Помните забавное фото, которое в свое время ходило по Интернету, – кто-то сфотографировал табличку с маршрутом одного из автобусов. «Роддом – Школа № 3 – Областная поликлиника – Кладбище» значилось на ней. Сама картинка получила название «Автобус жизни». Как в каждой шутке, и в этом фотоприколе смешного не так уж и много – без такого важного пункта, как школа, не представляет свою жизнь, пожалуй, ни один взрослый человек. Однако сейчас уже есть люди, которые сознательно исключают эту «остановку» из жизненного маршрута своих детей.
Кто они – «семейники»?
Семейная форма обучения – один из вариантов получения нужных знаний вне школы, который закреплен в федеральном законе об образовании. Родитель забирает ребенка из учебного заведения и учит его дома самостоятельно, «отчитываясь» только во время промежуточных и итоговых аттестаций – в 4-м, 9-м и 11-м классах. Он сам выбирает программу, учебники и главное – темп, в котором должен преподаваться предмет. Не обязательно, кстати, что он будет учить своего ребенка самостоятельно. Часто родители приглашают на дом репетиторов.
Домашний школьник не прикреплен к учебному заведению, не имеет права на учебники и книги из школьной библиотеки. И только на время аттестаций вновь зачисляется в учебное учреждение. Если по какой-то причине домашний школьник аттестацию не прошел, а проще – написал работы плохо и не пересдал их, родитель теряет право на домашнюю педагогическую деятельность, и ребенок должен вернуться в школу.
На первый взгляд все выглядит достаточно просто, но открытым остается вопрос «Зачем все это?». Причин, по мнению «хоумскулеров», достаточно, и сейчас такая форма образования становится все более популярной. По последним данным, только в Красноярске 74 таких ребенка. Это, конечно, капля в море по сравнению с общим числом школьников – меньше одного процента в каждом учреждении, однако несколько лет назад таких детей и родителей были единицы. И число обучающихся самостоятельно будет расти.
– Вообще выбор такой формы обучения в большей степени свойственен жителям больших городов, – отмечает главный специалист отдела общего и дошкольного образования министерства образования и науки Красноярского края Владимир Бусыгин. – Здесь больше образовательных ресурсов, которыми могут воспользоваться родители. Ребенок на семейном обучении может более свободно располагать временем и посещать другие образовательные организации либо пользоваться услугами репетиторов – за пределами школы. В школе на уроках он связан расписанием, а здесь более свободный режим.
«Ребенок был вообще без сил»
Свободный режим – одна из распространенных причин, по которой детей переводят на семейное обучение.
– Мы не сразу перешли на семейное обучение, – рассказывает Людмила Уитман, председатель регионального общественного движения «В поддержку семейного образования» и мама шестерых детей. Такую форму получения среднего образования она освоила 9 лет назад, сейчас ее старшая дочка уже учится в художественном училище, в ее школьном аттестате одни пятерки. Перевод на домашнее получился случайно – в результате полученной ребенком травмы бедра и долгого вынужденного пребывания дома.
– Я предложила в школе: давайте я сама до конца года попробую учить. Мне пошли навстречу. Мы закончили год, а потом и началку, – вспоминает Людмила.
После «началки» старших девочек на год отправили в школу – в пятый и шестой класс. Разница, по словам Людмилы, стала видна сразу. Дочки уходили из дома в восемь утра и возвращались в восемь вечера – параллельно учились в художественной и музыкальной школе.
– Они очень уставали и все делали уже как зомби. К тому же по школьной программе информация по предметам дается разрозненно, а мои девочки привыкли к другому.
Людмила учила детей сама, привлекая только репетитора по русскому языку.
– Они умеют искать информацию и распоряжаться своим временем – это две мои глобальные цели. Получилось или нет – еще не понятно, но для меня показатель, что девочки смогли выбрать свою будущую профессию уже сейчас (вторая дочка хочет стать филологом), – рассказывает идеолог семейного обучения. – И знаете, почему? Потому что у них было время определиться.
Константин Радионов, отец троих детей, перевел старших дочь и сына на семейное обучение в сентябре прошлого года. Причина такого решения достаточно проста.
