Кружевная музыка Костюмы Красноярского камерного оркестра – бренд региона

Кружевная музыка Костюмы Красноярского камерного оркестра – бренд региона
Фото Олега Кузьмина

Красноярский камерный оркестр всегда можно отличить от других коллективов. Их костюмы – строгие и в то же время оригинальные – привлекают внимание. Кружевные жилеты, пелерины, болеро – не просто фирменный стиль Красноярского камерного, это бренд нашего региона. И довольно известный во всей России и за рубежом.

Как подать «российскость»?

В этом году Красноярский камерный оркестр отмечает свое 30-летие. Родился он из студенческого коллектива, который создал заслуженный деятель искусств России, профессор Красноярского института искусств, почетный гражданин Красноярска Михаил Бенюмов.

20 мая 1993 года администрация краевого центра учредила Красноярский камерный оркестр, а уже на следующий год коллектив отправился на гастроли за рубеж. Тогда-то и встал вопрос, как подать себя, продемонстрировать свою «российскость».

Первым директором Красноярского камерного стала Лариса Маркосьян. Как человек творческий, она увлекалась народными промыслами, была знакома с вологодской кружевницей Натальей Тереховой, которая работала в Красноярске и плела кружева для себя. Так и родилась идея кружевных пелерин и болеро для артисток оркестра, без которых сегодня уже невозможно представить этот коллектив.

И хобби, и первая профессия

Наталья Терехова сейчас работает костюмером в камерном оркестре. Но раньше и сама играла в коллективе Красноярского музыкального театра (тогда он назывался Театр музыкальной комедии) на виолончели. А кружева – это ее хобби, первая профессия, как говорит сама мастерица.

– Я из Вологды, у меня бабушка плела кружева на импорт – работала надомницей на фабрике «Снежинка». А я научилась плести кружева в школе. В 9–10-х классах на домоводстве у нас преподавали кружевоплетение, – рассказывает Наталья. – На занятиях мы плели мерное кружево, а на экзамен готовили воротник. Комиссия принимала изделие и присваивала нам разряды. У меня третий. Из школы мы выходили уже специалистами, которые могли работать на вологодской фабрике

.

Но на фабрику Наталья не пошла. Она занималась в музыкальной школе, затем окончила училище по классу виолончели, уехала работать в Саратовскую оперетту. Затем ее и еще пять музыкантов переманили в Красноярск – в оркестр Театра музыкальной комедии. В Сибири она живет с 1979 года.

Играла в музкомедии, преподавала в Красноярской музыкальной школе № 5. Но кружево не бросала. В 1981 году открыла кружок кружевниц в городском Дворце пионеров.

– Как музыкант я знала Михаила Иосифовича Бенюмова. Каждый скрипач мечтал быть его студентом, – вспоминает мастерица. – А с Ларисой Маркосьян познакомилась через кружево. Она увидела у меня вологодский трикотажный лен, кружево и загорелась – сделать такие костюмы для молодого оркестра.

И заработала творческая команда. Создали эскизы нескольких видов будущих нарядов. Думали – на выбор, а понравились все. И костюмы для артисток оркестра решили сделать разными – у кого-то болеро, а у кого-то накидка или жилет. В результате изготавливать пришлось 20 нарядов, 16 из них не повторялись.

Наталья Валентиновна тогда преподавала в музыкальной школе. Днем с детьми работала, а по ночам плела кружева.

– Я недалеко от Ларисы Маркосьян жила, и она по вечерам приходила ко мне смотреть, как идет работа. Мы развешивали кружева, смотрели на просвет.

Долго ли плели – об этом мастерица не говорит. Одно известно: чтобы простой воротничок изготовить, нужно неделю работать не менее четырех часов в день. А пончо с капюшоном – девять месяцев!

Серебро за белые узоры

Белые узорчатые накидки получились удивительно красивыми. Вдобавок к ним из вологодского льняного трикотажа сшили платья музыкантам. В таких костюмах оркестр и отправился на зарубежные гастроли. Они играли на фестивале в Савое, в Куршавеле – высоко в горах Франции, в лучших залах Италии на фестивале «Лето в Милане», в Испании во Дворце музыки в Валенсии, в Гвадалахаре, Белларии. И везде принимали их горячо и с интересом. Восторг вызывало не только мастерство красноярских музыкантов, но и их наряды. В Испании, говорят, доны в очередь выстраивались, чтобы поближе посмотреть на кружева ручной работы. Италия – родина кружевоплетения. А тут в число фаворитов вклинилась Россия со своими национальными узорами. Ну не удивительно ли?!

Наталья Терехова путешествовала вместе с артистами. Как-то в Италии проездом выступал оркестр в городе Сассуоло, где в это время проходила выставка кружевных шедевров, и русская мастерица показала свои работы специалистам. Работы разместили на стендах. А затем пригласили кружевницу на закрытие вернисажа. За участие в той выставке у Натальи Валентиновны хранится серебряная медаль – высшая награда, которой удостоили ее работу итальянцы.

Четыре ноты ажура

Платья у артисток оркестра со временем менялись – белые они сменили на красные, синие, а теперь черные бархатные, но ажурные накидки остались прежними. Кружево, несмотря на всю его воздушность и хрупкость, довольно прочное полотно, тем более сплетенное из вологодской «серебряной» нитки.

Только в Вологде растет лен-долгунец, из которого получается нитка тонкая и прочная, серебряная по цвету. Его даже так и называют: «русское серебро».

– Здесь такого льна не достать. Для плетения нужна ниточка ровная, чтобы зазоринок не было. Чтобы она укладывалась в плетешки, насновки, полотнянку, – рассказывает костюмер. – Из такого льна изделие получается очень прочным. Главное – правильно за ним ухаживать. Раньше кружевные вещи передавались из поколения в поколение – от бабушки к внучке.

Рассказывая всю эту историю, мастерица ловко перебирает коклюшки – нитки только успевают перевиваться, создавая узор. Со стороны кажется, что движения эти хаотичные, а на самом деле – четко выверенные и производятся в определенном порядке. Пропустил петельку или ниточку не туда увел – узор испорчен. Распускай и плети заново. Мастерица никакого дискомфорта от работы не испытывает.

– Мне это в радость, – поясняет кружевница. – На самом деле это проще, чем на инструменте играть. В музыке семь нот, а здесь можно четыре элемента освоить и плести. Я отдыхаю, когда кружева делаю, мелкая моторика работает. А когда заканчиваешь вещь – снимаешь с подушки, откалываешь булавки и смотришь на просвет – это настоящее счастье!

Честно скажу: соблазнилась на уверения мастерицы о простоте работы – и сама села за подушку с коклюшками. В неумелых руках двигались они крайне неохотно и медленно. Пугала еще и возможность запороть работу. Кружевницы знают: у каждой мастерицы свой почерк, его в изделии сразу видно. Надеюсь, мой лепесток не испортил тот цветочек, что так тщательно выплетала костюмер Красноярского камерного оркестра.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное