Люди и куклы

Красноярскому краевому театру кукол исполняется 75 лет

Люди и куклы Красноярскому краевому театру кукол исполняется 75 лет

Второй звонок переливами заманивает ребятишек и взрослых в зал. Суета рассаживания, плаксивое «мама, мне не видна-а-а», быстрое шуршание конфетных оберток… Третий звонок заставляет исчезнуть все лишние звуки, люди – маленькие и большие – превращаются в зрителей. Зал погружается в бархат полумрака, в светлом пятне сцены возникает кукла, или карета, или корыто. Дети удивляются – откуда же? Взрослые хитро улыбаются, они давно уже знают – все в этом мире происходит по воле кукловодов…

Под пером Жар-птицы

Красноярский театр кукол родился в то время, когда о душе и культуре в нашей стране задумывались меньше всего. Страшный 1938-й. Репрессии, расстрелы, страх. Бурное развитие промышленности в городе, изнуряющая работа, болезни и недоедание. И вдруг – театр кукол! Первым руководителем его стала Татьяна Калитина. Артисты драмтеатра имени Пушкина 18 октября пригласили маленьких горожан на премьеру кукольного спектакля. Поставили «Три медведя». Потом объездили с ними весь край. С тех пор этот спектакль никогда не уходит из репертуара. Пять лет назад – к 70-летию театра – постановку обновили, предложили зрителям «Три медведя – 3»…

Долгое время у театра не было своего здания, в 60-х ему отдали помещение на улице Ленина. В стенах бывшей школы милиции сложно было создать особую театральную атмосферу, но на спектаклях всегда был аншлаг. Знакомство с театром для маленьких красноярцев тогда начиналось именно с посещения кукольного представления. Да и сейчас, пожалуй, тоже…

Театр куколВ середине 80-х театр решили реконструировать. Проектом занялся Арэг Демирханов. Вместе с художником Анатолием Золотухиным они придумали необычные часы над входом и поражающую детское воображение люстру. В московском театре главного кукольника всего СССР Сергея Образцова часы оформлены в виде домиков сказочных персонажей. Когда стрелка подходит к домику, часы кукарекают, и дверцы открываются. Наши часы более степенные, дверцы открывают медленно, мелодию играют целых 15 минут, куклы движутся неспешно – красуются перед публикой. А уж люстры такой и во всем свете не сыскать! Назвали ее «Перо Жар-птицы». Металлическая, огромная, с завитушками и вывертами – не поднять на нее головы просто невозможно. Весит она почти 800 кг! Когда два года назад в театре делали ремонт, эти ключевые элементы оформления оставили неизменными. Это точки, которые стыкуют между собой разные поколения.

«Она же казалась такой огромной!» – глядя на «Перо», думает, наверное, каждый, кто бывал в театре в детсадовском возрасте, а теперь привел сюда своих детей.

Рождение актера

Для зрителя театр начинается с вешалки, для актера – с гримерки, для кукловодов – с мастерской, где бесформенный пластилин превращается в Шамаханскую царицу, Ниф-Нифа или Красавицу дочку из «Морозко»…

Какой быть кукле, решают режиссер и главный художник. Перчаточная, планшетная, марионетка – у каждого вида есть свои особенности в пластике, внешности и функционале. Но даже мастера порой не могут угадать, какие куклы лучше воплотят авторский замысел.

Театр кукол– Иногда, – говорит главный художник театра Наталья Николенко, – спектакль появляется в нескольких вариантах – для марионеточной куклы и для тростевой. «Морозко» сделали сначала для планшетной, а играем теперь верховыми.

Сначала создается эскиз будущего спектакля – это необходимо, чтобы все детали были выдержаны в одном стиле, затем строятся технологические карты кукол. После – из пенопласта, пластилина или глины формируют лицо куклы. Пластилиновые формы – это основа для папье-маше. Тем временем в столярном цехе вытачивают заготовки для рук, ног и круглые шарики для глаз. Роль суставов выполняют кусочки сыромятной кожи, внутри головы при необходимости монтируется специальный механизм, он заставляет двигаться глаза и даже уши «актеров». «Ожившую» куклу отправляют наводить красоту в швейный цех. Прическа, платье, обувь – ни одна деталь не должна выпасть из общего стиля спектакля. Затем – «макияж». Тонкой кисточкой художник рисует веснушки, чернит брови и наводит румянец. Все. Готово! Пуповина перерезана, кукла выходит в большой мир.

