Красноярский театр Пушкина сквозь века: от премьеры до закулисья

Красноярский театр Пушкина сквозь века: от премьеры до закулисья
Фото: Андрей Максимов

Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина — это не просто здание, а живая история всего края. Более ста лет театр открывает двери перед зрителями, хранит культурные традиции, экспериментирует с постановками и сценическими решениями. Мы заглянули в каждый уголок этого театра — от зрительного зала до гримёрок и костюмерных мастерских — и расскажем вам все тайны этого «намоленного» места.

История театра Пушкина: с чего все начиналось

История Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина неразрывно связана с историей самого города. В XIX веке театральная жизнь кипела на Староострожной площади. В 1874 году по инициативе городской управы на этой территории появилось первое деревянное одноэтажное здание театра, построенное на добровольные пожертвования горожан.

С этого момента начинается история постоянного театра: в 1875 году антрепренёр А. Н. Егоров заключил контракт на работу постоянной труппы, и именно с этого года Красноярск обзавёлся регулярными спектаклями и полноценным репертуаром. Труппа состояла всего из двенадцати человек, и, по воспоминаниям современников, лишь треть актёров можно было назвать профессионалами.

Фото: архив Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина

К концу XIX века театру требовался капитальный ремонт: крыша протекала, стены не защищали от холода, крыльцо было полуразрушено. После передачи здания обществу любителей драматического искусства театр был расширен и улучшен, в 1897 году здесь было установлено электрическое освещение — маленькая революция для своего времени, которая вскоре стала причиной катастрофического пожара 1898 года. В ту ночь на 15 октября сгорело всё: здание, костюмы, реквизит и даже театральная библиотека.

Горожане не оставили театр без внимания: был организован сбор средств на строительство нового каменного здания. Стройка стала общегородской — деньги шли от пожертвований, доходов от концертов, ссуд и страховых выплат. Проект нового театра разработал городской архитектор Е. Н. Александров. Новый Народный дом-театр был построен на улице Воскресенской (сейчас проспект Мира) в начале 1902 года, а торжественное открытие состоялось 17 февраля.

В честь столетия со дня рождения А. С. Пушкина театр получил его имя. Первый сезон открыла труппа под руководством К. П. Красновой с премьерой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» и водевилем «Женское любопытство». На сцену взвился занавес, расписанный красноярским художником Д. И. Каратановым, с изображением «У Лукоморья дуб зелёный…», а зрителей встречал бюст Пушкина, украшенный венками цветов.

Фото: архив Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина

Прикоснуться к этой истории могут и современные красноярцы, достаточно прийти на спектакль в театр Пушкина и спуститься на цокольный этаж в гардероб, где вот уже второе столетие зрителей встречает стена того самого театра, который построили еще в 1902 году. Чтобы сохранить такую реликвию, ее покрыли лаком и поместили под стекло.

Фото: Александра Кравцова

В 1921 году улица Воскресенская была переименована в Советскую, а театр стал Первым Красноярским советским театром. Только в 1937 году театру было возращено имя А. С. Пушкина. В этот же период формируется «ядро» труппы под руководством К. А. Ведерникова, закладывается репертуар высокого уровня.

Фото: архив Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина

Во время Великой Отечественной войны часть актёров ушла на фронт, другие прибыли в Красноярск с западных регионов. Труппа делила сцену с эвакуированными театрами из Днепропетровска и Одессы, а репертуар был переориентирован на произведения патриотической тематики. В 1944 году художественным руководителем театра стал А. Я. Волгин, создавший театральную студию для молодых актёров, среди которых начинал свой путь И. М. Смоктуновский. Под руководством Волгина в 1945 году была поставлена первая детская пьеса — «Умные вещи» С. Я. Маршака.

Фото: архив Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина

После войны театр продолжал развиваться, в нем проходили капитальные реконструкции: в 1952–1953 годах здание перестроено в стиле сталинского ампира. В интерьере и фасадах появились колонны и портики, а внутренняя планировка была улучшена, сохранив уют камерного театра.

В конце XX века театр Пушкина укрепляет свои позиции как ведущий театр Сибири и страны, переживает трудные 90-е благодаря руководству директора И. Я. Бейлина и сохраняет коллектив. В XXI веке театр продолжает обновляться: после капитальной реконструкции 2015 года здание вновь открывается, сохраняет исторический облик, получает новые сцены — «Пушка+» и сцену на крыше под открытым небом, где проходят эксперименты, перформансы и фестивали.

Закулисье театра: от сцены до гримёрки

Вместе с артисткой театра Ольгой Белобровой поднимаемся на первый этаж и попадаем в центральное мраморное фойе. Оттуда мы проходим к главной сцене, но по дороге останавливаемся в зрительских фойе, где стоит скульптура Александра Пушкина. История этой фигуры поражает не меньше истории театра: сначала скульптура стояла в кабинете заведующей литературной частью, потом где-то на складах и, наконец, в 1990-е годы КрАЗ подарил эту статую театру.

Здесь вы можете признаваться девушке в любви, можно под стихи великого классика, а потом, после первого звонка заходить в зал и наслаждаться просмотром спектакля, — уточнила Ольга Белоброва.

Как только заходишь на главную сцену театра, то сразу ощущаешь особую атмосферу. С первого взгляда становится понятно, что это место «намоленное».