– Нас не устраивало, что у детей две разные смены – это очень неудобно для родителей, – рассказывает он. – Школа далеко от дома, приходилось либо возить, либо водить. Они занимались и в школе, и дома. В результате у них нет свободного времени абсолютно никакого – ни на тренировки, ни на друзей.
Сейчас, по словам Константина, старший сын, учась в третьем классе, освоил уже программу четвертого. Занятия по математике и русскому в семье Радионовых ведут репетиторы, а обществознание, окружающий мир, музыку и изо – сами родители. Эта семья выбрала классический вариант школьного образования – с учителем и несколькими детьми, которые также занимаются дома.
– Я считаю, что мы сделали образование наших детей по-настоящему индивидуальным, делится Константин. – Репетитор может дать больше учебного материала, учитывая особенности наших детей, отвечая на их вопросы. Мы хотим пойти дальше и с сентября запустить светскую альтернативную школу. Сейчас мы подбираем преподавателей.
«Я сделаю своего сына вундеркиндом»
С семейным образованием связано много опасений: родитель может «не потянуть» программу (и, по информации управления образования Красноярска, такие случаи были – детей возвращали в школу), родитель навредит ребенку, лишив его общения со сверстниками, психологические роли родителя и учителя могут быть спутаны, и это тоже скажется на нем отрицательно… Эти вопросы мы попросили прокомментировать ведущих методистов факультета начального образования Красноярского педагогического университета.
По их мнению, маловероятно, что родитель сможет «потянуть» программу «началки». И дело здесь совсем не в том, что они не научат детей читать и считать. Сами родители учились где-то четверть века тому назад, во времена «знаниевой» парадигмы. Тогда нужно было знать, уметь применять знания и делать это автоматически. Современные требования к начальному образованию совершенно иные – необходимо развивать ребенка так, чтобы он был способен учиться и осваивать знания сам. По мнению специалистов КГПУ, не все современные родители владеют методиками, которые позволят сформировать ту или иную компетенцию. Даже если родитель сам грамотный, не всегда он может передать эту грамотность другому. Он может научить читать-писать по правилам, но правила-то не главное.
Если у родителя позиция «Все дураки, я один умный, я своего сына сделаю вундеркиндом», то он будет учить ребенка как родитель: нервничать, злиться, когда что-то у него не получается. И это, конечно, плохо для ребенка.
По мнению специалистов, семейное образование может нанести ребенку существенный ущерб: в начальной школе ребенок выходит из семьи и понимает, что он, в общем-то, равен с другими. В семье он был самый любимый, самый лучший, самый-самый. А тут он такой же, как все. И между детьми начинают завязываться отношения товарищества: они постоянно вместе, взаимодействуют, заботятся о равном. Вот это умение жить вместе, по мнению педагогов и методистов, в будущем выльется в умение строить взаимоотношения с коллегами, ведь их, как и одноклассников, не выбирают. И в школе на самом деле формируется такая группа сослуживцев – коллег по обучению. Никто из них именно в этот класс и к этому педагогу не хотел, так получилось. Вот это вот умение взаимодействия, важное для взрослой жизни, в семье развиваться не может.
Но, как уверили нас в КГПУ, у семейного образования есть и плюсы. Такие мамы и папы бросают все, сидят вместе со своими детьми-школьниками и получают специальное образование – заочное, очное – психологическое, педагогическое.
Такая форма востребована
И все-таки семейная форма обучения не пропадет в ближайшее время: об этом говорит и тот факт, что в КГПУ сейчас пишут программу дополнительного обучения по специальности «педагог начального образования – гувернер». По замыслу разработчиков, эта специальность будет востребована у людей с уровнем достатка выше среднего. Мэри Поппинс с высшим педагогическим сможет не только гулять с ребенком и кормить его, но и обучать по программе начальной школы, если родители сочтут, что достойного образовательного учреждения в городе нет.
Ну а тем, кто попроще, но все-таки хочет учить детей по-своему, стоит подождать сентября – именно тогда в Красноярске начнет действовать площадка поддержки семейного образования при одном общественном фонде. По словам координатора площадки Екатерины Вишневской, там будут помогать родителям решать юридические и методические вопросы: в первую очередь – в создании индивидуальных образовательных программ, учитывающих особенности детей.