…А в соседнем кабинете сидит, склонившись над макетом сцены, режиссер. Декорации, куклы, актеры – все в миниатюре. Режиссер разводит мизансцены, определяет место реквизиту. Играет в куклы, чтобы проецировать потом это в жизнь – на большую сцену. Звукорежиссер окружает спектакль звуками, художник по свету заставляет сцену играть красками…

Жизнь и игра

Актриса Валентина Бернгард говорит:

– С куклой мы знакомимся на репетиции. Я работаю в театре 30 лет, все механизмы управления знаю назубок, но каждая новая кукла – это новый мир. Со своими законами движения, характером, мимикой… Каждый раз пристраиваешься к персонажу, попадаешь в маску… И хорошо, если это человек, а если собачка или кошечка?..

На одной кукле могут работать три и даже четыре актера – все зависит от сложности управления, слаженность должна быть идеальная, иначе образ рассыплется.

– Почему-то считается, что театр кукол – это исключительно для детей, – сетует Валентина. – Мол, никакого актерского мастерства и глубокой игры здесь нет, а значит, взрослым будет скучно. Но это неправда! Наш театр – это особая эстетика, и многие темы здесь раскрываются с очень неожиданной стороны. Кукла – это образ, символ, это не Карабас-Барабас, а Злость и Подлость… Они могут сыграть то, что недоступно обычному актеру: взлететь в облака, в буквальном смысле – потерять голову… На Западе мужчины и женщины с удовольствием ходят на кукольные представления, для наших людей это почему-то нонсенс. За те годы, что я работаю в нашем театре, взрослых спектаклей у нас – по пальцам пересчитать. Сейчас вот идет один – «Сага о Лире»…

От месяца до полугода уходит у мастеров театра на создание спектакля. А сама постановка может жить десятилетиями. К примеру, премьера спектакля «Еще раз о Красной Шапочке» состоялась в 1982 году, и до сих пор это представление собирает полные залы. Ведь детство без Красной Шапочки – это не детство…

Кстати, куклы, в отличие от людей, живут очень долго. Ту же Красную Шапочку не меняли ни разу, мастера-волшебники подкрашивают губки, подшивают наряд и вновь отправляют на сцену. Если спектакль снимается с показа, кукла отправляется в специальную комнату на хранение.

– Выбрасывать?! Да вы что! Даже мысль такая в голову не приходит, – эмоционально реагирует на мой неловкий вопрос Валентина. – Пусть и поролон прогнил, и механизм дает сбои, но каждая куколка – это целая судьба, жизнь, эмоции, воспоминания… Сейчас вот к фестивалю достанем своих красавиц, принарядим – пусть погуляют, а потом опять в чулан – у них там своя жизнь. И домой мы куклы не забираем: они для зрителя сделаны, а не для интерьера, им нужен свет и пространство.

…Актриса Татьяна Семкина бережно снимает с колков пышногрудую красавицу. Распятая на стене, кукла кажется уродливой и пугает утрированными формами, в руках актрисы вдруг оживает и заглядывает мне в самую душу. Мурашки по шее… «Она же живая!» – шепчу с испугом.

Копилка достижений

Театр кукол За прошедшие 75 лет коллектив Красноярского театра кукол поставил более 300 спектаклей, многие из них отмечены наградами и дипломами, в том числе международного масштаба. Такими, как награда фестиваля Internationale Puppentage (Мистельбах, Австрия), фестиваля театров кукол (Линген, Германия), фестиваля театров кукол в Крыму (Симферополь). В 2012 году премии на краевом фестивале «Театральная весна» был удостоен спектакль «Каштанка». В том же году театр участвовал в 18-м Международном фестивале детских театров в Сербии, где спектакль «Соседи» стал победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Творчество Красноярского театра кукол было отмечено престижной национальной премией «Золотая маска».

В современном репертуаре свыше 20 различных спектаклей, предназначенных не только для маленьких зрителей, но и для юношеской и взрослой аудитории.

С 2013 года коллектив из 58 человек возглавляет Татьяна Попова.

СЛОВАРЬ КУКЛОВОДА

Тростевая кукла названа так оттого, что в движение приводится с помощью тростей – металлических, деревянных или костяных.

Планшетная, или паркетная, кукла отличается тем, что умеет «ходить» по полу или настилу сцены. Некоторые ее разновидности могут управляться ногами актеров.

Кукла-марионетка приводится в движение при помощи нитей или металлического прута. На одной марионетке может быть 40 и даже 60 нитей.

Перчаточная кукла надевается на руку, голова имеет отверстие для указательного пальца. Эта кукла стала символом театра Сергея Образцова в Москве.

Колки – подвесная система для хранения театральных кукол. К стене крепится деревянная рея, в нее вставляются обструганные бруски. Голова куклы аккуратно помещается между двумя брусками.

Гапит – стержень, на который крепится деревянная конструкция тростевой куклы, «позвоночник» куклы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит