Первые проповедники христианства появились на берегах Енисея в конце XVII века. К тому времени Православная церковь уже знала имена Феодорита Кольского и Стефана Пермского, Трифона Печенгского, Зосимы и Савватия Соловецких и других миссионеров, несших свет Христовой веры коренным народам Урала, русского Севера, низовьев Оби…
Чем дальше продвигалось российское государство на восток континента, тем больше становилось таких имен. Миссионеры несли не только новую религию, но и в самом широком смысле встраивали народы окраин в жизнь государства. Святитель Стефан Пермский составил зырянскую азбуку и перевел Священное Писание, архимандрит Вениамин Смирнов перевел на ненецкий православный катехизис и фрагменты Нового Завета – и это лишь два примера из множества.
Государство всячески способствовало крещению коренных народов – прежде всего потому, что в те времена вопрос веры был в значительной степени вопросом лояльности. Царь Алексей Михайлович уделял внимание крещению якутов и причел к русской знати некоторых местных князей, принявших православие. Петр I издал указ о крещении остяков и вогулов (манси и ханты) и усилил миссию среди якутов.
Миссионерство всегда и везде было делом не только трудным, но и опасным, проповедники гибли от рук упорных сторонников древних верований, в межплеменных войнах. Но их дело не останавливалось, и в середине XIX века далекие окраины империи становятся в значительной степени православного исповедания. Бывали даже массовые крещения.
Одно из таких свидетельств в статье «Православие на Крайнем Севере» приводит Марина Струкова:
На якутском форуме молодой человек рассказывает: «В нашей деревне крещение произошло одноразово, крестились поголовно все деревенские некрещеные инородцы, как говорится, стар и млад. Это событие произошло во второй половине XIX века, когда во многих селах уже стояли церкви. По рассказам односельчан, крестились добровольно и осознанно. Жаль, что сейчас не помню подробностей – а рассказывали старики о крещении в мельчайших деталях. Принятие православия воспринималось моими предками как приобщение к большой культуре и цивилизации, ведь у христиан были школы, храмы (как культурные центры), и, что очень важно, была высокая степень государственности, что особо почитается простым народом».
Связующее звено
Шаманизм, который исповедовало подавляющее большинство народов Севера, – древнейшая и едва ли не самая распространенная в мире религиозная практика.
Шаман является связующим звеном человека с богами и духами, населяющими три уровня мироздания – верхний (небо), средний (земля) и нижний (подземный). Шаман – центральная фигура бытия и быта, он пророчествует, договаривается с духами, лечит. Поэтому переход в христианство, подразумевавший отказ от шаманизма, по сути, становился коренной переменой всей жизни общества и человека.
Но все же она происходила, эта перемена…
Сотрудник Эвенкийского архива А. Наурузова в статье «160 лет Православия на Эвенкийской земле» приводит удивительный факт:
В период приобщения языческого народа к православию начали креститься даже шаманы, подавая пример своим соплеменникам…
Вот что М. И. Суслов (священник, миссионер. – НКК) записал в своем путевом дневнике: «Все якуты и в большинстве тунгусы исповедуют христианскую православную веру, но между последними есть и язычники.… Но, к сожалению, наряду с христианскими понятиями уживаются у них и языческие обычаи, и предрассудки.… Впрочем, случаев отпадения в язычество между крещеными тунгусами не было, напротив, известны примеры добровольного присоединения к христианству».
За паствой по тайге и тундре
Уникальная особенность северного миссионерства заключалась еще и в том, что проповедовать приходилось людям, которые в подавляющем большинстве вели кочевую жизнь, поэтому пастырь подчас попросту не знал, где его паства, для встречи с ней проходил сотни верст по тайге и тундре.
Часто церковные власти не знали точного числа крещеных. Так, в переписке 1847 года говорится:
…достоверных данных о количестве тунгусов, обратившихся в православную веру, дать невозможно по причине их бродячей жизни, поэтому есть необходимость постройки деревянной церкви по реке Нижняя Тунгуска Туруханского края для новокрещеных инородцев-тунгусов (эвенков). Приблизительное число таковых с ясачной последней комиссией по спискам и среднему расчету семейств, за исключением обратившихся в православие, можно полагать, что обоего пола с малолетками было до 885 душ…
Двоедушие
Царское правительство освобождало новокрещеных от уплаты ясака на три года. Однако эта льгота, несомненно повлиявшая на количество, влияла на качество, и не лучшим образом.
Доктор богословия о. Павел Бочков в статье «Приход Православия на сибирский Север» рассказывает о мытарствах игумена Туруханского Троицкого монастыря Мисаила, который в конце XVIII столетия предпринял поездку по Хатангскому округу, в результате которой «приобрел для Православной церкви посредством крещения только 17 душ и уйму неприятностей».
Шаманство и жизненный извечный уклад языческого коренного населения были серьезной преградой его проповеди. Его совершенно обескураживало двоедушие просвещаемых, они часто просили себе льгот и материальной выгоды.
Земля и подданные
Но все же надо помнить очевидный факт: продвижение русского государства на северо-восток Евразии хоть имело свои нерадостные и даже трагические страницы, но не приводило к исчезновению народов, как это было в заокеанских колониях европейских держав, и, кроме того, не вызвало религиозного противостояния.
Это разительный контраст со Старым Светом, где разногласия в вере оборачивались кровавыми побоищами, продолжавшимися десятилетиями. Здесь же ничего подобного не произошло, поскольку основа движения, в том числе миссионерского, была принципиально иной: Западу нужна была земля, России – подданные.