Ситуация с пандемией наглядно показала, насколько хрупок и уязвим мир, в котором мы живем. Причем во всех его проявлениях, включая бизнес (особенно малый и средний). Более детальное знакомство с темой позволяет утверждать: бизнесмены нуждаются во внимании и поддержке не только во время мировых катаклизмов. Почему это так важно – наш сегодняшний разговор с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Красноярском крае Станиславом ЗАБЛОЦКИМ.
— Станислав Сергеевич, что входит в круг полномочий омбудсмена по защите прав предпринимателей?
— Основная цель деятельности бизнес-омбудсмена — выявлять и реагировать на нарушения прав субъектов предпринимательства со стороны государства и муниципалитетов. Из цели вытекает главная задача – рассмотрение жалоб и обращений предпринимателей. Разрешать эти жалобы сегодня необходимо не только эффективно, но и быстро, не дожидаясь истечения установленного законом тридцатидневного срока.
Другим важнейшим направлением работы является информирование предпринимателей о способах защиты их прав. Уполномоченный не в силах помочь каждому, нуждающемуся в юридической помощи. Для этого нужны юристы и адвокаты. А вот дать универсальные разъяснения по наиболее типичным ситуациям, сориентировать бизнесменов в меняющемся законодательстве – как раз прерогатива уполномоченного.
Наконец, третье – участие в оценке региональных и муниципальных нормативных актов в сфере предпринимательской деятельности. Традиционно их принимается немало. Поэтому важно своевременно увидеть недостатки нормативного регулирования, нарушающие интересы хозяйствующих субъектов, и заявить об этом правотворцам.
— И кто же является основным нарушителем?
— Как ни странно, органы местного самоуправления. В текущем году на них поступило около 60 процентов всех жалоб. Львиная доля — на администрацию города Красноярска. Причем ситуация в этом плане стала намного хуже, чем в прошлом году.
— Ваша оценка: насколько легко вести бизнес в крае?
— По данным аппарата уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, в последнее время закрылись около 3 процентов предприятий по всей стране. Это немного. И я склонен разделять эту цифру. Вопрос в другом. Сколько их закроется еще в ситуации, когда 83 процента предпринимателей говорят о неблагоприятном финансовом положении, а 12 процентов расценивают свое состояние как близкое к краху?
Что касается нашего края. Согласно проведенному нами социологическому исследованию, лишь 14 процентов предпринимателей считают состояние своей компании стабильным, и только 3 процента отмечают рост.
Но меня больше беспокоит другое. 74 процента опрошенных отметили, что деловая среда в Красноярском крае является неблагоприятной (или скорее неблагоприятной) для ведения бизнеса. А чуть меньше половины признались, что задумывались о возможности перевода бизнеса из Красноярского края в другой регион. Это не может не тревожить.
— Назовите наиболее типичные проблемы и просьбы о помощи, с которыми к вам приходят предприниматели.
— Сферы самые разные. Обращаются строители, торговля, ресторанный бизнес, туристические компании, коммунальные организации, аграрии. Вопросы возникают там, где власти любых уровней начинают забывать об интересах бизнеса, об их важнейшей общественной роли — быть источником занятости и поступлений налогов в бюджет. Или еще хуже — когда должностные лица не реагируют, формально относятся к жалобам и обращениям не только бизнесменов, но и уполномоченного, встающего на их защиту. Такие факты, к сожалению, есть.
Наконец, пишут тогда, когда не могут справиться сами (а государство молчит или отказывает в просьбах), когда не хватает денег на юриста или адвоката. Бизнес-омбудсмен – это ведь и некая гарантия государства по оказанию бесплатной правовой помощи предпринимателю в определенных вопросах.
А вопросы могут быть разными. От самого простого — например, можно ли начать работать банному комплексу с учетом существовавших в крае ограничений — до сложного набора проблем по исполнению концессионного соглашения или завышения стоимости вывоза твердых коммунальных отходов для нежилых помещений. Последняя тема, кстати, касается очень большого числа юридических лиц, чья плата за вывоз мусора в одночасье выросла в десятки раз.
Или размещение и снос нестационарных торговых объектов. Очень болезненная и конфликтная сфера, в которой представлена самая незащищенная, самая уязвимая часть микробизнеса. Десятки жалоб на эту тему прошли через наши руки.
Много было обращений и о расширении мер поддержки бизнеса. А в последнее время – о корректировке краевого законодательства об упрощенной и патентной системе налогообложения, о расширении муниципальных льготников. Там, где это возможно, мы пишем предложения об изменении региональных и местных нормативных актов. Они, кстати, обязательны для рассмотрения.
— Если продолжить тему взаимодействия бизнеса и власти, на что предлагают обратить внимание предприниматели в первую очередь?
— Подавляющее большинство выступает за продолжение поддержки, поскольку 2021 год пока не принес бизнесу особого облегчения. В основном все выступают за снижение налоговой нагрузки и налоговые льготы. В пределах края это могло бы коснуться УСН и патентной системы налогообложения, налога на имущество и транспортного налога.
Серьезно усугубила ситуацию и отмена ЕНВД, которая, как и прогнозировали многие, привела к росту налоговых платежей.
В меньшей степени бизнесменов интересуют льготные кредиты. Тем более есть немало примеров, когда кто-то обжегся на федеральных кредитах под 2 процента годовых, и из-за разных технических сбоев был переведен в режим погашения по рыночным ставкам. Но это уже федеральная проблема.
Правительством края сейчас разрабатывается новый пакет предложений по облегчению условий хозяйствования, в том числе и в налоговой сфере. Надежда на позитив есть. В то же время фискальные органы пугают всех выпадающими доходами. Считаю, что наиболее вероятный сценарий, – это поиск компромисса между продолжением поддержки и наполнением бюджетов всех уровней.
— Всегда ли прав предприниматель, который обращается к омбудсмену?
— Конечно, нет. Иногда приходят те, кто проиграл суды. Некоторые неверно понимают нормы законодательства, заблуждаются в своих правовых возможностях. Но таких меньшинство. В большинстве за каждым нарушением — несправедливость по отношению к бизнесмену, формализм, а нередко прямое нарушение закона. Проблемы решаются непросто. Почти каждый вопрос требует больших усилий и времени. К сожалению, компромисс с властью достигается гораздо сложнее, чем хотелось бы.
— Предпринимателей в крае десятки тысяч, а омбудсмен один. Всем ли удается помочь? Почему, по вашему мнению, депутаты Законодательного собрания отказались включить в аппарат омбудсмена несколько помощников? Ведь работа наверняка пошла бы быстрее.
— По этому вопросу была политическая дискуссия, что правильно и объяснимо. Ведь решение об увеличении штата требует бюджетных затрат. Я с большим уважением отношусь к депутатскому корпусу края, к каждому депутату в отдельности и, безусловно, ценю то доверие, которое мне оказал краевой парламент при наделении полномочиями. Мы с коллегами согласны, что вопрос расширения числа помощников требует дополнительной и более глубокой проработки.
— Фраза «Хватит кошмарить бизнес!», произнесенная президентом еще в 2008 году, стала уже крылатой. На ваш взгляд, с тех пор ситуация изменилась? Как «дышится» предпринимателям сегодня – легко и свободно или…
— Климат для бизнесменов станет комфортным, когда органы государственной власти и местного самоуправления осознают и оценят ту важнейшую социальную роль бизнеса, о которой говорилось выше. Это может выражаться в меньшей опеке, меньшем давлении, меньшем количестве слов и видимости заботы.
Дух предпринимательства зарождается там, где больше свобод и гарантий на неизменность правил игры — когда власть незамедлительно реагирует на проблемы конкретного предпринимателя. Пытается их решить, а не плодит отписки. Где, наконец, обеспечена реальная независимость судебной системы. Пока это все не реализовано в полной мере, недовольство бизнеса и сложности в его ведении сохраняются.
— Как вы считаете, эффективны ли предложенные государством инструменты поддержки бизнеса – до и во время пандемии?
— Почти половина опрошенных респондентов оценила региональные меры поддержки отрицательно. Здесь сказался ряд факторов.
Во-первых, не было достаточного информирования. Во-вторых, привязка мер поддержки к кодам ОКВЭД оставила за пределами помощи многие фактически пострадавшие отрасли. Помощь получили лишь от 30 до 40 процентов реально в ней нуждающихся.
Усугубила ситуацию и явная недостаточность мер в городе Красноярске, где, например, был сужен круг муниципальных арендаторов, получивших льготы. Не было предусмотрено и снижение аренды для тех, кто арендовал имущество у государственных или муниципальных учреждений. А таких было немало.
Однако в целом на поддержку бизнеса пошло более 4 миллиардов краевых бюджетных рублей. Здесь надо отдать должное региональной власти – подобные затраты являются беспрецедентными. Отдельно и позитивно стоит отметить налоговые льготы — прежде всего по налогу на имущество и УСН.
— Куда обращаться предпринимателям, которым требуется помощь бизнес-омбудсмена?
— Ждем их в общественная приемной уполномоченного, которая находится по адресу: Красноярск, ул. Белинского, 5. Тел (391) 205-49-71. Письма можно отправлять на электронную почту: ombiz24@mail.ru.
Фото предоставлено аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей в Красноярском крае