Хранитель древностей

Красноярскому краеведческому музею исполняется 130 лет

Хранитель древностей Красноярскому краеведческому музею исполняется 130 лет

 

Даже самый равнодушный к архитектурным памятникам человек, проходя мимо этого здания, невольно замедлит шаг, особенно если видит его впервые. Яркое, величественное, стоит оно у самого Енисея. На его фасадах фигурки египтян, словно перенесенные с древних фресок. Они напоминают о вечности, о том, что все признаки современности, которые мы видим – здания, машины, и сами люди, – исчезнут, как веками исчезали целые цивилизации. И только в музеях можно будет прикоснуться к истории. Той, которую хранит и наш Красноярский краеведческий.

Чум или юрта?

Наверное, почти каждый его посетитель задавался вопросом: почему же наш музей выглядит именно так? Если мы посмотрим на другие крупные «хранилища древностей» Сибири, то окажется, что почти все они расположены в бывших особняках состоятельных людей – и вполне обычного вида. Чтобы найти ответ на вопрос, нужно вернуться на сто лет назад, когда в Красноярске обсуждали необходимость строительства полноценного здания под городской музей.

Председатель общества попечения о народном образовании А. Р. Шнейдер на публичном заседании Красноярского подотдела Императорского Русского географического общества 28 ноября 1913 года отмечал:

«Мы переживаем сейчас время общественного строительства в целях создания местных культурных очагов. Томск в прошлом году обогатился Домом науки, построены музеи в Якутске и Владивостоке… в Астрахани заложен Дом науки и искусств. <…> Это местное строительство знаменует собой новую эпоху в жизни провинции: она заметно выросла, осознала, что создание культурных очагов – ее дело, ее право и обязанность…»

К тому времени музей в Красноярске уже был. Его открыли по инициативе супругов Иннокентия и Юлии Матвеевых, наследников купца Крутовского, в 1889 году. Первоначально экспонаты хранились в доме Крутовских по ул. Каратанова, 11. С 1904 года – в здании гостиного двора по ул. Карла Маркса, 6.

В 1902 году Императорская археологическая комиссия прислала в дар музею более 200 предметов каменного, медного и железного веков, собранных вблизи Красноярска и в Енисейской губернии.

В начале 1913 года музею выделили участок на пересечении Гимназического переулка (ул. Вейнбаума) и Береговой улицы (ул. Дубровинского).

Специально созданный строительный комитет рассмотрел несколько проектов будущего здания музея. Большинство из них было выполнено на основе стилизации – обыг­рывались формы чумов, юрт, скал Столбов… Однако в итоге комитет выбрал проект красноярского архитектора Леонида Александровича Чернышева.

Так почему же все-таки Египет? В то время в мировой архитектуре это была популярная тема. (Культовые здания Египта вдохновили на создание, к примеру, Египетского зала в Лондоне в начале XIX века.) Чернышев спроектировал и построил павильоны для Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной и промышленной выставки в Омске, один из павильонов был выполнен именно в «египетском стиле» – он и стал предшественником проекта Красноярского краеведческого музея. За основу автор взял образцы древнеегипетской храмовой архитектуры.

«При формировании внешнего вида угловых устоев здания образцами для архитектора послужили пилоны храма Исиды на острове Филе и башенные трехэтажные ворота храма Рамзеса III в Мединет-Абу…» – писал в своей книге, рассказывая об истории создания музея, известный красноярский архитектор Эдуард Панов.

Концлагерь вместо экспозиций

Проект направили в городскую думу в 1912 году, а годом позже представили общественности. Впоследствии проект появился на открытках, средства от продажи которых шли в фонд строительства музея.

Чернышев же мечтал о полноценном ансамбле:

«…на площади должен быть сад, над ним во весь квартал – многоэтажный университет, рядом на восток Музей, ниже его, как бы завершая оформление, протянулся бульвар с благоустройством в виде широких лестниц со спуском к Енисею».

Однако в итоге проект был реализован в более скромных масштабах.

