Вот уж действительно – «а дорога серою лентою вьется». Точнее про Красноярский край и не скажешь. Вытяни эту ленту в строгую линию – можно запросто обогнуть земной шар. Да и то еще три тысячи километров «про запас» останется. А как вам еще одна песня – «Перекресток семи дорог»? Тоже про наш край. Только опять же дорог этих не семь, а много больше. Центр России. Прямо как в сказке: налево пойдешь – в Москву попадешь, направо – во Владивосток… Ну и так далее.
Представьте теперь, как сложно совершенствовать и содержать все это богатое хозяйство на должном уровне. Оттого и почетна в нашем регионе профессия дорожника. И ответственна: сделаешь что не так – не один десяток автомобилистов «добрым» словом помянет. Потому и трудятся в отрасли настоящие спецы своего дела. Закупают современную технику, переходят на новые технологии. И правительство региона не скупится – ежегодно выделяет на дорожное хозяйство миллиарды рублей. Канун профессионального праздника дорожников – самое время не спеша подвести итоги ремонтно-строительного сезона на автомагистралях края. Этой теме была посвящена пресс-конференция в редакции «НКК» с участием министра транспорта края Сергея Еремина.
Соединяя берега
Ключевым событием для отрасли в 2012 году стала закладка четвертого моста через Енисей, состоявшаяся в июне. Объект соединит Октябрьский и Свердловский районы Красноярска. Его пропускная способность составит восемь тысяч автомобилей в час (для сравнения: основная транспортная артерия города – Коммунальный мост, соединяющий правый и левый берега, в часы пик пропускает порядка семи тысяч единиц транспорта при норме 5 300).
Планируется построить шесть полос движения и две многоуровневые транспортные развязки. Длина моста будет равняться 1,2 км.
Объем работ 2012 года – более миллиарда рублей. Стройка кипит на обоих берегах реки. На правом берегу практически завершено устройство буронабивных свай. На левом возводится первая левобережная опора: идет бурение и бетонирование скважин. До конца года назаровский завод металлоконструкций изготовит и начнет поставлять на стройплощадку элементы для эстакадной части моста.
Красноярская КАД
Четвертый мост станет составной частью первой кольцевой дороги вокруг Красноярска – этакой красноярской МКАД. По ней автомобилисты смогут объехать город по кругу, не заезжая в центр. Чтобы закольцевать столицу края, понадобится возвести много новых развязок, эстакад, реконструировать и отремонтировать улицы. Один из основных объектов – путепровод через железную дорогу в микрорайоне Северном, строительство которого также началось в этом году. Уже полностью готов фундамент путепровода, продолжается возведение опор и земляного полотна. Объект планируют ввести в эксплуатацию в 2014 году.
Строительство транспортного кольца ускорит передвижение автомобилей по городу, значительно снизит экологическую нагрузку в историческом центре. Путепровод в Северном вместе с четвертым мостом через Енисей играют важнейшую роль в создании столь масштабного проекта. Без их строительства формирование единой транспортной сети в нашем городе было бы невозможным, – говорит губернатор Лев Кузнецов.
К 2015 году первое внешнее транспортное кольцо и два внутренних, городских, сомкнутся в единую цепь. Центр города будет разгружен на 25 процентов.
Дела дорожные…
На ремонт дорог в 2012 году было выделено 2 млрд рублей. На основных магистралях края дорожники отремонтировали более 100 км полотна – в Абанском, Рыбинском, Курагинском, Идринском, ряде других районов. А еще основательно подновили 18 мостов в 16 территориях региона.
Приоритетным направлением стала реконструкция сельских дорог. Это понятно – для жителей поселков и деревень они имеют первостепенное значение. Подвоз школьников, почты, продуктов, вовремя оказанная медпомощь, да просто возможность человеческого общения – вот какая большая социальная нагрузка ложится на межпоселенческие трассы. На столь благое дело из федерального центра в нынешнем году регион получил 119 млн рублей. Еще 138 добавил краевой бюджет. На эти деньги починили и ввели в эксплуатацию 11 км сельских дорог в Ужурском, Назаровском и Балахтинском районах. В 2013 году планируют реконструировать еще 15 км в Канском, Саянском, Енисейском.
Не подкачали и специалисты Федерального управления автомобильных дорог «Байкал»: в 2012 году они отремонтировали 138 км федеральных трасс. Особое внимание уделили магистрали М-54 «Енисей» – в направлении хакасских озер, по дороге к Дивногорску: поменяли дорожное покрытие, сделали новую разметку, отсыпали обочины. Летом построили два надземных пешеходных перехода: на М-54 возле поселка Овсянка и на М-53 возле Емельяново. В стадии проектирования еще шесть.
«Байкал» рапортует: в 2013 году протяженность запланированных к ремонту автодорог – 179 км.
…и уличные
Улично-дорожная сеть края тоже немаленькая – 13 250 км. Больше, чем от Калининграда до Владивостока. Это хозяйство вообще крайне нуждается в ремонте и качественном содержании. В прежние годы муниципалитетам, конечно, выделялись деньги на эти цели. Но всегда находились дела поважнее, и средства просто перебрасывались на другие участки. Улицы тем временем покрывались ямами и колдобинами. Теперь правительством края принято решение: выдавать средства для улично-дорожной сети целевым способом. Ни на что иное тратить их нельзя. Порядка 3 млрд рублей из краевого бюджета поступило в районы для приведения улиц в надлежащий вид в 2012 году.
Только отремонтировано более 150 км улиц, плюс круглогодичное содержание всей улично-дорожной сети края.
Долгожданное решение
Вообще, по словам специалистов, возрождение дорожного фонда – это выстраданное и долгожданное решение для отрасли. Деньги, которые предназначены для ремонта краевых и муниципальных трасс, сегодня сконцентрированы именно здесь и будут расходоваться только целевым способом.
– Наша ключевая задача – качественно использовать этот финансовый ресурс для того, чтобы наши дороги были безопасны и служили людям долгие годы. Для этого созданы все условия – есть техника, есть специалисты. Время доказывает, что мы не стоим на месте. Есть еще проблемы, но в целом дорожная отрасль края демонстрирует положительную динамику, – с такой оценкой губернатора Льва Кузнецова трудно не согласиться.