Композитор из Германии сломал в Красноярске ребра и вдохновился

Композитор из Германии сломал в Красноярске ребра и вдохновился

Международный фестиваль камерно-оркестровой музыки «Азия-Сибирь-Европа», который уже 18-й раз проходит в Красноярске, ежегодно радует слушателей новыми именами и произведениями. В этом году свое произведение привез немецкий композитор Эниотт Шнайдер. Оркестровую сюиту для струнных, ударных и трубы «Spirit of Siberia» он написал специально для красноярского музыкального события после посещения нашего края в начале 2019 года, под впечатлением от заповедника «Столбы». В том походе Эниотт оступился и сломал два ребра. Как говорил потом композитор, получил предупреждение от духов Сибири. Все лето маэстро провел в своем кабинете – музыку писал стоя. А осенью привез сочинение в Красноярск. Мировая премьера сюиты «Духи Сибири» состоялась 13 сентября. Одна из ее частей посвящена нашим «Столбам».

 

Накануне премьеры Эниотт Шнайдер признался НКК: он влюблен в Сибирь и ее природу.

— Эниотт, вы не впервые в Красноярском крае. Как завязалась ваша дружба с Сибирью, и насколько интересно вам, европейцу, работать с красноярскими музыкантами?

— В моем знакомстве с Сибирью большую роль сыграл дирижер Красноярского академического симфонического оркестра Владимир Ланде. Четыре года назад мы встретились с ним в Новосибирске на Транссибирском фестивале, и он пригласил меня в Красноярск. С тех пор мы дружим, ездим друг к другу в гости. В прошлом творческом сезоне вместе с Красноярским симфоническим оркестром мы записали несколько CD-дисков моих произведений. Сейчас они очень популярны в Европе. Хорошие отношения сложились у меня и с директором фестиваля «Азия-Сибирь-Европа» Ларисой Маркосьян. С ней мы ходим на «Столбы», когда я приезжаю в Красноярск.

Мне нравится работать с сибирскими и китайскими музыкантами: у вас близкий менталитет. В Центральной Европе музыканты заносчивые – они считают себя центром мира. В культурном плане Центральная Европа очень связана с США – все смотрят в сторону американцев, говорят по-английски. А мне, как почетному профессору Бразильского университета, интересно работать с творческими людьми разных стран. У меня своя философия: одна из целей жизни – анализировать и искать корни, то, от чего мы, как человечество, пошли.

— У сибиряков свой менталитет. Как он вписывается в вашу «картину мира»?

— В Центральной Европе у людей больше упор на разум, бизнес. А в Сибири и в Китае люди опираются на сердце. Для меня этот подход важнее, он ближе к истокам. Еще Карл Маркс говорил, что капитализм разрушит человечество и его гуманистическую составляющую. В Германии, например, музыканты думают о том, как на музыке заработать деньги. В Сибири не так.

— Вы марксист?

— Мне нравятся некоторые его идеи. Я отношу себя к протестному поколению Западной Германии, которое в большей степени было направлено на Восток. Мы хорошо относились к русским и советскому строю, для нас был положительным пример Восточной Германии. Для себя я в определенный момент открыл, что самые красивые страны находятся именно на Востоке: Узбекистан, Туркменистан, Россия, Китай.

— Везде бывали? А когда открыли для себя Россию, ведь для западных немцев долгое время она была закрыта?

— Я пишу музыку для фильмов, в моей копилке уже более тысячи произведений. И хотя есть саундтреки для фильмов, которые имели миллионные сборы, моя глубокая любовь — документальный кинематограф. Я написал музыку к четырем лентам о Камчатке и Узбекистане. И просто влюбился в эти места. А в России я впервые оказался в 1988 году – работал со студией Довженко. Меня поразил их павильон – огромный «дирижабль». Тогда же посетил Украину и северную часть России. Как раз снимался документальный фильм о Чернобыле.

— Как оцениваете мастерство наших музыкантов и просвещенность красноярской публики?

— В России очень сильная струнная школа. Это можно проследить по Красноярскому и Новосибирскому оркестрам. Интересный случай: в Бразилии на выступлении оркестра я услышал, что струнные играют просто восхитительно. Уточнил состав, оказалось, музыканты — из России.

Что же касается публики… Бывая в разных странах, сделал для себя открытие: на концерты (и в Европе, и в России) приходит, в основном, пожилая аудитория и преимущественно – женщины. Мужчины больше увлекаются футболом и машинами. Думаю, они не понимают, как глупо выглядят, увлекаясь этими «игрушками». Мне кажется, зрители в разных странах не сильно отличаются друг от друга. Потому что все зависит от музыки, от того эффекта, который она производит на человека. Если музыка прекрасна и исполняется на высоком уровне, то полностью захватывает слушателей. Впрочем, для Европы, и Германии в частности, характерно жесткое разделение между классической музыкой и исполняемой на народных инструментах. В Германии это немного заносчивое отношение, когда человек считает себя носителем высокой культуры, а к балалайкам и гитарам относится как к попсе. Это выливается даже в классовое различие. Классика для более богатой части общества, все остальное – для рабочих. А в Красноярске аудитория открыта к различного рода экспериментам, новым элементам, внесенным в музыку. Здесь нет классовых различий между слушателями.

— Что же так поразило вас в Красноярском крае, что вы решили написать сюиту, посвященную ему?

— Бывая в Сибири, я понял, что здесь люди живут в большей близости с природой, чем в Европе. Тесно связаны с ней, даже зависимы от нее. Для меня это очень важно. Первую часть своей сюиты я так и назвал «Сибирь в гармонии с природой». Я интересовался народной медициной и понял, что в регионах, где связь с природой очень сильна, в местных верованиях присутствует одушевление природных элементов – камней, воды, деревьев. Например, в шаманизме. К сожалению, сегодня человечество уничтожает планету. А чтобы выжить, нам нужно вернуться к истокам, вновь открыть для себя духи природы. Сибирякам это сделать проще.

— У вас есть свое «место силы»?

— Ваши «Столбы» произвели на меня большое впечатление, я мечтаю побывать на Байкале. Но для меня важны не раскрученные места, а культ природы. А уважение к ней можно проявлять в любом месте. Если увижу жучка в комнате, никогда не раздавлю его, а вынесу на улицу и отпущу. В Баварии за моим домом почти 30 км леса, и мы с женой ходим гулять. Иногда останавливаемся посмотреть на водную гладь озера или как растет трава. Для меня это важнее, чем посетить официальное место силы. Это мой микромир. В одной капле воды отражается весь мировой океан.

— Как зародилась любовь к музыке? Ваши родители были музыкантами?

— В нашей семье музыки не было. Мама – домохозяйка, отец – рабочий. Я родился через пять лет после окончания Второй мировой войны, жизнь у нас была тяжелая – в стране бедность. И я выстроил свой мир с помощью музыки. Если мои братья и сестры были ориентированы на практику, я изучал музыкальные инструменты и учился на них играть. Это был мой мир, и никто не мог за мной туда последовать. В 14 лет я впервые в жизни попал на оперу, это меня так впечатлило, что я решил: буду композитором, захотел научиться играть на фортепиано.

— Это был первый инструмент, который вы освоили?

— Нет, сначала я научился играть на аккордеоне, потом – на трубе. А после встречи с оперой в мою жизнь вошли фортепиано, скрипка, альт. Потом уже освоил орган, как свой концертный инструмент.

— А когда вы написали первое произведение как композитор?

— В 15 лет. Но это была сырая работа. По-настоящему я стал композитором только в 27 лет. До этого изучал музыкальные инструменты, музыковедение, композицию. Я считаю, чтобы построить высокую башню, сначала нужно возвести качественный фундамент. И чем выше ты хочешь иметь башню, тем шире должно быть основание.

— Насколько высока ваша башня?

— Думаю, достаточно высокая. Мои произведения звучат на разных континентах. Вчера, например, их играли в трех странах: в Греции, Германии и России (в Красноярске), неделю назад в Австрии и Малайзии. Но моя цель – не собственный успех, а возможность участвовать в построении нового мира с помощью музыки. В этом плане я довольно пессимистичен. Мне не нравится новая мировая тенденция – национализм. Это грустно.

— Но музыка меняет людей к лучшему?

— Я надеюсь на это.

Фото: Александр Паниотов

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности