Михаил Вершинин – о лечебных свойствах сибирских пейзажей Каждый раз, выходя из своей городской квартиры на улицу, мы наблюдаем одну и ту же картину.

Михаил Вершинин – о лечебных свойствах сибирских пейзажей Каждый раз, выходя из своей городской квартиры на улицу, мы наблюдаем одну и ту же картину.

Высокие многоэтажки, пестрые крыши автомобилей, вечно спешащие, сосредоточенные прохожие. Смог, дым, шум. Не зря мы стремимся провести свой отпуск где-то за чертой города – чтобы отвлечься от городской суеты. Известный красноярский фотохудожник-пейзажист Михаил ВЕРШИНИН уверен: именно природа и ее красота могут помочь расслабиться и излечиться от переживаний и проблем.


Созерцать прекрасное

Прежде чем начать разговор, я внимательно рассматриваю выставку Михаила «Сибирь красивая». Хотя нет, рассматриваю – не то слово, которое здесь стоит употребить. Я стараюсь вжиться в передаваемые автором образы, вникнуть в детали. Михаил идет рядом, помогает разобраться, где и что изображено.

– Это таежный рай Столбов, съемка сверху, с мотолета. Раннее утро. А здесь – Шерегеш, красивые снежные шапки…

– Михаил, скажите, что для вас природа?

– В первую очередь это отдушина. Все мы заняты на работе, у каждого какие-то проблемы – семейные или бытовые. Считаю, у человека должно быть хобби, которое отвлекает от повседневных забот и хлопот. Природа помогает восстановиться психологически, делает жизнь полноценной. В нашем современном мире хочется куда-то уединиться, посозерцать, понаслаждаться красотой. Когда я был еще ребенком, я любил наблюдать, как падают снежинки. Еще тогда проснулась какая-то тяга к созерцанию.

– И с тех пор вы фотографируете?

– Это увлечение с детства. Но серьезно я увлекся пейзажной фотографией лет десять назад. У меня появилась временная возможность, а затем – финансовая, три месяца обучался на специальных курсах. Преподаватели в то время зажгли во мне этот огонек, а учеба явилась основой. В дальнейшем я сам со всем разобрался, нарабатывал опыт, познавал секреты съемки. Снимал, находясь наедине с природой, наблюдая ее поведение.

– Вы говорите о природе как о чем-то одушевленном.

– Так оно и есть. Иногда приезжаешь в Ергаки и просто не чувствуешь природу. Только через 5–7 дней у тебя это получится, и ты начинаешь предугадывать, какой будет погода утром или вечером, какой будет цветовая гамма. Мы оторваны от природы – она живет по своим законам. Цель моей выставки – дать возможность почувствовать человеку, который находится далеко от природы, что он из нее вышел. Если фотографии позволят человеку ощутить эту связь с природой, значит, я не зря старался. Человек очень примитивно относится к окружающей нас красоте – он способен только выехать пожарить шашлыки, искупаться. А такого понимания – созерцать, полюбоваться красотой – нет. Поэтому выставка должна побудить человека более бережно и трепетно относиться к природе, чтобы сохранить и оставить ее в том первозданном виде, в котором она зародилась.

– А что больше всего любите снимать?

– В Сибири очень богатая природа, где бы я ни снимал – везде пейзаж очень разный. Мне нравится работать там, где минимальное присутствие следов человека. Алтай, Байкал, Столбы – каждое место по-своему красиво и интересно. Ергаки – очень привлекательный объект с точки зрения фотосъемки. Необычные линии, ритмы, свет. Самое главное – здесь очень часто меняется состояние. Порой даже не успеваешь достать фотоаппарат. Например, появилась радуга – две-три секунды длится, а потом исчезает. Успел снять – молодец, не успел – ничего не поделаешь.

Лови момент

Красноярские Столбы, Шерегеш, Байкал, Хакасия, Ергаки – это далеко не полный список красот, представленных на выставке. Зима и лето, дождь и снег, погода и непогода, утро, день и ночь, ветер и солнце – любое состояние сибирской природы передано автором с удивительным трепетом. Нужно безумно любить свою малую родину, чтобы так красноречиво передавать ее настроение. Из представленных работ не зря уникальный снимок «Тайга» победил на конкурсе «Дикая природа России» в номинации «Лес» в 2011 году, а «Шерегешская акварель» заняла второе место в национальном конкурсе «Русский пейзаж – 2011».

– Михаил, а за пределами Сибири вы снимали пейзажи?

– В прошлом году я ездил в Боливию – Аргентину – Чили. Снимал там экзотику – высокогорное плато Альтиплано, которое захватывает как раз эти три страны. Высота – от 3 600 до 4 800 метров над уровнем моря. Главной моей задачей было поснимать объекты, которые еще ни разу не фотографировал. Я считаю, что у фотохудожника, который занимается пейзажной съемкой, не должен глаз замыливаться на одних и тех же ландшафтах. Он должен постоянно этот ландшафт менять – для того чтобы двигаться дальше. Использовать разные методики. Если не будешь зацикливаться на одном каком-то объекте, только тогда будет прогресс.

– Где сложнее снимать – в Сибири или за рубежом?

– Мне интересно снимать состояние – уловить какой-то исключительный момент, который длится короткое время. На плато такого не было, мне показалось, что природа там не живет. Может быть, мне просто не удалось прочувствовать. Скорее всего, так оно и есть. Потому что здесь, в Сибири, я родился, вырос. И то, что меня окружает, очень мне знакомо и близко к сердцу.

– Сталкивались ли вы с каким-то трудностями во время фотосъемки в Сибири?

– Было дело (улыбается). Однажды я был в Ергаках, на озере Светлом, в одиночестве – я люблю работать один. Совершенно неожиданно пришли мои друзья, попросили чаю, перекусить. Я дал им ножик, который они с собой нечаянно и унесли. Только часа через три спохватился. А до базы идти девять километров. Мне ничего не оставалось, как бросить все и спускаться. Без ножа даже банку не откроешь! Я пытался наточить ложку о камень – бесполезно. Спасли туристы, встретившиеся на пути, – у них был запасной нож.

– Есть ли у вас любимая фоторабота?

– Особо любимых нет. Они для меня как дети. Трудно сказать: вот эта – любимая, эта – нет. Я считаю, что они все достойные. Надеюсь, что лучшие фотографии я пока не снял. Ведь совершенству нет предела.

– Фотосъемка – это основное ваше занятие?

– Сейчас я уже достиг того уровня и возраста, когда я могу себе позволить посвящать этому много времени. Но самое главное – в том мире нет кармана для денег. Нужно делать то, что нравится.

– Вы уже знаете, куда поедете снимать в следующий раз?

– На Байкал хочу, нужно успеть поснимать до Нового года. Лед образуется в начале января, но вода не замерзшая. Берега вокруг получаются за счет ветров, прибоя, морозов – они все ледяные. Деревья во льду. Вот мне интересно это состояние поймать.

P. S. После беседы с Михаилом Вершининым я решила прогуляться по выставке и новым взглядом осмотреть фотографии. Нет, в Ергаках я не была, на Байкале – тоже. Но то, что мне сразу же захотелось туда съездить, о чем-то говорит?

Фотовыставка Михаила Вершинина «Сибирь красивая» будет работать до 15 января 2012 года в Красноярском музейном центре. Кроме того, в рамках фотовыставки будет проведен мастер-класс – 14 января в 14.00 в КИЦе. Все, кто интересуется пейзажной съемкой, могут записаться по e-mail: vershinin@krasmail.ru или позвонить по тел. +7-913-519-41-06.

 

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но