В Красноярском драмтеатре им. А. С. Пушкина состоялся пресс-показ премьерного спектакля «Матренин двор» по одноименному рассказу А. И. Солженицына. Постановка приурочена к 100-летию со дня рождения писателя, которое отмечается в этом году.



Признаться, шел я на этот показ с недоверием. Как, скажите на милость, можно поставить на сцене… рассказ, да еще такой – не очень богатый диалогами, действием? Там в основном авторское повествование. Нет, драматургия, безусловно, имеется, Солженицын – большой писатель, произведение сильное, знаковое. Но драматургия даже самой распрекрасной прозы и драматургия сцены – вещи немного разные.

Впрочем, это и подогревало мой зрительский интерес: как справились мастера сцены с этой задачей? Как адаптировали для театра этот культовый рассказ советской литературы? Что это будет? Литературная композиция? Художественная читка по ролям?

Сразу скажу: спектакль – безусловная творческая удача режиссера и актеров. Он идет на Малой сцене, где всего 3–4 ряда кресел, и выбор режиссером именно камерного формата – это попадание в десятку. Те, кто приходит в театр развлечься и отдохнуть, уйдут с постановки разочарованными. Она явно «не для всех». Потому что здесь приходится работать вместе с актерами, переваривая и осмысляя тот тяжелый материал, из которого соткан весь рассказ. В человеческом, в бытовом смысле тяжелый, безрадостный. Мало оптимизма в «Матренином дворе», практически нет его там. И в то же время это не «чернуха»: образ главной героини освещает все пространство сцены и само нелегкое повествование о тяжелой судьбе русской женщины своим внутренним светом, осеняет его нравственной чистотой. Матрену блестяще сыграла одна их ведущих актрис театра – заслуженная артистка России Галина Саламатова. Играет – как живет.

Режиссер отказался от декораций. На площадке всего 11 стульев и маленький высокий столик, на котором номер журнала «Новый мир» – рассказ впервые был опубликован именно там, в 1963 году.

А настоящему театру и не нужны внешние атрибуты. Немирович-Данченко говорил, что можно выстроить великолепное театральное здание, заказать декорации, музыку, набрать большой штат сотрудников – и это еще не будет театр. А выйдут на площадь два талантливых актера, расстелют коврик, начнут играть пьесу – это уже театр... Так оно и случилось, прямо по классику: театр в чистом виде, его квинтэссенция. «Матренин двор» – никакая не литературная композиция, а самый что ни на есть Спектакль, выстроенный по всем театральным канонам – характеры, конфликт, мощная драматургия, игра на разрыв души, с распахнутым сердцем, лицом к лицу со зрителями. И декорации здесь бы только мешали.

Камерный формат – это минимум изобразительных средств, но никто не отнял у режиссера других его инструментов – свет, музыку, мизансценирование. Борис Плоских (он артист «Пушки», это его дебют в качестве режиссера) умело этими инструментами воспользовался: мизансцены выверены, музыка точна и уместна, свет помогает актерам раскрыться. Профессиональная режиссерская работа. Спектакль, начинаясь неторопливо, как бы враскачку… вскоре тебя захватывает всего, и ты уже несешься по его волнам, подчиненный актерской и режиссерской воле, смахивая слезу в финале… и уходишь, переполненный мыслями, переживаниями, эмоциями. Не для этого ли театр и существует?

Фото Сергея ЧИВИКОВА

№ 15 / 998

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения