Спустя десятки лет их дома, которые они строили собственными руками, оказались съемным коммерческим жильем. Еще одна история, во всем схожая с далайской (публикация в номере «НКК» от 21 сентября 2012 г.), произошла в поселке Жеблахты Ермаковского района. Прибавим к этому судебные тяжбы жителей улицы Лесной Октябрьского района Красноярска, которых продали вместе с домами и землей, и проблема видится настолько типичной, что жить становится страшно.
Хозяин с приданым
Нина Ульчугачева, директор Жеблахтинской средней школы, обратилась в газету «НКК» с надеждой, что просьба о помощи будет услышана. Написать нам письмо ее побудила как раз статья о Далае, где учителя не имеют возможности стать собственниками своего жилья. Перед жеблахтинцами стоит та же проблема: им приходится снимать свое жилье у нового собственника, не имея никаких перспектив распоряжаться домами, например, передавать по наследству или выкупать по неподъемной для сельского учителя цене.
Нина Николаевна и еще четверо коллег – Наталья Пичугина, Наталья Инина, Людмила Целищева – учителя начальных классов, Лайла Шевченко, учитель русского языка и литературы, пишут в открытом письме: «В разные годы мы приехали работать в родное село. Получили жилье. Тогда село нуждалось в учителях. Проработали в школе от 20 до 40 лет. В 2005 году ситуация изменилась. Дома передали на баланс СПК «Жеблахтинский», у которого появился новый собственник. И теперь поневоле проживаем в съемном коммерческом жилье. Собственник – СПК «Колхоз «Жеблахтинский» – продает наше жилье на свое усмотрение по разной цене: если дом ухоженный, то и содрать с хозяев может побольше. С учителями свирепствует особенно, потому что они не работали в колхозе. Хотя бывший колхоз никогда не строил это жилье, как говорят, гвоздя не вбил, а вот на баланс передали – и стал хозяином с приданым.
Коренная жительница Жеблахты Нина Ульчугачева больше 40 лет отдала школе. В 1964 году она окончила восьмилетку, поступила в Минусинское педучилище и получила специальность по диплому «учитель начальных классов». Потом окончила Абаканский пединститут. Любимая работа – учитель русского языка и литературы стала призванием всей жизни Нины Николаевны. В 1987 году она стала директором родной школы. Через 11 лет Жеблахтинская средняя школа, участвуя во Всероссийском конкурсе, стала «Школой года». Сегодня в ней работает целая учительская династия Ульчугачевых – муж, сын, дочь, зять. Все они, что называется, днюют и ночуют на работе. Но эти заслуги в жилищных вопросах не являются аргументами. Поэтому директор школы наравне с другими жителями остаются заложниками квартирного вопроса.
СПК «Жеблахтинский» и его председатель Юрий Федулов, так же как и его далайский коллега Сергей Сидоров, сельским хозяйством практически не занимается. Бывший колхоз – ныне СПК, существует в Жеблахты лишь как владелец человеко-домов. О том, чтобы пахать и сеять, развивать животноводство, улучшать жизнь в поселке, речи не идет. Зачем, когда есть учителя, которым некуда идти… В любом случае их нетрудно заставить платить. В одном из красноярских СМИ Юрий Федулов так прокомментировал ситуацию:
– Дома принадлежат хозяйству и стоят на его балансе, и мы имеем право продавать по рыночным ценам. И в первую очередь тем, кто живет в этих домах сейчас. Для тех, кто никогда не работал в хозяйстве, цена – 130, 180, 200 тысяч в зависимости от состояния жилища.
Услуги за 167 рублей
Однако педагогу Людмиле Целищевой дом достался не за 200 тысяч рублей, а за все 450. Сначала учительницу по решению суда выселили из квартиры с формулировкой «за неуплату». Дело в том, что Людмила Целищева отказалась платить «коммуналку», которая все эти годы была для сельских учителей льготной. А потом льгота неожиданно исчезла. Семья педагога, построившая дом своими руками, оказалась бездомной. Приставы приезжали с просьбой «очистить помещение» зимой, в лютые морозы. В итоге Людмила взяла в банке ипотеку – 300 тысяч рублей. И еще должна осталась. Если она не внесет остальные средства на счет СПК, ее снова ждет суд. По неофициальной информации, одному из жителей (предположительно тому, кто больше всех возмущался) вообще предлагали деревянный домик без удобств приобрести за 1,5 млн рублей. А не нравится, никто не держит. И самое главное, что все по закону. Он защищает владельца земли, который вправе распоряжаться всем, что на его земле расположено.
Смешно, но сумма, которую жители Жеблахты должны платить за дом, составляет 167 рублей в месяц. То ли это «коммуналка», то ли плата за наём – непонятно. Из-за этих копеек и пострадала Людмила Целищева. Учителя жеблахтинской школы недоумевают, на какие цели идут эти деньги? Ведь никакой «коммуналки» в деревне в помине нет. Все за свой счет – ремонт крыш, печей, откачка септиков. Директор школы рассказывает:
– В 2005 году мы заключили договор найма с собственником жилья на 10 лет. За учительское жилье до 2008 года государство платило хозяйству квартплату. Затем платить перестали. Мы решили разобраться, почему сельских учителей из Жеблахты вдруг лишили льготы по квартплате? Получая предупреждающие бумаги собственника о выселении (так как «коммуналку» мы не платили), решили не прыгать через голову (так у нас говорят). Обращались во все инстанции, начиная с органов местной власти, в министерство социальной политики, в прокуратуру Красноярского края. СПК «Колхоз «Жеблахтинский» через суд решил взыскать с нас плату за жилье, в котором мы проживаем. В итоге все жители прошли через унизительную процедуру судов, уплатили хозяйству образовавшуюся задолженность за оплату жилья с 2008-го по 2012 год.
Людмила Целищева, как непокорный учитель, за эту задолженность и лишилась жилья. Ее судебные тяжбы длились шесть лет! В итоге Людмила Константиновна стала первой выкупившей свой дом в Жеблахты. Ее коллеги приобретать свое жилье не торопятся. Они считают, что их права ущемлены. Бывший жеблахтинский колхоз юридически сгинул вместе с документами, которые могли бы защитить учителей. В приватизации жилья всем, кто обращался, было отказано. Такое решение жители деревни считают несправедливым. Кроме того, договор коммерческого найма, который через три года жеблахтинцам нужно будет перезаключать, никаких гарантий не дает.
Далай, Жеблахты, ул. Лесная в Красноярске… Сколько в крае территорий, где землей вместе с домами завладели новые собственники? А если посчитать по всей стране? Думается, что немало. Очевидно, для решения данной проблемы нужна четкая норма, которая не позволила бы судам вставать на сторону скупщиков человеко-домов.
Комментарий
Мы обратились к Владимиру ЮРЬЕВУ, главе Ермаковского района, чтобы он объяснил позицию местных властей. Они в курсе данной проблемы, но реальных рычагов, чтобы защитить учителей, в рамках полномочий органов муниципального самоуправления у администрации района нет. Владимир Юрьев пояснил:
– По вопросу компенсации платы за жилье управление социальной защиты администрации Ермаковского района направляло отказ от предоставления мер социальной поддержки подателям заявления с разъяснением действующего законодательства. По краевому закону право на получение мер социальной поддержки по плате за жилье имеют:
а) наниматели жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда,
б) собственники жилого помещения в многоквартирном доме. К сожалению, жители Жеблахты под эти категории найма не подходят. Специалист по правовым вопросам разъяснял гражданам порядок обжалования решения в случае несогласия с ним.
Что касается жилищной проблемы в целом, собственником жилых помещений учителей является юридическое лицо. Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в его деятельность. Все споры о порядке владения, пользования и распоряжения собственностью разрешаются в судебном порядке в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом и Жилищным кодексом РФ.