Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина — это не просто здание, а живая история всего края. Более ста лет театр открывает двери перед зрителями, хранит культурные традиции, экспериментирует с постановками и сценическими решениями. Мы заглянули в каждый уголок этого театра — от зрительного зала до гримёрок и костюмерных мастерских — и расскажем вам все тайны этого «намоленного» места.
История театра Пушкина: с чего все начиналось
История Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина неразрывно связана с историей самого города. В XIX веке театральная жизнь кипела на Староострожной площади. В 1874 году по инициативе городской управы на этой территории появилось первое деревянное одноэтажное здание театра, построенное на добровольные пожертвования горожан.
С этого момента начинается история постоянного театра: в 1875 году антрепренёр А. Н. Егоров заключил контракт на работу постоянной труппы, и именно с этого года Красноярск обзавёлся регулярными спектаклями и полноценным репертуаром. Труппа состояла всего из двенадцати человек, и, по воспоминаниям современников, лишь треть актёров можно было назвать профессионалами.

Фото: архив Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина
К концу XIX века театру требовался капитальный ремонт: крыша протекала, стены не защищали от холода, крыльцо было полуразрушено. После передачи здания обществу любителей драматического искусства театр был расширен и улучшен, в 1897 году здесь было установлено электрическое освещение — маленькая революция для своего времени, которая вскоре стала причиной катастрофического пожара 1898 года. В ту ночь на 15 октября сгорело всё: здание, костюмы, реквизит и даже театральная библиотека.
Горожане не оставили театр без внимания: был организован сбор средств на строительство нового каменного здания. Стройка стала общегородской — деньги шли от пожертвований, доходов от концертов, ссуд и страховых выплат. Проект нового театра разработал городской архитектор Е. Н. Александров. Новый Народный дом-театр был построен на улице Воскресенской (сейчас проспект Мира) в начале 1902 года, а торжественное открытие состоялось 17 февраля.
В честь столетия со дня рождения А. С. Пушкина театр получил его имя. Первый сезон открыла труппа под руководством К. П. Красновой с премьерой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» и водевилем «Женское любопытство». На сцену взвился занавес, расписанный красноярским художником Д. И. Каратановым, с изображением «У Лукоморья дуб зелёный…», а зрителей встречал бюст Пушкина, украшенный венками цветов.

Фото: архив Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина
Прикоснуться к этой истории могут и современные красноярцы, достаточно прийти на спектакль в театр Пушкина и спуститься на цокольный этаж в гардероб, где вот уже второе столетие зрителей встречает стена того самого театра, который построили еще в 1902 году. Чтобы сохранить такую реликвию, ее покрыли лаком и поместили под стекло.

Фото: Александра Кравцова
В 1921 году улица Воскресенская была переименована в Советскую, а театр стал Первым Красноярским советским театром. Только в 1937 году театру было возращено имя А. С. Пушкина. В этот же период формируется «ядро» труппы под руководством К. А. Ведерникова, закладывается репертуар высокого уровня.

Фото: архив Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина
Во время Великой Отечественной войны часть актёров ушла на фронт, другие прибыли в Красноярск с западных регионов. Труппа делила сцену с эвакуированными театрами из Днепропетровска и Одессы, а репертуар был переориентирован на произведения патриотической тематики. В 1944 году художественным руководителем театра стал А. Я. Волгин, создавший театральную студию для молодых актёров, среди которых начинал свой путь И. М. Смоктуновский. Под руководством Волгина в 1945 году была поставлена первая детская пьеса — «Умные вещи» С. Я. Маршака.

Фото: архив Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина
После войны театр продолжал развиваться, в нем проходили капитальные реконструкции: в 1952–1953 годах здание перестроено в стиле сталинского ампира. В интерьере и фасадах появились колонны и портики, а внутренняя планировка была улучшена, сохранив уют камерного театра.
В конце XX века театр Пушкина укрепляет свои позиции как ведущий театр Сибири и страны, переживает трудные 90-е благодаря руководству директора И. Я. Бейлина и сохраняет коллектив. В XXI веке театр продолжает обновляться: после капитальной реконструкции 2015 года здание вновь открывается, сохраняет исторический облик, получает новые сцены — «Пушка+» и сцену на крыше под открытым небом, где проходят эксперименты, перформансы и фестивали.
Закулисье театра: от сцены до гримёрки
Вместе с артисткой театра Ольгой Белобровой поднимаемся на первый этаж и попадаем в центральное мраморное фойе. Оттуда мы проходим к главной сцене, но по дороге останавливаемся в зрительских фойе, где стоит скульптура Александра Пушкина. История этой фигуры поражает не меньше истории театра: сначала скульптура стояла в кабинете заведующей литературной частью, потом где-то на складах и, наконец, в 1990-е годы КрАЗ подарил эту статую театру.
Здесь вы можете признаваться девушке в любви, можно под стихи великого классика, а потом, после первого звонка заходить в зал и наслаждаться просмотром спектакля, — уточнила Ольга Белоброва.
Как только заходишь на главную сцену театра, то сразу ощущаешь особую атмосферу. С первого взгляда становится понятно, что это место «намоленное».

Фото: Александра Кравцова
Под ногами скрыта система плунжеров — 12 модулей, которые поднимаются и опускаются на два с половиной метра, превращая сцену в любую форму: горку, яму, плоский планшет. В старые времена для вращения сцены использовались лошади, а теперь техника позволяет трансформировать пространство иначе. Над сценой закреплен штанкет с одеждой сцены и современным световым оборудованием: круглыми фонарями, которые в 2014 году получили световой «Оскар» в Париже.