Строительство шло медленно. К осени 1914 года возвели только отдельные конструкции. Началась война. Здание переоборудовали под казармы. В последующие годы в нем располагались военный госпиталь, лазарет для тифозных больных и даже концлагерь, причем необычный: его заключенные выполняли различные заказы. Там разместились мастерские: сапожные, кузнечные, малярная.

Среди пленных было немало творческих людей, которых отпускали работать в местные театры режиссерами, актерами. Некоторые иностранцы, имеющие университетское образование, помогали музею. Так, австрийцы Г. К. Мергат и Ф. Ф. Душ работали в музее в качестве археолога и антрополога, участвовали в экспедициях в Приангарье, Хакасию, Туву.

Когда решили наконец-то достроить музей, встал вопрос о дезинфекции помещений. Она стала причиной пожара, в результате которого уцелел лишь кирпичный остов. Можно только представить, что чувствовал при этом архитектор.

В одном из документов научного архива музея сохранилось описание того, что произошло:

«На листах железа прямо на полу была насыпана куча серы, которая и была подожжена. Зажженная сера, положенная в большом количестве в северо-восточном углу здания, потекла с железа на деревянный пол, который загорелся, и через час громадное здание представляло картину бушевавшего пламени. Громадные клубы дыма собрали на берегу Енисея массы народа, дымная завеса протянулась далеко по берегу реки, а из окон с ревом вырывались снопы пламени. Водопровод действовал плохо, и пожарные не могли бороться со стихией».

Строить пришлось практически заново. Работы завершили в 1930 году. Из-за недостатка средств упростили переплеты окон, цокольный этаж и верхний ярус получили большое количество дополнительных перегородок.

Прибывший в город нарком просвещения Луначарский в своей статье «Сибирь оживающая» написал:

«Странно высится в этом городе новое здание музея, весьма элегантно построенное в египетском стиле и украшенное египетским фигурным орнаментом… Правда, кажется, что этот музей-храм немножко зябнет у сварливых льдов седого Енисея, но в общем он все-таки красив».

В 1934 году, уже после образования Красноярского края, музей получает статус краевого.

Во время войны зданию вновь пришлось выполнять не совсем свойственные ему функции – здесь размес­тились эвакуированные учреждения, коллекции были законсервированы.

В 1946 году, 9 мая, была подготовлена большая выставка – «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны».

Фонд музея постоянно пополнялся, в том числе благодаря экспедициям научных сотрудников. Частично экспонаты краеведческого музея стали основой для новых учреждений культуры – музея-усадьбы В. И. Сурикова и Художественного музея имени Сурикова.

В конце 80-х годов здание закрыли на реставрацию, которая растянулась на долгое время, практически до 2001 года.

На сегодняшний момент краеведческий – это еще и Литературный музей, Дом-музей писателя в Овсянке, а также музей повести «Последний поклон», усадьба Г. Юдина и пароход-музей «Св. Николай». Его коллекции и экспозиции получили международное признание. Музейное собрание насчитывает более 480 тысяч единиц хранения. А величественное здание не затерялось среди хаотичной застройки – оно все так же, как и полвека назад, привлекает внимание, удивляет, заставляет задуматься.

Полмиллиона экспонатов

В Красноярском краеведческом собраны уникальные коллекции. Нумизматика, мебель, оружие, иконопись, живопись…

Именно в краеведческом находится икона, которую называют покровительницей Красноярска, – «Преображение Господне». Она была написана в 1728 году к столетию со дня основания Красноярского острога для Преображенской церкви и чудом сохранилась в страшном пожаре конца XVIII века. С 1776 по 1922 год находилась в Воскресенском соборе на Стрелке, который впоследствии был уничтожен. С 1923 года хранится в музее. В 1999-м ее отреставрировали, и в течение многих лет именно с этой иконой от часовни Параскевы Пятницы шел крестный ход в День города. Однако сейчас изготовили копию, чтобы сохранить святыню.

Читать чужие письма – вполне достойное занятие. Если, конечно, речь идет об изу­чении эпистолярного наследия с научной точки зрения. В краеведческом музее есть письма декабристов, нашего художника Василия Сурикова и даже Агафьи Лыковой. Кому она адресовала свои письма? И как их через сотни километров тайги доставляла почта? Самое первое письмо поступило в фонды музея еще в 1980-е годы от профессора КГМУ, который работал в составе экспедиции к Лыковым и наблюдал за их здоровьем. Исследователи сравнивают ее письма с древнерусскими памятниками письменности. Описания ее быта, погоды, проблем со здоровьем – вот основные темы.

Не менее интересна коллекция по сфрагистике. Это слово происходит от греческого σφραγις – печать. Несколько сотен матриц печатей духовных учреждений, отдельных приходов и даже Петербургской масонской ложи хранится в музее. Очень достойная надпись на штампе ученического клуба начала прошлого века – «Живи для Родины и человечества. Будь готов». Есть и печати частных лиц из гранита, горного хрусталя, яшмы. Личная печать была и у брата Сурикова – Александра Ивановича, а также у известного фотографа начала XX века Людвига Вонаго.

В конце XX века в музей был передан клад из драгоценных монет и самородного золота. Его нашли в 1989 году в старинном доме на улице Лебедевой, напротив корпуса КГПУ. Эксперты предположили, что хозяин сокровищ пытался сохранить их в непростое историческое время.

Судя по дате чеканки последней монетки – 1905 год, клад пролежал несколько десятилетий. Почему же владелец не вернулся за ним? Возможно, помешал какой-то трагический случай. Ведь кроме 115 серебряных монет, там были обручальные кольца, сережки XIX века…

В музее также хранится более 500 экспонатов, имеющих отношение к нашему известному земляку Дмитрию Хворостовскому: фотографии, личные вещи, буклеты. В одной из витрин – фрак, в котором он завоевал Гран-при престижного международного конкурса молодых исполнителей ВВС «Певец мира». Чтобы купить его, певцу пришлось занять денег у своего концертмейстера. (Сейчас экспозицию можно увидеть в усадьбе Г. Юдина.)

Немало здесь ценных печатных экспонатов, документов. К примеру, крошечная книга басен Ивана Крылова размером всего 29 на 22 миллиметра. Издания такого размера называют «книжки-колибри». Тираж был совсем небольшой – не более 60 экспонатов. Это самая маленькая книга, выпущенная в XIX веке. Чтобы сделать ее издание возможным, для наборщиков заказывали специальные очки-бинокли. В итоге на 86 страницах уместилось 25 басен!

Среди документов выделяются автограф Наполеона (ему более двух веков), записка Григория Распутина, дореволюционные афиши.

СВОБОДНЫЙ ВХОД

Приглашаем откопать динозавра!

Кому бы не хотелось хоть раз в жизни найти археологические артефакты? Или увидеть танец шаманов? Для гостей на дне рождения краеведческого музея возможно все. Во вторник, 26 февраля, в музее – свободный вход, всех приглашают на день рождения. Гостей будет встречать символ предстоящей универсиады, U-Лайка. Праздничная программа начнется с 14:30. Будет работать несколько площадок:

«Чумовые сказки» – можно будет услышать этнографические сказки;

«Танцы в бликах ночного костра»: показ танца шаманов из спектакля «Трещина» по произведению В. П. Астафьева, мастер-класс по первобытным танцам;

«От камня к железному наконечнику»: рисование углем, лепка первобытной одежды, выделка шкур, изготовление нуклиусов, наконечников стрел;

«Зверье – мое»: аквагрим, шоу мыльных пузырей, твистинг (создание фигур и скульптур из специальных шаров для моделирования);

«Мой динозавр»: раскопки останков вымерших животных, игры и мини-викторины;

«Врата истории»: историческая реконструкция «Русские первопроходцы в Сибири».

Так как 2019 год объявлен годом театра, в программе – фрагменты спектаклей по произведениям В. Астафьева музейно-театральной студии «Сибирячок».

0+

Подготовлено по материалам, предоставленным краевым государственным учреждением «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края»

Фотографии Олега Кузьмина и из фондов КККМ

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления