Музыка – это комментарий к жизни

Итальянский дирижер нашел в Красноярске место силы

Музыка – это комментарий к жизни Итальянский дирижер нашел в Красноярске место силы

Игорь ПОЛЕСИЦКИЙ – итальянец русской школы. В 1977 году после первого курса Киевской консерватории он внезапно уехал в Америку и поступил в Curtis Institute of Music в Филадельфии. Спустя несколько лет его, уже концертмейстера альтов институтского оркестра, пригласили на год во Флоренцию. Игорь поехал – и остался на всю жизнь.

Концертмейстер альтов оперно-симфонического оркестра Maggio Musicale Fiorentino, в 2005 году Полесицкий создал ансамбль Klezmerata Fiorentina. С этим квартетом приезжал в Красноярск в 2019 году на фестиваль «Азия – Сибирь – Европа» и играл еврейскую музыку. В 2021-м привез к нам исполнителей классической индийской музыки. И вот Игорь Полесицкий снова в Сибири. На этот раз на 16-м Зимнем Суриковском фестивале искусств итальянский музыкант выступил в качестве дирижера.

– В прошлые годы вы представляли еврейские и индийские мелодии, а на этот раз привезли итальянские. Вы увлекаетесь разными музыкальными стилями?

– У меня особый интерес к музыке: она делает жизнь осмысленной. Животное начало (поесть и поспать), конечно, важно. Но помимо этого необходимо еще то, что человек создает как комментарий к жизни. Для меня это искусство – музыка, литература, живопись. Великие творческие люди создают все это своей энергией.

И огромная привилегия, богатство – иметь доступ к ней, к внутреннему миру этих творцов. К сожалению, большинство людей в мире не пользуются такой возможностью. А для меня – счастье. Я знаю этот язык и получаю огромное наслаждение от того, что могу слушать, смотреть в партитуру, ходить на концерты. А еще могу создавать звук на инструменте или с ребятами из Красноярского камерного оркестра. Это выводит меня за рамки простого существования – в жизнь.

– Но интерес к музыке возник не в Италии и не в Америке, а в России.

– В Советском Союзе. В моей семье, которая не имела никакого отношения к музыке, бабушка хорошо знала старые еврейские песни. Я думал, что она пела фальшиво, но она делала это правильно – с характерной «этнической» интонацией.

Если европейским ухом слушать турецкую или индийскую музыку, будет звучать фальшиво. Просто у нас другие понятия о тоновой системе. Я тогда начал учиться играть на скрипке в классической школе, у меня был хороший слух. Я говорил: «Бабушка, ты неправильно поешь», – но она настаивала, чтоб я играл именно так. Только потом я понял, что есть вещи, которые надо произносить с акцентом. И это настоящее величие актерского мастерства.

У нас древняя музыкальная традиция, и пришла она из синагогальной музыки. Повезло, что меня приобщили к ней вовремя.

– А как вы открыли для себя Сибирь и Красноярский камерный оркестр?

– Руководитель вашего камерного оркестра Михаил Иосифович Бенюмов – мой друг с 1967 года. Мне тогда было девять лет, а ему девятнадцать. И он был любимым учеником моего первого учителя.

Григорий Ефимович Ямпольский говорил про Мишу Бенюмова как про самого талантливого ученика, который у него когда-либо был. Михаил тогда уже учился в Москве и приезжал к бабушке с дедушкой в Киев, а летом мы отдыхали в одной деревне.

И вот Миша Бенюмов меня учил, делился своими замечательными идеями, которые у него были всегда. А я внимал с открытым ртом. Потом он связал свою жизнь с педагогикой – преподает более 50 лет. И создал в Красноярске замечательный камерный оркестр, который с технической точки зрения очень хорошо подготовлен.

Я работал с разными оркестрами и с камерной музыкой, знаю разные стили исполнения. Красноярский оркестр ко всему готов. А это чрезвычайно важно! Потому что каждый дирижер выстраивает свою концепцию исполнения произведения. И, делая новое, не хотелось бы ломать то, что наработано.

В камерном оркестре струнникам играть в чем-то сложнее, чем в симфоническом, в котором много духовых, народу – есть за кем укрыться. А здесь не спрячешься, если фальшивишь, – сразу слышно.

– Что вас привлекает в Сибири, кроме вашего старого друга и Красноярского камерного оркестра?

– Да сама Сибирь! Заповедник «Столбы» для меня особенное место. Есть в мире такие духовные места, где получаешь заряд энергии. Например, в Северной Америке в Скалистых горах индейцев. И у вас на Столбах. Я боюсь высоты, но на Деда залез. И мне понравилось!

А еще – люди здесь особенные. Публика приходит получать удовольствие от музыки, а не сидеть на концертах из-за какого-то классового превосходства или снобизма – покритиковать, посчитать, сколько ошибок сделают музыканты. В Сибири слушатели классической музыки просто получают заряд позитивной энергии. Я это чувствую, когда выхожу на сцену.

Когда я впервые приехал в Красноярск с квартетом Klezmerata Fiorentina, увидел лица людей и понял, насколько им важно общение с музыкой. Российская публика особая – умная, добрая, интеллигентная.

– Тем не менее живете во Флоренции?

– Я уже итальянец. Большую часть жизни прожил на Западе. А сейчас, закончив работу в оркестре (у нас обязательная пенсия в 62 года), я могу давать концерты в разных уголках мира, потому что не связан контрактом.

– То есть хочешь не хочешь, а на пенсию уйти обязан?

– Да. В Италии в оркестрах должна происходить смена поколений. В Америке это запрещено, подвинуть по возрасту невозможно, можно сидеть в оркестре хоть до 90 лет. Но я считаю, после 65 лет человек не должен играть в оркестре, потому что это тяжелая физическая работа. У духовиков или альтистов (а я всегда играл на большом альте) начинаются боли, проблемы со спиной, руками, шеей. Я мог бы еще поработать, мне нравится играть со знаменитыми дирижерами. Но жизнь таким образом дает мне попробовать что-то другое. Концерт в Красноярске, потом сольный концерт еврейской музыки в Москве…

– Немузыкальные увлечения появились?

– В пандемию я начал ходить по 15–20 километров в день. Это для меня духовное упражнение: очищает голову, и я абстрагируюсь от вещей, которые не так важны для меня. В жизни очень много шума. А когда я один на природе, шум проходит, появляется возможность внутренней концентрации.

– Где черпаете информацию?

– В книгах. По ночам читаю историю философии Бертрана Рассела. Из старых книг каждый год перечитываю Льва Толстого «Войну и мир».

Это великий писатель. Я счастлив, что знаю его язык. Каждый раз открываю в нем что-то новое.

Причем, если бы мы познакомились, на 80 процентов я бы с ним не согласился, не был бы толстовцем. Но я уважаю его как писателя. Толстого можно читать как поэзию. Открываются вдруг такие вещи! И возраст в этом помогает.

С возрастом вообще некоторые вещи приобретают новое звучание. Я рад этому.

– Вы первый человек, который рад своему возрасту.

– Все стадии жизни важны, и нужно принимать их такими, какие они есть.

Физически чувствую себя на 20 лет. Но в этом возрасте я был абсолютно нетерпимым к мнениям других. Когда приехал в Америку, был молодым революционером, как все русские мальчики. Если кто-то со мной не соглашался, я орал.

Эта экспрессия, экстремальность при выборе слов нормальна для русского языка. Но на Западе так не делается. Мне пришлось научиться выражаться более умеренно и не пугать людей.

Фото Александра ПАНИОТОВА, «Культура24»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности