весь этот праздник назывался Нардуган и длился до 1 января.
Кстати, у татар есть еще один Новый год. Он приходится на день весеннего равноденствия (в конце марта) и называется Навруз.
Впрочем, как говорят в татарской национально-культурной автономии «Яр», в Красноярском крае татары чтят традиции и помнят легенды, но Новый год отмечают вместе со всеми – в ночь с 31 декабря на 1 января.
День Сета
У чувашей другие новогодние персонажи – дед Хел Мучи (Старик Мороз) и его внучка Юр Пике (Снежная Красавица). Внешне чувашский Дед Мороз напоминает традиционного. Он одет в кафтан и отороченную мехом шапку. Правда, наряд у него темно-зеленого и желтого цветов с вышитым национальным орнаментом.
Этот новогодний волшебник очень талантлив – прекрасно играет практически на всех инструментах. Говорят, может извлекать мелодии даже из оброненного гусем пера. А внучка его Юр Пике – помощница по хозяйству и ремеслу.

Фото: Руслан Рыбаков
В древности чуваши, так же как и татары, связывали наступление нового года с движением солнца. Праздник у них начинался 22 декабря – в самый короткий день в году. Называли его Сетне кун – День Сета. В этот день чуваши надевали шубы шиворот-навыворот, дрова раскидывали, скамейки ломали – показывали буйство темных, разрушительных сил. А 25 декабря начинался праздник Сурхури – «Плюнь на черное», или «Овечья нога». С этим днем был связан шутливый обряд: в темном хлеву нужно было поймать за ногу овцу. Попадалась белая – в новом году ждет удача, а если черная – беда.
До 25 декабря поминали усопших, а с этого момента отмечали праздник живых. Он длился семь дней и заканчивался 1 января.
Красноярские чуваши скамеек уже не ломают и буйство свое не проявляют: собираются накануне традиционного Нового года и поют чувашские песни, танцуют, общаются, угощают друг друга национальными яствами.
В овчинном тулупе с седой бородой
У армян самый популярный новогодний старик – обычный Дед Мороз. Но и у этого народа был свой, национальный волшебник, который дарил детям подарки в праздничный день.
Раньше самым важным праздником для армян был совсем не Новый год, а День святого Саркиса, который отмечается в январе. Затем шла другая религиозная дата – день памяти святого Саака Партева, которая также приходилась на зиму. По легенде, святой Саак очень напоминал нашего Деда Мороза – ходил с посохом, в овчинном тулупе, подбитом козьим мехом, и был очень добр к детям. У армян даже существовала традиция: в день памяти святого самый старший в семье тайно одевался в овчинный тулуп и выходил на улицу. А затем входил через главный вход и дарил детям подарки. Со временем такого старика стали называть Мец Папук (большой дед). Он и стал для армянских ребятишек волшебным зимним стариком.
Первого января отмечать Новый год армяне начали только в середине XVII века. В праздник обязательно проводили обряд каху: дети спускали корзины с крыш домов, а женщины клали в них сласти и сухофрукты. Кстати, эти угощения до сих пор самые популярные у армян на Новый год.
Встреча
Таймыр – особая территория. На этой арктической земле проживают пять коренных народов Севера – нганасаны, долганы, ненцы, энцы и эвенки. И у всех свой Новый год. Ни один из них не совпадает с традиционным, принятым в культуре нашей страны. Любимый для многих россиян праздник северные этносы отмечают по календарю природы. На просторах арктической тундры это происходит в разное время, точной даты нет.
Например, у ненцев исследователи отмечают многочисленные ритуалы, которые связаны с различными промыслами или оленеводческими занятиями. Но собственно праздников календарно-астрономического характера не обнаружено.
У эвенков существует праздник Бакалдын, что в переводе означает «встреча» – встреча людей, семей, родовых племен после долгой и суровой северной зимы, он отмечается 22–23 июня. Это также и встреча лета, встреча эвенкийского Нового года. В старину в ходе празднования люди обменивались новостями, накопившимися за зиму, обговаривали совместные дела, проводили свадьбы.
