Многолетняя проблемная полоса, в которой оказался ДЗНВА, похоже, заканчивается. Очень плохо и для очень многих. Завод ждет неминуемое банкротство, более 700 человек могут оказаться на улице.
Долговой провал
Для начала одна деталь. В последние года два-три информация о заводе производила странное впечатление – эдакое сочетание бодрых реляций начальства об освоении новых рынков и видов продукции, постоянно растущих объемах производства с сухими сообщениями о многомиллионных долгах, угрозах банкротства и поддержке краевой власти, помогавшей латать бесконечные дыры. Обычно предприятия существуют в какой-то одной из этих плоскостей, а тут умудрялись сразу в обеих. Как выяснилось, впечатление не обманчивое, поскольку завершение у этой истории оказалось совсем уж нелепым.
На днях собственник ДЗНВА проинформировал краевое правительство о том, что собирается остановить завод.
– Руководство завода поставило правительство перед фактом, что помимо 120 миллионов рублей долга перед банком «Кедр», о чем рассказывали в СМИ, накопились другие долги на общую сумму порядка 700 миллионов, – рассказывает руководитель пресс-службы губернатора и правительства края Ирина Самсонова. – Собственники заявили, что далее заниматься заводом не планируют и собираются его остановить и обанкротить. Нас это известие, мягко говоря, удивило. Информацией о таких больших долгах мы не владели, руководство предприятия нас в известность не ставило. На данный момент ликвидная стоимость ДЗНВА порядка 200 миллионов. Учитывая, что долгов 700 миллионов, то стоимость завода – минус полмиллиарда рублей. К сожалению, на данном этапе правительство края ничего не может сделать для того, чтобы поднять предприятие. Проблема в том, что собственник им не занимается, не реализует программу снижения издержек, развития потребительской сети, закупок оборудования и комплектующих. Краевые власти всегда были готовы подставить плечо этому значимому для региона промышленному объекту и делали это, но тянуть его и далее за счет бюджета было бы неправильно, да и невозможно.
Нельзя не отметить, что для ДЗНВА – градообразующего предприятия, заслужившего в свое время репутацию одного из лидеров российской электротехнической промышленности, – краевая власть не скупилась на поддержку. В кризисные 2009–2010 годы завод получил более 85 миллионов рублей из региональной казны, власть выбивала у энергетиков послабления для завода и даже помогала в поиске заказов, руководствуясь социальной значимостью предприятия. Власти верили, что это поможет и бизнес встанет на ноги. В ответ руководство заверяло, что все, в общем-то, нормально, проблемы есть, но ситуация не критическая – справляемся…
Абсурд в кубе
После этой однообразной песни как гром среди ясного неба и прозвучало вышеупомянутое заявление об остановке предприятия. Но это еще, как выяснилось, не финал.
На 30 октября глава краевого правительства Виктор Томенко запланировал визит на предприятие, где намеревался встретиться с коллективом и руководством, дабы последнее открыто объяснило, что к чему. Встреча не состоялась. Два ключевых лица – председатель совета директоров Илья Александрович Гордюшев (т. е. собственник) и генеральный директор Андрей Николаевич Лопатин – резко скрылись с горизонта. По некоторым сведениям, находятся они в Москве, но связи с ними решительно нет.
Своего рода точкой в абсурдном действе стало официальное заявление, которое появилось на сайте предприятия 31 октября – через день после сорванного визита Томенко. Заявление выдержано в том духе, что ситуация тяжелая, но завод «является действующим предприятием электротехнической промышленности», а журналистам следует обращаться за информацией только к официальному источнику. Но самое занимательное в этом тексте то, что с 23 апреля сего года генеральным директором предприятия является некий Хребтов Николай Владимирович.
Помнится, в начале мая г-н Лопатин давал интервью группе журналистов, в том числе мне. Спрашивается, с кем мы в действительности разговаривали? Но мы-то ладно… В июне завод посетил Лев Кузнецов. Кто принимал губернатора? Самозванец?
Спасать людей
В лучшие времена на ДЗНВА работали три тысячи человек – сейчас почти впятеро меньше. Остались по большому счету только те, кому некуда идти. Дотянуть до пенсии – пожалуй, единственная цель, оправдывающая существование на мизерную заводскую зарплату. Поэтому заводчане с прессой практически не общаются. Однако причина – не только страх лишиться места, но и боль за предприятие, ставшее неотъемлемой частью истории и жизни Дивногорска.
Еще месяц назад Ирина С., коренная жительница этого города, работала в заводском отделе продаж.
– Сейчас почти никого из старых работников не осталось – постарели, умерли, просто уволились, видя, какие у завода хозяева и в каком он состоянии, – рассказывает она. – Ничего не делается для развития. Кругом пусто, почти одновременно сгорели столовая и цех – пройти по заводу страшно. Люди, оставшиеся в цехах – их единицы, – сидят без работы, потому что нет комплектующих. А нет их потому, что все деньги, которые проплачивают клиенты, уходят на долги. А долгов – выше крыши. Верхушка почти вся уволилась – главный бухгалтер, начальник отдела кадров, технический директор, главный инженер, главный энергетик – они, разумеется, в курсе того, что происходит. Технический директор, например, работал на заводе с 1988 года. Он ушел, потому что понял – делать здесь нечего. А таких специалистов, которые знают продукцию ДЗНВА, разбираются в ней, практически не осталось. Завод не готов к зиме, потому что не на что готовить, и нет специалистов, которые в этом разбираются. Остались те, кому некуда идти или которым все равно. В последний месяц зарплату задерживают. И так платят копейки – семь тысяч для работника считается супер, – а дали только третью часть. Ждут, что не сегодня-завтра завод закроется, либо всех отправят в отпуска без содержания, либо будет большое сокращение. Когда я увольнялась, мне начальник сказал – мы работаем в минус.
Есть решение?
Для маленького Дивногорска 700 безработных – неподъемная величина. Краевая власть не может реанимировать бизнес, собственник которого так долго водил ее за нос. Теперь нужно помочь людям. Конечно, плохо, что столько людей останутся без работы, но радует одно: поблизости Красноярск, где работа найдется, а власти им в этом помогут.
– Наша задача – обязать собственника совершить все процедуры законным образом: уведомить людей за три месяца до ликвидации предприятия, выплатить все положенное по закону, – говорит Ирина Самсонова. – Мы, со своей стороны, будем заниматься трудоустройством оставшихся без работы. В ближайшее время на предприятии откроется мобильный пункт занятости, в котором будут представлены все вакансии по Дивногорску и Красноярску, – понятно, что один Дивногорск 700 человек трудоустроить не может. К сожалению, спасти предприятие с огромными непонятными долгами и стоящими на пороге приставами сегодня невозможно.
Кто и куда?
Когда этот материал был готов к печати, удалось связаться с пресс-секретарем ДЗНВА Василием Дамовым. Приводим разговор полностью.
– Сейчас завод работает?
– Да.
– Есть намерение остановить производство?
– Нет, конечно.
– Кто генеральный директор ДЗНВА?
– В нашем заявлении это указано – Хребтов.
– Тогда в какой должности Лопатин принимал губернатора?
– Как исполнительный директор завода.
– Почему Лопатин до сей поры всегда именовался генеральным?
– Он не называется генеральным.
– Где сейчас находятся собственники предприятия, в частности Гордюшев Илья Александрович?
– Не могу точно сказать. Скорее всего, в Москве, у них там рабочее место, какие-то офисы.
– А Андрей Лопатин где?
– Он находится в Москве и по медицинским показаниям не общается с прессой.
– Лежит в больнице?
– Нет. Правильная формулировка – не общается с прессой по медицинским показаниям.
– В краевом правительстве сказали, что не знают такого человека по фамилии Хребтов, который, как выяснилось, уже полгода возглавляет предприятие.
– Я не могу комментировать слова, которые сказали в правительстве. Как представитель предприятия я бы не хотел их как-то интерпретировать. Вам так сказали, значит, вам так сказали.
– Почему руководство не встретилось с Виктором Томенко, собиравшимся приехать на завод 30 октября?
– Потому что Лопатин до 30-го числа по медицинским показаниям уехал в Москву.
– Руководство знало о визите премьера?
– Насколько я знаю, официального уведомления не было.
– Когда собственники появятся на заводе?
– Не знаю.