Федеральный проект «Государство для людей» сегодня по праву считается одной из ключевых федеральных инициатив, направленных на повышение качества взаимодействия государства с гражданами. Его главная задача – сделать государственные и муниципальные услуги понятными, удобными и ориентированными на реальные жизненные ситуации человека.
Красноярский край в реализации этого проекта во многом опережает другие регионы. Мы активно внедряем человекоцентричные подходы: комплексное предоставление услуг, цифровые сервисы, беззаявительный и проактивный форматы, осуществляется реинжиниринг услуг. По ряду показателей регион занимает лидирующие позиции, демонстрируя не только высокие темпы, но и качество преобразований.
О том, как в крае реализуется федеральный проект «Государство для людей», каких результатов уже удалось достичь и какие задачи стоят на ближайшую перспективу, мы беседуем с министром экономики и регионального развития Красноярского края Татьяной Алексеевной Магдибур.
– Проект «Государство для людей» часто называют одной из ключевых федеральных инициатив. В чем его суть?
– Это действительно большая системная межведомственная работа, в которую вовлечены федеральный, региональный и муниципальный уровни власти. Суть проекта – изменить саму технологию предоставления государственных и муниципальных услуг. Мы уходим от ведомственной логики, когда человеку нужно подстраиваться под органы власти, и создаем систему, в центре которой находится гражданин или бизнес с его жизненной ситуацией.
– Что именно меняется для заявителя?
– Меняется практически все: порядки, административные регламенты, внедряются новые форматы и способы оказания услуг. Раньше человеку приходилось собирать внушительные пакеты документов, подтверждать право на услугу, обращаться в разные ведомства по каждому отдельному вопросу. Сегодня у государства есть технологии, которые позволяют значительно упростить эту задачу для человека. Контакт человека с государством должен быть простым, понятным и прозрачным – без лишних визитов и бумаг.
– При этом цифровизация подходит не всем. Как решается этот вопрос?
– Цифровой формат для нас – приоритет, потому что он самый удобный и быстрый. Но мы понимаем, что в крае есть удаленные территории с нестабильным интернетом и люди, которые по тем или иным причинам не готовы пользоваться цифровыми сервисами, например, люди старшего поколения. Поэтому мы развиваем также и офлайн-формат взаимодействия. Через МФЦ человек может подать единое заявление на получение комплекса услуг в рамках различных жизненных ситуаций, а все необходимые документы органы получат в порядке межведомственного взаимодействия.
– Вы часто говорите о жизненных ситуациях. Что это такое?
– Жизненная ситуация – это инструмент, который объединяет сразу несколько услуг, иногда даже десятки, под одну конкретную задачу человека. Он обращается не за отдельной справкой или выплатой, а за решением своей ситуации. Один из самых наглядных примеров – «многодетная семья».
– Как это работает на практике?
– Семья получает статус многодетной, но пути к этому могут быть разными (рождение ребенка, усыновление, установление опеки, заключение брака). От этого зависит перечень услуг и документов. Раньше человеку нужно было самому разбираться, что ему положено. Сейчас с использованием цифрового сервиса можно получить персонифицированный доступ к информации и возможности обратиться (онлайн или офлайн по выбору заявителя) за получением всех краевых и муниципальных услуг, полагающихся семьям с детьми.
При этом для получения отдельных мер поддержки не нужно вообще никуда обращаться, они предоставляются в беззаявительном формате на основании сведений о гражданине из государственных информационных систем.
– Сколько таких жизненных ситуаций уже внедрено в крае?
– Сейчас в Красноярском крае реализовано шесть жизненных ситуаций. Это «многодетная семья», «сельское хозяйство и пищевая продукция», «поиск работы и занятость для участников СВО и членов их семей», «охота и рыболовство», «меры поддержки для коренных малочисленных народов Севера», «развитие туристического бизнеса и попадание в чрезвычайную ситуацию».
– Почему был выбран именно такой набор?
– Мы исходили из актуальности и востребованности. Например, для коренных малочисленных народов Севера важна минимизация контактов с ведомствами из-за сложной логистики. Для предпринимателей мы определили услуги в сельском хозяйстве и туризме.
– Какие результаты уже можно назвать конкретными и измеримыми?
– Самый наглядный пример – жизненная ситуация «многодетная семья». Ранее для того, чтобы получить 43 региональных и 37 муниципальных услуг (которые сегодня объединены в жизненную ситуацию), семье нужно было до 21 раза прийти в МФЦ или орган власти. После реинжиниринга получить все услуги можно всего за два визита. Средний срок получения услуги сократился с 16 до 8,4 дня. Количество документов уменьшилось с трех-четырех по каждой из услуг до двух.
– Насколько активно услуги переходят в электронный формат?
– Если раньше через портал госуслуг было доступно 25 услуг, то сегодня – уже 42. В перспективе – 100 процентов. Кроме того, 33 услуги уже предоставляются в проактивном или беззаявительном формате, прежде всего это социально значимые меры поддержки.
– С какими сложностями пришлось столкнуться на старте?
– Самое сложное – изменение мышления. Услуги работали, регламенты были утверждены, и нужно было объяснить, зачем все пересматривать. Требовалось буквально прожить путь заявителя и посмотреть на услугу его глазами. Но коллеги включились, была проделана огромная работа, и результаты это подтверждают.
– Как сегодня оцениваются позиции Красноярского края на федеральном уровне?
– По количеству и качеству жизненных ситуаций край занимает второе место в стране – впереди только Санкт-Петербург. Мы также на лидирующих позициях по числу услуг, прошедших оптимизацию в рамках федерального проекта.
– Проект важен только для жителей или и для самих органов власти?
– Он важен и для тех, и для других. Мы говорим о внешнем клиенте – заявителе, и о внутреннем клиенте – государственном или муниципальном служащем. Внутренние процессы тоже должны быть удобными и понятными. Когда специалисту комфортно работать, это сразу чувствуют и граждане.
– Какие задачи стоят впереди?
– Ключевые направления – интеграция с федеральными цифровыми платформами и вовлечение муниципального уровня. Мы уже провели пилотный проект по пяти муниципальным услугам в Красноярске, Норильске, Каратузском и Емельяновском муниципальных округах. В 2026 году планируем расширить число муниципалитетов, включенных в реализацию проекта. Без этого невозможно выстроить единую, по-настоящему человекоцентричную систему предоставления услуг.
– Можно ли сказать, что проект уже состоялся?
– Проект дает ощутимые результаты, но мы еще в начале пути. Оптимизация услуг и внутренних процессов непрерывна. Меняются запросы людей, условия, технологии. Поэтому мы точно не останавливаемся и продолжаем движение вперед.