А долганы и нганасаны празднуют Новый год в середине января, когда заканчивается полярная ночь.

Фото: Руслан Рыбаков
– У нганасан год идет за два. Издревле нганасаны жили по своему природному календарю – лунным месяцам. У них было необычное летоисчисление: год (хуо) – делился на два: зимний, состоящий из восьми месяцев, и летний – из четырех. Начало зимнего сезона определяется нганасанами по двум признакам: выпадению снега (замерзанию воды) и гону оленей. Зимний год у нганасан начинался где-то в середине ‒ конце сентября, когда выпадал первый снежок, а реки начинали замерзать, и заканчивался в феврале. Наступление летнего связывается с обратными явлениями: таянием снегов (вскрытием рек) и отелом оленей. Поэтому, если считать возраст человека по нганасанскому календарю, он будет вдвое больше, чем по обычному. Вот мне 56 лет, а по нганасанскому летоисчислению получается 112 – вот такой я «динозавр», – рассказывает нганасанка – ведущий научный сотрудник Таймырского краеведческого музея Лидия Аксенова.
Каждый месяц у нганасан имеет свое название. Почти все связаны с природными явлениями и хозяйственной деятельностью. Сейчас, например, хоймару кичэзээ – темный месяц (на Таймыре полярная ночь). Продлится он до середины января. В это время нганасаны приезжали к границе лесов и жили относительно оседло. Мужчины заготавливали дрова для топлива, охотились на песцов, а женщины занимались мелкими работами по хозяйству. Жизнь кочевников замирала.
Первый Новый год у нганасан наступал в конце января – начале февраля, когда заканчивалась полярная ночь. Тогда нганасаны отмечали праздник Чистого чума. Съезжались родственники из разных мест, ставился «чистый чум» из новеньких шестов и нюков, и начиналось «оживление» природы.
Главным действующим лицом этого праздника был шаман. Он проводил обряд и испрашивал у духов благополучия, счастья и удачи на промысле для всех присутствующих. А заодно узнавал, кто будет счастлив в наступающем году. В завершение действа шаман всем клал в рот по кусочку сушеного мяса оленя. И каждый старался взять угощение, чтобы в семье царило благополучие.
У Лидии Аксеновой в роду и прадед шаман, и дед. Еще пятилетней девочкой помнит она, как испугалась своего деда во время обряда. Ей показалось, что во время камлания дед вдруг превратился в волка. И малышка выбежала из чума.
– Тогда меня догнала бабушка и объяснила: так делать нельзя. Ведь шаманы во время обряда могут превращаться в разных зверей – волка или медведя. Это их духовные помощники в борьбе со злыми силами. И если бы я напугала дедушку своими действиями, он мог навсегда остаться волком.
В начале лета у нганасан отмечался другой Новый год – Аниэ дялы (Большой день). Таял снег, начиналась весна, и вновь со всех стойбищ съезжались нганасаны в определенное место. Тут уже главным действующим лицом была старейшая в роду женщина.
– Это был молодежный праздник: парни и девушки присматривались друг к другу, выбирали себе невест и женихов. А бабушка выступала в роли свахи, – рассказывает Лидия Кундылеевна. – Девушка обязательно должна быть мастерицей – уметь парки шить, орнаменты красивые вышивать. Иначе никто ее замуж не возьмет. Раньше на трудолюбие смотрели, а не на лицо.
В этих праздниках Лидия Аксенова участвовала еще совсем малышкой. В шесть лет она приехала учиться в интернат. И здесь впервые увидела настоящую новогоднюю елку. Правда, елочка была не живая, искусственная. Малышка ходила вокруг, трогала ее и думала: «Разве деревья такими бывают?»
Фото из архива Лидии Аксеновой



