По самым скромным подсчетам, в столице региона около 5 тысяч несостоявшихся новоселов. Описывая ситуацию, некоторые частенько небезосновательно оперируют эпитетом «катастрофическая». При этом городские власти лишь в прошлом году официально признали – без административного ресурса проблему не решить.
Термин «обманутые дольщики» появился в России практически сразу же после развала Союза. Первая волна – 90-е годы прошлого столетия. После этого – несколько лет затишья. И вот в начале 2000-х проблема возникла вновь. Как известно, основная часть инвесторов концентрируется в крупных городах. Именно здесь жилищное строительство ведется ударными темпами, работает множество компаний, ориентированных на возведение жилого массива. Как следствие – больше возможностей приобрести квартиру и больше «шансов» стать обманутым.
По словам экс-министра строительства и архитектуры Николая Глушкова, в Красноярском крае об обманутых дольщиках знают лишь в столице региона. В районах этой проблемы практически не существует.
Пожалуй, наиболее широко масштаб явления виден на примере обращений в аппарат уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. Омбудсмен Марк Денисов открыто говорит – «ситуация катастрофическая». По его словам, толчком для начала квартирных неурядиц послужил финансовый кризис, отлучивший строительные компании от дешевых и легких банковских кредитов.
– Подобная ситуация наблюдается в Красноярске уже второй раз. Однако лишь в прошлом году первое лицо города Петр Пимашков официально признал – проблема существует, и она касается не только инвесторов, но и властей. Судите сами, в краевой столице в самом начале кризиса насчитывалось 38 проблемных домов. Даже с учетом перекупщиков доля простых людей, которых обманули, велика. Статистика обращений в наш аппарат говорит, что таких дольщиков тысячи, – рассказывает Денисов.
Впрочем, омбудсмен отмечает – проблема решается. По его прогнозам, в 2010 году дольщики могут рассчитывать на решение проблем на 5 объектах.
При этом Денисов не отрицает – пока сама система располагает к повторению ситуации:
– Да, мы решаем сиюминутные проблемы отдельных людей. Но в корне ситуацию это не меняет. От основных причин так и не избавились. Федеральный закон несовершенен. Практика администрирования осталась прежней. Бывали случаи, когда дома строились на антенном поле, где концентрация излучения превышала все мыслимые пределы.
Подобные «сюрпризы» встречались и депутату горсовета Красноярска Александру Глискову. По его словам, порой люди вкладывали деньги даже не в обыкновенный котлован с парой свай, а в объекты, не существующие в проектном варианте. Александр Глисков рассказывает: на улице Грунтовой «новоселы» вносили первые платежи, в то время как на предполагаемой площадке еще не снесли ветхое жилье.
Сегодня, по самым скромным подсчетам, в столице региона около 5 тысяч несостоявшихся новоселов. Для сравнения – в 2003 году их было 3 тысячи. Однако цифра может быть больше, поскольку некоторые квартиры перепродавались несколько раз.
В прошлом году, когда проблема вновь обострилась, городские власти с подачи краевого правительства вплотную занялись ее решением. Для начала составили списки горе-инвесторов. Однако инициатива не принесла ожидаемого результата – люди неохотно шли на запись. Кроме того, найти концы во всех сделках купли-продажи тоже оказалось непросто. В итоге у экспертов до сих пор возникают споры о масштабах проблемы.
И все-таки справедливости ради стоит признать, когда мэрия занялась решением проблемы, процесс сдвинулся с мертвой точки.
По данным департамента градостроительства администрации Красноярска, с начала прошлого года удалось достроить десять «проблемных» домов. Начальник отдела надзора за долевым строительством Службы строительного надзора и жилищного контроля Елена Хамардюк говорит, что большая часть этих объектов находилась в высокой степени готовности. Иными словами, для завершения строительства требовалось, по большей части, решить «бумажные проблемы» или завершить незначительные отделочные работы. Что будет с теми домами, возведение которых еще даже не начиналось?
Возможно, новый краевой законопроект поможет решить проблему кардинально. Недавно в краевой парламент был внесен проект документа «О мерах государственной поддержки граждан – участников долевого строительства, пострадавших от действия (бездействия) застройщиков на территории края». Первоначальная редакция предполагает, что дольщикам будет компенсирована процентная ставка по кредиту, который они могут взять для достройки жилья. Заемные средства при этом не могут превышать 300 тыс. рублей и высчитываются пропорционально общей площади помещения. Инвесторам, не желающим брать кредит, предложат продать квартиру в краевую собственность.
Впрочем, и парламентарии, и исполнительная власть признаются – проект требует проработки деталей, механизмов помощи с участием всех заинтересованных сторон.
По словам генерального директора краевого фонда жилищного строительства Евгения Добрянского, помощь будет оказываться поэтапно:
– Очевидно, что проблемы, которые копились годами, за пару месяцев не решишь. Именно поэтому процесс должен происходить постепенно. Ожидается, очередной вариант документа будет предъявлен парламентариям на ближайшей сессии Законодательного собрания. А дольщикам остается лишь ждать и надеяться, что новые меры окажутся более эффективны. Хотя, как признаются в самой мэрии, даже с учетом всех форм поддержки на краевом и муниципальном уровнях «немаловажное значение имеют активность, рациональный подход к делу и объединение усилий самих инвесторов». Почему-то в попытке перефразировать этот посыл городских властей на ум приходит выражение: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Слово депутата
Юрий ШВЫТКИН
депутат Законодательного собрания Красноярского края
– Я согласен с тем, что городские власти в некоторой степени несут большую ответственность за ту ситуацию, которая сегодня сложилась в сфере долевого строительства. Подчеркну, эта проблема актуальна в первую очередь для краевого центра. Очевидно, что попытки чиновников решить острый вопрос не привели к желаемому результату. Но я не сторонник поиска виновного. Это проще всего, а нужно активно подключаться к решению проблемы. Ведь обманутые дольщики – такие же жители края, как и все остальные. Что касается закона, то он будет переработан. При этом мы учтем и пожелания самих дольщиков. Ведь они внутри ситуации. Нынешний вид документа, думаю, существенно изменится. Хотя общая канва останется прежней.
При доработке законопроекта очень важна общественная экспертиза. После этого мы будем предлагать целый ряд поправок в документ. Закон должен работать – помогать людям и решать проблему.