Больше он известен под другим названием – Красноярский гвардейский авиаполк. Об этом подразделении у нас знают не так много, как, скажем, о 78-й Добровольческой бригаде, хотя его боевая биография не просто заслуживает, а требует куда более широкой известности.
Небо без границ
Единственной печатной хроникой жизни авиаполка остается книга «Небо без границ», изданная в Красноярске в 1995 году. Выпущенная при поддержке тогдашней краевой власти, она имела огромный успех, получила высокие оценки Института военной истории и Генштаба ВС, стала лауреатом Всероссийского конкурса, организованного Минобороны РФ и Союзом журналистов России к 50-летию Победы, за что особо ратовали два Героя Советского Союза – генерал армии Владимир Говоров и Алексей Маресьев. Авторы – красноярские журналисты Евгений Кутаков и Николай Шкарев, а также Людмила Горбунова, дочь комэска Ивана Горбунова, и руководитель музея брянской школы № 13 Валентина Семенцова – были удостоены персональных наград «За глубокую поисковую работу и освещение в печати малоизвестных страниц истории Великой Отечественной войны».
– О 22-м Гвардейском бомбардировочном авиационном Красноярском ордена Суворова полке я впервые услышал весной 1993 года, – рассказывает Евгений Кутаков. – Он был создан в нашем городе, нес в своем названии его имя. Между тем большинство красноярцев ничего не слышали о своих прославленных земляках. Может быть, они в чем-то провинились? Те, кто выжил после битвы под Москвой, продолжили войну на американских бомбардировщиках «Бостон» и, по рассказам очевидцев, очень хвалили эту чужеземную технику. Не за эту ли «политическую близорукость» полк был наказан долгими годами забвения? Но все эти годы о Красноярском авиаполке помнили в далеком городе Брянске. Учительница средней школы № 13 Валентина Максимовна Семенцова и ее многочисленные ученики начиная с сентября 1973 года хранили и приумножали память о летчиках 22-го полка.
Евгений рассказывает, что в процессе работы над книгой ему довелось побывать в архивах Москвы и Подольска.
– Когда перед нами выложили огромную стопку папок, совсем недавно рассекреченных, то, глядя на них, я понял, что мы ничего толком не знаем о войне. Только о Красноярском авиаполке можно издать не одну и не две, а десяток книг.
Сейчас почти завершена вторая книга Евгения Кутакова об авиаполке. Называется она «Красноярский гвардейский».
Там, где никто не летает
Отсчет биографии полка начинается с 15 мая 1938 года. Тогда в Красноярске было сформировано летное подразделение из военнослужащих, окончивших в Новосибирске, Иркутске и Чите училища летчиков, штурманов, воздушных стрелков-радистов и младших авиаспециалистов.
Боевое крещение полк получил в 1939 году на Халхин-Голе. Затем участвовал в финской войне, а в сентябре 1941 года – в Иранской кампании, документы по которой засекречены до сих пор. Известно лишь, что в этой стране гитлеровцы создавали плацдарм для нападения на советскую Среднюю Азию, однако план этот был сорван, и, судя по всему, при непосредственном участии Красноярского полка.
А после Ирана был долгий, кровавый, геройский путь от Москвы до Берлина и Праги. После окончания Великой Отечественной войны авиаполк был переведен в Фергану. Здесь он базировался до расформирования в 1960 году.
Разумеется, никакая историческая сводка не отразит и мельчайшей части того, в чем состояла каждодневная боевая работа.
Сражение за Москву начиналось для полка с самых мрачных пророчеств.
«Узнав, что мы летим на фронт на устаревших СБ (скоростной бомбардировщик АНТ-40), говорили прямо: «Вас хватит на неделю, не больше», – вспоминал в книге «Небо без границ» командир полка Семен Алексеевич Донченко. – Все наши сразу приуныли, и мне с комиссаром авиаполка Д. А. Волковым стоило большого труда убедить летчиков, что умеючи можно воевать и на старой технике».
Наверное, в этом предсказании содержалась изрядная доля правды – потери в первый год войны были беспримерными. Но Донченко нашел выход, как выполнить задачу и по возможности сохранить людей. Выход с виду простой – летать при полной облачности, почти вслепую, летать тогда, когда никто не летает.
«Вскоре действительно был получен приказ и начались боевые вылеты. Погода стояла словно по нашему заказу: сплошная облачность с нижним краем облаков под 300–400 метров. Самолет за самолетом с интервалом 15–20 минут вылетали на бомбометание немецких колонн, вытянувшихся по дорогам от Калуги на Серпухов. Самолеты приближались к реке Протве, притоку Оки, входили в облака и в расчетное время появлялись в районе цели. Выскакивая из облаков, что всегда было для немцев неожиданностью, мы сбрасывали на их головы бомбы. И пока они приходили в себя, самолет нырял в облака и спокойно разворачивался на обратный путь…»
Крупицы истории войны
Дополненные воспоминания комполка – а Семен Донченко после войны остался в авиации, в отставку ушел в звании генерал-майора – войдут в книгу «Красноярский гвардейский». Так же как и 18 рассказов о войне бывшего стрелка-радиста 22-го полка, а позже учителя школы № 13 города Брянска Константина Яковлевича Фофенгута (именно с его подачи началась поисковая работа брянских школьников, которые нашли более сотни его однополчан, собирали воспоминания, реликвии, ставшие основой школьного музея) и других участников войны – пилотов, оружейниц, техников, стрелков-радистов…
Все эти истории открывают не только новые страницы боевого пути полка, но и всей войны. Например, была у Красноярского гвардейского своя «Варфоломеевская ночь» – 18 июля 1944 года. Во время боев в Чехословакии наши бомбардировщики попали под шквальный огонь зениток и массированную атаку немецких истребителей. Многие были сбиты, а те, кто мог бы дотянуть до земли, попадали в сплошную стену почти непроницаемого тумана, садились вслепую и тоже гибли…
«Искали погибших несколько дней. Что смогли найти, похоронили в общей могиле. В эту ночь погибли сразу одиннадцать человек, – вспоминала Клавдия Аханова. Служила она оружейницей – подвешивала бомбы к самолетам. – Помню, как-то было, мы двое суток не покидали аэродром. Полеты шли непрерывно: и днем, и ночью, отдохнуть было некогда. Я была самой молодой, а тут так изменилась, что, когда наступило затишье, командир эскадрильи не узнал меня. Тогда он приказал: немедленно лечь спать. Я, в чем была, тут же на аэродроме уснула, только сапоги сняла. В это время началась бомбежка. Меня унесли в щель. После бомбежки снова принесли на место, а я так и не проснулась. Когда мне девчонки рассказали об этом, я даже не поверила».
Стрелок-радист Константин Фофенгут рассказывает о том, как подбитый бомбардировщик чудом сел на брюхо, пробуравив вспаханное поле. От удара командир Вениамин Носков ослеп, но все же им вдвоем удалось вытащить из кабины штурмана, отползти от машины – и тут же взорвались оставшиеся на борту гранаты. Штурман, Александр Васильевич Бахтов, к несчастью, не выжил – умер через два дня после той посадки и за считаные дни до Победы, 25 апреля 1945 года…
Все это лишь крупицы удивительных, непридуманных историй о буднях великой войны, вошедших в книгу «Красноярский гвардейский», которая, хочется верить, найдет своего издателя. А читатель будет обязательно.
В ЦИФРАХ
111 человек из состава Красноярского гвардейского авиаполка погибли во время Великой Отечественной войны
4 Героя Советского Союза воевали в составе авиаполка: летчики Семен Черновский и Николай Мостовой, штурманы Иван Кобылянский и Николай Пахотищев
1,5 миллиона тонн боеприпасов сбросил авиаполк только за последний год войны