Фото: Александра Кравцова
На авансцене находятся «духи сцены» — две личины, которые наблюдают за всем, что происходит в театре, но не могут об этом никому рассказать.
Сцена является священным местом для артистов. После открытия сцены в 2015 году во время первой репетиции спектакля «Двенадцатая ночь» в театр пришел мужчина и сел в зрительном зале. Оказалось, что он был ответственным за строительство сцены и очень переживал, все ли понравилось актерам. Но опасения были напрасны. Также после реконструкции в пол сцены вбили старинную монетку, говорят, что если потереть ее и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Со сценой существуют и интересные театральные поверья: во время учебы старшекурсники дарят первокурсникам гвоздь, и когда новый актёр приходит в театр, он «пригвождает» себя к сцене — к святому искусству. Еще актеры считают, что найденный на сцене гвоздь — к новой роли.
Рядом расположен бутафорский цех, который готовит всё: от еды и напитков до оружия и книг. Букеты, чемоданы, посуда, скатерти, постельное бельё — всё хранится и готово к использованию. Даже если артист не проверяет реквизит, он будет стоять в нужном месте в нужное время. Пистолеты, украшения и костюмы хранятся в сейфах, а во время репетиций и перед спектаклем проверяются.

Фото: Александра Кравцова
Со сцены попадаем в гримерно-постижерный цех. За каждым отдельным столом с любовью расставлены фоторамки и почетные грамоты, а на полках стоят многочисленные парики, некоторые из них еще сохнут и только готовятся к преображению.

Фото: Александра Кравцова
Надеть парик — целое искусство: на голове завязывают тесёмку, закрепляют шпильками и челкой на невидимках, чтобы во время танцев и движения парик держался идеально.
Спектакль идет не один день и не один год. Поэтому парик должен быть из живого волоса (человека или буйвола), чтобы после каждого спектакля была возможность пристегнуть его на болванку и причесать или подкрасить. Если волосы искусственные, то повторно красить их нельзя, — сказала Ольга Белоброва.

Фото: Александра Кравцова
Тут же можно найти шкаф с многочисленными коробочками, в каждой из них лежат усы, бороды и бакенбарды. Артисту остается только взять индивидуальную коробочку с заранее подготовленным реквизитом и наклеить на себя усы или бороду с помощью сандарачного клея.

Фото: Александра Кравцова
На другой стороне комнаты зона владения гримеров, они красят и разрисовывают артистов, чтобы их мимика была заметна зрителям. Наливной грим с порошковой пудрой позволяет артистам долго сохранять макияж даже при интенсивной игре и ярком свете.

Фото: Александра Кравцова
После реконструкции в цехе появилась видеотрансляция и звук, чтобы артист видел и слышал, что происходит на сцене, готовясь к выходу.
Во время спектакля нельзя пользоваться лифтом, потому что, если лифт застрянет, спектакль остановится. Поэтому гримерки располагаются на втором и третьем этажах, чтобы ты мог быстро сбежать на сцену, — отметила артистка.

Фото: Александра Кравцова
Готовые костюмы хранятся в костюмерном цехе, они шьются в отдельных мастерских по эскизам художников. Когда художник по костюмам отрисовывает эскизы, они попадают в пошивочные цеха — мужской или женский, где технологи высчитывают все необходимые параметры, по которым закупаются ткани.

Фото: Александра Кравцова
Когда костюм уже готов, он попадает в костюмерный цех, откуда его развозят по гримеркам или к сцене, ведь за один спектакль актёры могут переодеваться больше пяти раз. Если между переодеваниями мало времени, устанавливают ширмы прямо на сцене.

Фото: Александра Кравцова
Заглянули и в самые закрома театра — гримерки артистов. Душевые и туалеты, обновлённые после реконструкции, делают пребывание актёров удобным, особенно летом. Столик каждого живет своей жизнью, у кого-то все зеркало обклеено смайликами, у кого-то на столе стоят фотографии с близкими людьми, а у некоторых все завалено программками.
После каждого спектакля режиссер дарит артисту подписанную программку. Может просто написать «С премьерой!», а может — «Хорошо справился» или «Желаю расти в этой роли». Артисты не выкидывают программки и хранят их, — уточнила Ольга Белоброва.

Фото: Александра Кравцова
Экскурсия ведёт дальше — в актерское фойе, где мы обнаружили необычный кукольный домик. Как рассказала нам актриса, этот «домик» называют макетом сценографии спектакля.
Прежде чем на сцене появятся декорации, художник-сценограф изготавливает макет. Он принимается художественным советом и подписывается, только после этого начинается изготовление декораций в полную величину, — рассказала артистка.

Фото: Александра Кравцова
Сегодня театр — это комплекс исторического здания с двумя новыми блоками. Появились сцена «Пушка+» и сцена на крыше под открытым небом для театральных новшеств и необычных перформансов. Здесь проходят фестивали, читки новых пьес и экспериментальные постановки.
Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина — это современный театр, бережно сохраняющий традиции, но открытый для новых форм и творческих экспериментов. В его репертуаре — классическая и современная драматургия, спектакли для детей и взрослых, постановки самых разных жанров. Театр активно гастролирует по России, участвует в престижных фестивалях и остаётся гордостью Красноярска и всего края.