Фото: Александра Кравцова

Под ногами скрыта система плунжеров — 12 модулей, которые поднимаются и опускаются на два с половиной метра, превращая сцену в любую форму: горку, яму, плоский планшет. В старые времена для вращения сцены использовались лошади, а теперь техника позволяет трансформировать пространство иначе. Над сценой закреплен штанкет с одеждой сцены и современным световым оборудованием: круглыми фонарями, которые в 2014 году получили световой «Оскар» в Париже.

Фото: Александра Кравцова

На авансцене находятся «духи сцены» — две личины, которые наблюдают за всем, что происходит в театре, но не могут об этом никому рассказать.

Сцена является священным местом для артистов. После открытия сцены в 2015 году во время первой репетиции спектакля «Двенадцатая ночь» в театр пришел мужчина и сел в зрительном зале. Оказалось, что он был ответственным за строительство сцены и очень переживал, все ли понравилось актерам. Но опасения были напрасны. Также после реконструкции в пол сцены вбили старинную монетку, говорят, что если потереть ее и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Со сценой существуют и интересные театральные поверья: во время учебы старшекурсники дарят первокурсникам гвоздь, и когда новый актёр приходит в театр, он «пригвождает» себя к сцене — к святому искусству. Еще актеры считают, что найденный на сцене гвоздь — к новой роли.

Рядом расположен бутафорский цех, который готовит всё: от еды и напитков до оружия и книг. Букеты, чемоданы, посуда, скатерти, постельное бельё — всё хранится и готово к использованию. Даже если артист не проверяет реквизит, он будет стоять в нужном месте в нужное время. Пистолеты, украшения и костюмы хранятся в сейфах, а во время репетиций и перед спектаклем проверяются.

Фото: Александра Кравцова

Со сцены попадаем в гримерно-постижерный цех. За каждым отдельным столом с любовью расставлены фоторамки и почетные грамоты, а на полках стоят многочисленные парики, некоторые из них еще сохнут и только готовятся к преображению.

Фото: Александра Кравцова

Надеть парик — целое искусство: на голове завязывают тесёмку, закрепляют шпильками и челкой на невидимках, чтобы во время танцев и движения парик держался идеально.

Спектакль идет не один день и не один год. Поэтому парик должен быть из живого волоса (человека или буйвола), чтобы после каждого спектакля была возможность пристегнуть его на болванку и причесать или подкрасить. Если волосы искусственные, то повторно красить их нельзя, — сказала Ольга Белоброва.

Фото: Александра Кравцова

Тут же можно найти шкаф с многочисленными коробочками, в каждой из них лежат усы, бороды и бакенбарды. Артисту остается только взять индивидуальную коробочку с заранее подготовленным реквизитом и наклеить на себя усы или бороду с помощью сандарачного клея.

Фото: Александра Кравцова

На другой стороне комнаты зона владения гримеров, они красят и разрисовывают артистов, чтобы их мимика была заметна зрителям. Наливной грим с порошковой пудрой позволяет артистам долго сохранять макияж даже при интенсивной игре и ярком свете.

Фото: Александра Кравцова

После реконструкции в цехе появилась видеотрансляция и звук, чтобы артист видел и слышал, что происходит на сцене, готовясь к выходу.

Во время спектакля нельзя пользоваться лифтом, потому что, если лифт застрянет, спектакль остановится. Поэтому гримерки располагаются на втором и третьем этажах, чтобы ты мог быстро сбежать на сцену, — отметила артистка.

Фото: Александра Кравцова

Готовые костюмы хранятся в костюмерном цехе, они шьются в отдельных мастерских по эскизам художников. Когда художник по костюмам отрисовывает эскизы, они попадают в пошивочные цеха — мужской или женский, где технологи высчитывают все необходимые параметры, по которым закупаются ткани.

Фото: Александра Кравцова

Когда костюм уже готов, он попадает в костюмерный цех, откуда его развозят по гримеркам или к сцене, ведь за один спектакль актёры могут переодеваться больше пяти раз. Если между переодеваниями мало времени, устанавливают ширмы прямо на сцене.

Фото: Александра Кравцова

Заглянули и в самые закрома театра — гримерки артистов. Душевые и туалеты, обновлённые после реконструкции, делают пребывание актёров удобным, особенно летом. Столик каждого живет своей жизнью, у кого-то все зеркало обклеено смайликами, у кого-то на столе стоят фотографии с близкими людьми, а у некоторых все завалено программками.

После каждого спектакля режиссер дарит артисту подписанную программку. Может просто написать «С премьерой!», а может — «Хорошо справился» или «Желаю расти в этой роли». Артисты не выкидывают программки и хранят их, — уточнила Ольга Белоброва.

Фото: Александра Кравцова

Экскурсия ведёт дальше — в актерское фойе, где мы обнаружили необычный кукольный домик. Как рассказала нам актриса, этот «домик» называют макетом сценографии спектакля.

Прежде чем на сцене появятся декорации, художник-сценограф изготавливает макет. Он принимается художественным советом и подписывается, только после этого начинается изготовление декораций в полную величину, — рассказала артистка.

Фото: Александра Кравцова

Сегодня театр — это комплекс исторического здания с двумя новыми блоками. Появились сцена «Пушка+» и сцена на крыше под открытым небом для театральных новшеств и необычных перформансов. Здесь проходят фестивали, читки новых пьес и экспериментальные постановки.

Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина — это современный театр, бережно сохраняющий традиции, но открытый для новых форм и творческих экспериментов. В его репертуаре — классическая и современная драматургия, спектакли для детей и взрослых, постановки самых разных жанров. Театр активно гастролирует по России, участвует в престижных фестивалях и остаётся гордостью Красноярска и всего края.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности