Один из персонажей простоквашинской саги – а именно папа Дяди Федора – выдвинул теорию о том, что только гриппом болеют все вместе, а с ума сходят поодиночке. Теория в корне ошибочная.
Психические эпидемии многократно описаны. Пожалуй, самая первая из известных – так называемый крестовый поход детей. Несметные толпы малолеток под предводительством Вальтера Голяка ринулись на Святую землю и сгинули по пути – одни от голода и болезней, другие были убиты или попали в рабство. Утверждают, что столь массовая вспышка самоубийственного энтузиазма была вызвана ожиданием близкого конца света. Рыцари, отправившиеся после детей, также были энтузиастами, но подошли к делу куда более рационально, то есть думали не только о вызволении Гроба Господня из рук неверных, но и о будущих владениях в Сирии и Палестине.
Подобные вспышки возникали постоянно в разных частях земли. Одна из них пришлась на начало нынешнего лета: исламисты организовали резню в Лондоне; в Турине футбольные фанаты устроили давку, в которой пострадало около полутора тысяч болельщиков; в поселке под Тверью электрик застрелил девять человек. На первый взгляд связи между этими событиями нет, к тому же каждое из них имеет вполне угадываемое, четкое объяснение и – стоит добавить – настолько затерто повторениями, что, кажется, не имеет никакого отношения к коллективным психозам. Ожидаемо заговорили о проблемах миграции и толерантности, о недочетах охраны и соблюдении порядка на стадионах, а в нашем случае – об ужесточении правил владения огнестрельным оружием. Сообщили, что по поселку уже прошлась полиция на предмет подсчета стволов у населения и изъятия неправильно хранящихся. Логика очень даже знакомая – в гибели девяти человек более всего виноват карабин «Сайга», которым владел электрик. Владел, кстати, без нареканий.
Вообще для России это нетипичное преступление. Скорее это традиционный продукт совсем другой жизни – американской. Оттуда регулярно приходят вести о том, как некий гражданин, часто – несовершеннолетний, обидевшись на окружающих, которые относятся к нему без должного уважения, обзывают, хихикают за спиной и т. д., берет винтовку и начинает стрелять в каждого из обидчиков и по коллективу в целом.
Конечно, и у нас случались массовые убийства, но по большей части они были связаны с бандитскими войнами. Убивали и «просто так», из-за мелких обид – как тот майор полиции после ссоры с женой… Электрик обиделся на московских дачников, которые – по одной версии, не поверили, что он действительно служил в ВДВ, по другой – упрекнули за плохую работу, по третьей – не дали выпить, ты, сказали, и без того слишком пьян. Но, видимо, не так уж слишком, если восемь человек убил точными выстрелами в голову, девятую жертву заставил копать могилу…
При чем здесь, спрашивается, коллективный психоз? Согласно полузабытой банальности: «Сон разума порождает чудовищ», то есть появлению каждого из них предшествует некое массовое затмение мозга. Директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил связь между идеологией и психиатрией: «Либерализм девятнадцатого века говорит, что человек должен быть свободен от власти – государство не должно ограничивать свободу человека (ну, в каких-то пределах. – А. Г.). Нынешний – что человек должен быть свободен от общества. Вот есть я – и больше ничего нет… Есть только мой пупок, я на него смотрю, и я – велик. Такая идеологическая основа ничего кроме психиатрических проблем создать не может». Журавлев сказал это о Западе, и, несомненно, обычай расстреливать всех из-за мелких обид базируется на коллективном, священном почитании собственного «пупка». Расстреливают-то, кстати, не отбросы общества, а вполне приличные его представители. И электрик, судя по всему, тоже не отброс: просто он, как говорил герой «Записок из подполья», сделал то, что было у многих на уме, «довел до конца то, что вы и до середины довести боитесь». Спасает нас разве лишь то, что в России эпидемия почитания «своего пупка» хоть и ширится, но никак не может приобрести вселенского масштаба и законченной, одобренной всеми формы. Всегда что-то мешает – «культурная матрица», суровый климат, пространства и невысокий уровень жизни, совокупно склоняющие граждан хоть к какой-то взаимопомощи. Но, собственно, то, что лучшие умы преподносят нам как эталон «свободы» и «прав человека», в действительности является обычным эгоизмом. Иногда он приобретает такие вот клинические формы, но суть явления остается неизменной.
Что касается резни в Лондоне – третий за три месяца теракт в этом славном городе – и вообще подобных терактов, ставших неотъемлемой частью европейского «пейзажа», то здесь больше всего удивляет будничность происходящего. Группа смуглых с ножами гоняет по проспекту белых, как собаки кошек, прекрасно понимая, что их, смуглых, могут посадить. Или даже убить. Это для них в порядке вещей, поскольку они выходцы из того сообщества, в котором массовый психоз обрел легальные, законные формы. К тому же их психоз очень удачно совмещается с психической эпидемией, поразившей территорию жертв. Ведь сказал же по случаю мэр столицы, сам, кстати, соплеменник тех, которые с ножами, что не надо терять голову. За привычным оборотом речи виднеется суровая правда – нельзя потерять то, чего нет. Когда сумасшествие – не образное, а настоящее, клиническое – превращается в государственную идеологию и впоследствии в политику, получаются либо гитлеровский рейх с ИГИЛом и Украиной в придачу, либо, как пример маниакальной терпимости, – горбачевский СССР и нынешняя Европа. На их фоне любой рациональный, хладноголовый субъект, пусть даже циничный и корыстный, смотрится образцом психического здоровья.
Фото: pixabay.com