В редакцию обратился инструктор одной из автошкол Красноярска с жалобой, что работодатель заставляет его переоборудовать автомобиль под новые требования обучения курсантов. Удовольствие это дорогое, но без пяти камер в салоне, которые снимают даже педали для инструктора, ни один автоинспектор не станет принимать экзамен.
Эксперты считают, что очередная порция реформ в автообразовании, начавшихся 1 сентября, вынудит уйти с рынка некоторые школы, зато оставит лучших.
Потянут не все
В ГИБДД региона нам рассказали, что взаимоотношения между инструктором и автошколой являются частным случаем, регламентируются в зависимости от заключенного договора и не требуют вмешательства ведомства. Инспекции важно, чтобы автошколы и ее автомобили соответствовали новым требованиям. Ну а то, каким образом и кто именно будет заниматься модернизацией, обустройством, не имеет значения. В самой автошколе отметили, что у них осталась необорудованной всего одна машина, однако уже к началу первых экзаменов по новой схеме она будет готова (с недовольным инструктором найдут общий язык).
Напомним, с 1 сентября действуют новые требования к оборудованию автошкол. Правила действительно строгие и жесткие – необходимо, чтобы автодром был оборудован видеокамерами, твердым покрытием с разметкой, которая бы соответствовала настоящей дорожной. При этом все упражнения, повороты и препятствия до сантиметра должны соответствовать регламенту. Изменились и требования к городским маршрутам. Теперь на пути обязателен железнодорожный переезд. Это связано с тем, что в России множество аварий происходит именно на таких участках дорог.
Сами автомобили в обязательном порядке оборудуются пятиконтурными камерами наблюдения, которые фиксируют обстановку в машине, вне ее и даже педали инструктора (чтобы не помогал курсанту). По информации представителей автошкол, чтобы выполнить все эти условия, нужны серьезные вложения. К примеру, минимальная стоимость видеооборудования – 30 тысяч рублей. Дооборудование уже готового полигона также выливается в несколько десятков тысяч рублей.
Подобные траты не могут позволить себе маленькие школы, не имеющие собственного автодрома. Через некоторое время с рынка может исчезнуть несколько таких учреждений – не потянут по финансам. Трудно сказать, сколько это будет в цифрах, но точно произойдет. На рынке останутся лучшие – те, кто обладает материальной базой и квалифицированными сотрудниками.
Правда, для некоторых регионов это может быть настоящей проблемой. Еще в начале реформ в 2014 году, когда о модернизации только начали говорить, сразу в нескольких республиках и краях без автокурсов осталась часть периферийных районов. Количество школ в стране действительно уменьшилось – в 2014 году их было 11,5 тысячи, а в 2016-м – уже менее пяти тысяч.
Теория и практика
Изменились и правила приема теоретической части экзамена. Как и прежде, допускается не более двух ошибок, однако за каждую дают пять дополнительных вопросов по теме. Ошибаться здесь уже нельзя. В ГИБДД говорят, что такой подход даже упрощает экзамен – человек ведь может из-за волнения не ту клавишу нажать, и ему дается шанс исправиться. Максимальное время экзамена с дополнительными вопросами составляет полчаса. Сами билеты оставили без изменений. Как показывает практика, подготовленному курсанту требуется не более пяти минут, чтобы ответить на все вопросы.
На автодроме отказались от временнОго лимита, зато ввели не три, а пять обязательных заданий – эстакада, параллельная парковка, разворот на ограниченном пространстве, заезд в гараж, поворот на 90 градусов, видоизмененная змейка.
Учиться не переучиться
Сергей ХОХЛОВ, предприниматель
– Цель реформирования системы образования в автошколах – улучшить качество выпускников и, как следствие, повысить безопасность на дорогах. Действительно, с начала реформы в 2014 году количество ДТП с участием молодых водителей снижается, но что на это повлияло? Качество обучения? На мой взгляд, большую роль сыграло ужесточение наказания за нарушения, которое происходило одновременно с реформированием системы автообразования. Само обучение по-прежнему не на высоте. Можно крутить змейку сто раз, увеличивать количество упражнений, вывести запись с экзаменов и машин в онлайн, зубрить на тысячу билетов больше. В автошколах все так же учат сдавать экзамен, а не управлять автомобилем и понимать правила. И техническое оснащение здесь, как ни странно, второстепенно. Для того чтобы кардинально изменить систему, повысить качество, безопасность, необходимо менять методику обучения управления автомобилем. Есть же профессиональные наработки, которыми пользуются в том числе и государственные структуры. К примеру, методика профессора Цыганкова. Можно использовать этот опыт. Уверен, при правильном подходе, чтобы вырастить классного водителя, достаточно старенького «Запорожца» и небольшого пятачка асфальта.
Белый список инспектора
Чтобы найти автошколу без изъяна, нужно зайти на официальный сайт ГИБДД. Вас автоматически перенаправят на страницу своего региона. В рубрике «Автошколы» есть список школ, которые соответствуют требованиям. В Госавтоинспекции региона нас заверили, что во всех этих учебных заведениях дают знания по современным стандартам.
Если же в процессе обучения выяснится, что у школы не хватает авто или вы не сможете сдавать на них экзамены, скорее забирайте документы и переводитесь в другую школу. Деньги за обучение вам должны вернуть, ведь услугу они вам не оказали – не выучили, не довели до экзамена.