Имя Трегубовича носит Боготольский городской дворец культуры – бывший ДК железнодорожников, а еще раньше – ДК им. Карла Либкнехта. Но его история связана с еще одним именем – Бориса Щукина, блестящего артиста Московского театра им. Вахтангова. Который, как мы увидим, сыграл не последнюю роль в театральной жизни города.
В 1933 году вахтанговский театр приехал на гастроли в Боготол. Выступал в каком-то приспособленном ангаре. Народу было битком. После спектакля боготольцы подошли к любимому артисту и попросили, чтобы Щукин передал их просьбу самому Сталину: городу нужен хороший Дворец культуры.
Трудно сказать, то ли Борис Васильевич действительно обратился к вождю, то ли просто так совпало, но вскоре в городе недалеко от вокзала была отведена площадка, и на ней закипела стройка. В 1937 году в Боготоле открылся шикарный (даже по сегодняшним меркам) Дворец культуры.
В городе давние театральные традиции, о которых можно сказать: не было бы счастья, да несчастье помогло. В соседнем Мариинске во времена Сталина были лагеря. Там отбывало наказание по 58-й статье немало представителей столичной творческой интеллигенции. После освобождения им было запрещено покидать Сибирь. Кто-то переехал в Боготол.
Так попала сюда репрессированная актриса и режиссер Елизавета Розенель-Альфредова. Она вместе с еще одной бывшей заключенной, Евгенией Ползиковой, организовала в начале 50-х годов первый драмкружок, ставший потом народным театром. Спектакли его пользовались колоссальным успехом, зал всегда был полон.
Совсем не удивительно, что в городе с таким театральным прошлым работают целых три самодеятельных театральных коллектива! В Боготоле с населением всего 20 тысяч люди тянутся к прекрасному: одни идут в театр играть после работы, другие – смотреть спектакли.
Самый известный из этих коллективов – народный театр «Скена». В 1984 году его создала выпускница театрального училища имени Щукина Надежда Борисовна Панкова. Она родилась и выросла в Боготоле, отсюда уехала в Москву. А по окончании престижного театрального вуза вернулась на родину и создала самодеятельный театр, которым руководит до сих пор.
– Какая разница, где работать и жить, если имеешь возможность заниматься творчеством, любимым делом и тебя окружают талантливые люди? – говорит режиссер.
А самодеятельные артисты в «Скене» действительно талантливы. Железнодорожники, рабочие и служащие, учащаяся молодежь… Все они беззаветно отдают себя искусству и всей душой любят театр.
Я побывал на одной из репетиций и так проникся тем, что происходит на площадке, что на некоторое время забыл, где нахожусь. Не в модном столичном театре, а в Боготоле, в провинциальном ДК!
Передо мной на сцене – машинист электровоза, медсестра и сотрудница Пенсионного фонда, а не звезды российского масштаба. Но своей искренней игрой самодеятельные артисты вызвали те же чувства, эмоции и переживания, что и профессионалы. Талант не зависит от записи в трудовой книжке.
В театре сейчас репетируют комедию Островского «Бешеные деньги». Как же актуальна сегодня эта пьеса! Завидую зрителям, которые ее увидят.
За 35 лет Надежда Панкова поставила со своими артистами более 150 спектаклей: русскую и зарубежную классику, современных авторов. Играли Островского и Брехта, Шекспира и Есенина – ставили «Пугачева».
Несколько ее воспитанников связали свою жизнь с профессиональной сценой. К режиссеру сегодня приходят на репетиции дети артистов, которые занимались в «Скене» 30 лет назад.
К слову, руководители двух других театральных коллективов Боготола – тоже воспитанники Панковой, они тоже окончили «Щуку»! Кто бы мог подумать, что в маленьком сибирском городе железнодорожников так много связано с именем выдающегося русского актера.
А может, это не случайно? Ведь Борис Щукин учился в детстве в железнодорожном училище. И тоже играл в любительском театре при школе на железнодорожной станции. А будущий советский кинорежиссер, школьник Витя Трегубович, играл в самодеятельном театре в ДК железнодорожников, который сейчас носит его имя.
Все в этом мире не случайно.
Фото автора