Ежовые рукавицы для автошкол
Еще на прошлой неделе было официально опубликовано постановление правительства «О лицензировании образовательной деятельности». Этот документ наделил ГИБДД правом выдавать или не выдавать лицензию автошколе. До сей поры для того, чтобы получить разрешение на обучение водителей, нужно было лишь предоставить в Рособрнадзор пакет документов, при этом не требовалось подтверждение фактического наличия автомобилей, автодрома и помещений для занятий. Лицензия была бессрочной и отнималась лишь в исключительных случаях – по жалобам учеников. Такое лояльное отношение к малому бизнесу привело к тому, что автошколы в стране расплодились как грибы после дождя. К примеру, в Москве их сегодня более 300, в Красноярске – 44. В прошлом году, обеспокоенная 12-процентным ростом числа ДТП с участием водителей со стажем менее трех лет, Генеральная прокуратура инициировала проверки автошкол в некоторых регионах. Выводы были неутешительными – «результаты проверок свидетельствуют о том, что многие автошколы осуществляют свою деятельность с грубейшими нарушениями законов». Это касалось и школ Московской области, и Ставропольского края, и соседней с нами Хакасии, и самого Красноярского края.
В мае этого года, обосновывая необходимость повышения требований к автошколам, старший по особым поручениям УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Андрей Полевой заявил, что процент сдачи экзаменов по вождению с первого раза стабильно снижается. В 2008 году таких учеников было 70 %, в 2012 году – только 50 %. При этом каждое пятое ДТП в крае совершено с участием водителей со стажем до трех лет.
– Некоторые автошколы намеренно снижают количество часов практического обучения. Вместо положенных 50 часов предлагают ученикам откатать лишь 20. Естественно, цена у такого «сокращенного» курса привлекательнее. Так и работают, – описывает ситуацию на рынке председатель региональной Ассоциации автошкол Красноярского края Константин Медведев.
Постановление правительства «О лицензировании» призвано навести порядок на этом рынке. Теперь инспектор ГИБДД перед выдачей лицензии обязан лично посетить автошколу и выдать заключение о соответствии или несоответствии учебно-материальной базы установленным требованиям для образовательных программ подготовки водителей. Важно, что тем автошколам, которые уже имеют лицензию, заново проходить процедуру не нужно. Но это при условии, что они будут обучать курсантов на ныне действующие категории прав. А вот тут и «выходят из-за печки» те самые поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», которые вступили в законную силу 5 ноября.
Права для скутера
Поправки вводят новые категории и подкатегории водительских удостоверений. Помимо традиционных, появляются категории А1 (мотоциклы с объемом двигателя не выше 125 куб. см), М (мопед), С1, D1 (микроавтобусы), С1E и D1E (варианты с прицепом), Tm (трамвай), Tb (троллейбус). Те водители, у которых открыта категория, могут управлять машинами, относящимися к подкатегориям. Исключение – категория В1: открывшие категорию В могут водить квадроциклы с автомобильным управлением, открывшие категорию А – с мотоциклетным управлением.
Для каждой категории и подкатегории установлены возрастные ограничения. Например, получить право на управление мотоциклами теперь можно с 16 лет, на категории А, B, С, подкатегории В1, С1 – с 18 лет, на управление автобусом – с 21 года.
Специально для тех, кто предпочитает машину с автоматической коробкой передач, вводится отметка в правах АТ. Они имеют право управлять машинами только с автоматической трансмиссией. Прошедшие обучение и сдавшие экзамен «на механике» могут рулить на машине с любым типом трансмиссии.
Введение подкатегорий – это давно назревшая необходимость, продиктованная здравым смыслом, – так оценил новшество начальник регистрационно-экзаменационного отдела УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Эдуард Космачев. – К примеру, водители мопедов вообще находились у нас вне правового поля, а многодетные отцы, которые приобретали небольшой микроавтобус для нужд семьи, вынуждены были учиться управлять огромной махиной. Но, к сожалению, пока что мы не можем принимать экзамены по этой системе. Нет образовательных стандартов, не разработаны регламенты.
Закон есть, регламента нет
В этом и подвох. Автошколы теперь должны стремиться получить лицензии на ведение образовательной деятельности, то есть – предъявить инспектору ГИБДД учебную базу, соответствующую требованиям образовательных программ по всем категориям.
– А как мы можем предъявить то, чего нет? – задает риторический вопрос Константин Медведев. – Программы-то до сих пор не разработаны… Мы не знаем, чему должны соответствовать.
В смятении и те кандидаты в водители, которые не собирались тратить деньги на учебу в автошколе, а хотели воспользоваться правом на самоподготовку. С 5 ноября их законодательно лишили такой возможности – теперь сдать экзамены в ГИБДД смогут только те, кто прошел обучение в автошколе.
– Это, пожалуй, второй после введения подкатегорий положительный момент во всей этой истории с поправками, – оценивает изменение Константин Медведев. – И я не о том, что у автошкол появятся дополнительные клиенты, а о том, что самостоятельно человек не может разобраться с теорией и практикой вождения. Это факт доказанный. Можно вызубрить правила, запомнить правильные ответы в билетах, но единицы умеют применять эти знания на дороге. Шанс создать аварийную ситуацию у таких водителей намного выше.
После вступления в силу поправок с облегчением вздохнули, пожалуй, лишь водители с иностранными правами – запрет на работу водителями им отсрочили на полгода, к ответственности начнут привлекать лишь с мая 2014-го.
Но «самообученцам» и владельцам мопедов без прав паниковать еще рано. По словам Эдуарда Космачева, хотя поправки и вступили в законную силу, исполняться новый закон не будет – необходимых нормативных актов еще нет. Отсутствуют и документы, прописывающие порядок применения закона.
– А потому, принимая экзамены, будем руководствоваться старой инструкцией, – подытожил начальник регистрационно-экзаменационного отдела.
О том, когда же новым поправкам будет выписана путевка в жизнь от Правительства РФ, краевой ГИБДД ничего не известно.
Федеральные СМИ сообщают лишь, что Министерству образования и науки РФ на разработку программ обучения водителей отвели 60 дней. А значит, можно предположить, что в лучшем случае их утвердят после новогодних праздников. Тогда же и запустится маховик обсуждаемых сегодня преобразований.
Зачем стране нужен был очередной неработающий закон, остается только догадываться. Бежать впереди паровоза – это, конечно, красиво, но ведь бессмысленно…
Экзамен без ГИБДД
Возможно, в скором времени кандидаты в водители получат возможность сдавать экзамены на права без участия ГИБДД. Проект постановления с соответствующими нормами подготовлен Правительством РФ.
Принимать экзамены смогут только образовательные учреждения, имеющие собственный компьютеризированный автодром. Таких на всю страну насчитывается не более 30, стоимость каждого – от трех до 50 млн рублей.
Предполагается, что по новым правилам ученикам «элитных» автошкол после успешного прохождения внутреннего экзамена будут выдавать свидетельство о профессии водителя, которое они затем смогут обменять в ГИБДД на водительское удостоверение.
Конкретных сроков вступления в силу постановления еще не озвучено.