С первых дней войны на фронт отправились не только солдаты, но и корреспонденты, чьи фотографии и очерки навсегда останутся в истории страны. Среди них был и наш земляк, в то время сотрудник газеты «Красноярский рабочий», Игорь Венюков.
Ценою жизни
Еще 13-летним мальчишкой он смастерил фотоаппарат, следуя рекомендациям журнала «Хочу все знать», и начал со снимков в школьную газету. Увлечение стало профессией: его взяли на освободившуюся ставку в фотолабораторию газеты «Красноярский рабочий». Когда началась война, Игорь Венюков ушел на фронт в составе сформированной в Абакане 309-й стрелковой (впоследствии Пирятинской) дивизии.
– Вместе с оружием был вручен фотоаппарат ФЭД, с которым я не расставался всю войну, – впоследствии будет вспоминать Игорь Борисович. – Весь боевой путь от Дона до Одера я прошел с подразделениями дивизии и постоянно находился с товарищами на боевой линии. Здесь я в любых условиях старался запечатлеть на пленку друзей-однополчан, солдат и офицеров. Почти ежедневно приходилось фотографировать бойцов и офицеров на партийные документы, проявлять пленку здесь же, не ожидая окончания боя. Вырыв саперной лопаткой ямку в земле поглубже, укрывшись шинелью и плащ-палаткой, промывать, сушить и печатать снимки.
Свою первую награду – медаль «За боевые заслуги» – он получил после боев в районе станции Лиски на Дону за успешно выполненное задание: доставить взятых в плен восьмерых фашистов на другой берег. Усадил немцев в лодку и приказал грести, сам сидел на корме с автоматом в руках. А впереди была Курская дуга, освобождение Украины, Польши.
Его фото – это не только изображение уличных боев, например, в немецком Бреслау, или снайперов, которые заняли свои позиции. Ему удалось запечатлеть и мирные, быть может, обыденные, но не менее ценные моменты: радостные лица солдат, получающих письма из дома, передачу посылки бойцу, стрижку в полевой парикмахерской…
Игорю Борисовичу повезло: несмотря на все тяготы боевого пути, ему удалось вернуться в Красноярск, и следующие несколько десятков лет его снимки стали иллюстрациями славной послевоенной истории края. Он умер в преклонном возрасте, немного не дожив до своего 90-летия.
Далеко не всех военных фотокорреспондентов ожидала такая же судьба: часть их снимков были сделаны ценою жизни. Как фотографии Севастополя 1944 года, когда осколком вражеского снаряда под Сапун-горой был убит фотокорреспондент «Правды» Михаил Калашников. Пленку удалось передать в редакцию.
И эта трагедия – далеко не единичный случай. Возможности фототехники того времени были ограничены: расстояние до объекта должно быть не очень большим, иначе снимок получался мутным, изображение – расплывчатым. Издали, из безопасного места, снять ничего не получится. А ситуации бывали разными.
Единственный кадр
Журнал «Советское фото» публиковал воспоминания фотохудожника Якова Давидзона, заброшенного к партизанам на Черниговщину. Обстановка была сложной: немцы окружили их, вода и продовольствие закончились, на исходе были боеприпасы. Решили прорываться с боем, но в вещевом мешке Давидзона – отснятая пленка, результат тяжелой и опасной работы. Ее приказывают сжечь. «Если через час пленка не будет уничтожена – собственноручно расстреляю!» – горячился командир. «Пойми, Яша, случись что-нибудь, могут погибнуть сотни неповинных людей – фашисты проявят пленку, узнают партизан в лицо, найдут их жен, детей…» – объясняют ему.
– Что я пережил, засвечивая сотни ценнейших и неповторимых кадров! – вспоминал он. – А под вечер не удержался и снял командира – Николая Попудренко, когда он этого не видел. Только один раз и щелкнул. Через четыре часа он, Герой Советского Союза, пал смертью храбрых. Через несколько дней мы с тяжелыми боями вырвались из этого страшного кольца. И я вынес с собой этот единственный кадр…
Их не только забрасывали к партизанам, они вылетали и с летчиками-торпедоносцами, искали удачный кадр во время ожесточенных боев за Сталинград и Киев. Потерь среди военных фотокорреспондентов было много.
Уже несколько десятков лет мы видим войну их глазами. Все оставшиеся в нашей памяти снимки – еще со страниц школьных учебников – сделаны ими.
Парад 7 ноября 1941 года с гордо марширующими колоннами – в то время, когда немцы в любой момент могли начать бомбардировку. Лица детей в бомбоубежище. Вереница машин на Дороге жизни. И еще многие, многие другие. Это они создали удивительную военную летопись, актуальность которой никогда не померкнет.
В 1945 году на Нюрнбергском процессе снимки советских фотокорреспондентов обрели статус обвинительных документов.
И сейчас, спустя три четверти века, когда история переписывается и роль СССР в той войне искажается, нивелируется, эти фото беспристрастно свидетельствуют об обратном.
Кадры, где ликующие жители Праги встречают советские войска, освободившие Чехословакию от оккупации, или жители польского Белостока дарят цветы нашим солдатам, дают еще один веский довод опровергнуть эту изощренную, кощунственную по отношению к памяти наших солдат, отдавших жизнь за освобождение Европы, ложь. Но эти снимки – еще и своего рода послание нам, их потомкам, призывающее вечно помнить то, что забвению не подлежит.
ВАЖНО
На сайте «Победа. 1941–1945» можно ознакомиться с архивными фото-, аудио- и видеоматериалами. На сегодняшний момент здесь размещено несколько тысяч фотографий Второй мировой войны.
По ним можно проследить историю от самого первого дня Великой Отечественной – 22 июня 1941 года, когда один из фотографов ТАСС успел, увидев собравшихся возле репродуктора москвичей, выскочить из здания и запечатлеть их лица – удивленные, испуганные – во время 8-минутного выступления Молотова: «Без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска…» – до майского снимка 1945-го, где красное знамя развевается над Рейхстагом.
Здесь есть фотографии и более ранних военных действий – событий финской войны, конфликта на озере Хасан в 1938 году.
Фотоснимки нашего земляка Игоря Борисовича Венюкова можно увидеть на сайте музея «Мемориал Победы» memorial24.ru.