Лесозаготовительная отрасль края, как и почти вся промышленность СССР, с первых дней войны была практически обескровлена. Большинство квалифицированных лесорубов призвали на фронт. Для армии отдали не только технику (тракторы и автомобили), но и наиболее работоспособных лошадей.
В результате лесное производство края значительно снизило темпы работы. Объемы вывозки древесины в 1945 году составляли 1 997 тысяч куб. м против 4 361 тысячи в 1940-м. Механизированная трелевка и вывозка леса составляли соответственно 9,6 и 15,6 % от общих объемов. Механизмы были изношены, их часто приходилось ремонтировать, а запасных частей, как и «горючки», не хватало. И тогда на выручку пришла лошадь.
К ней старались относиться бережно, не использовать на случайных работах: доводимый план лесозаготовок был очень высок. Для того чтобы сберечь лошадь и облегчить ее тяжкий труд, в леспромхозах старались использовать волокуши.
За любое выведение лошади из строя наступала персональная ответственность конюха, вплоть до уголовного наказания:
«Привлечь конюха А. к уголовной ответственности с одновременным взысканием стоимости погибшей лошади по рыночной цене… Оформить дело на А. и срочно направить в суд…» (Приказ Колбинского ЛПХ Манского района от 09.02.1945).
«Возбудить против рабочего Ш. преследование в уголовном порядке как за злостный вывод лошади из строя…»
«Ввести немедленно ежедневную чистку лошадей, а всех истощенных лошадей вымыть в теплых помещениях…» «Всех истощенных лошадей, требующих ветеринарного досмотра, перевести на весну в райлесзаг и кормить лучшим сеном…» «Завгужтранспортом т. Михайлову для всех лошадей, требующих отдыха, организовать с 15.08.1944 г. специальный выздоровительный участок в д. Спирино…»
Хорошая забота о лошадях поощрялась руководством. Так, в приказе от 1943 г. по Колбинскому ЛПХ приказано выделить двоих дополнительных конюхов для ухода за животными в лазарете и «оплачивать последним, кроме ставки, дополнительную зарплату в размере 20 рублей за каждую выпущенную из лазарета к установленному сроку лошадь», «за каждую обученную на вывозке леса лошадь установить премию возчику по 50 кг картофеля каждому…».
Интересно, что за отличную работу премировали и самих лошадок. В одном из приказов по Унгутскому ЛПХ Манского района говорится: «Устанавливаются следующие нормы зернофуража на конодень:
Рабочим лошадям, занятым на вывозке леса, – 4 кг.
Разъездным рабочим лошадям, занятым прочими работами, – 2 кг.
Молодняку – 0,5 кг.
Лошадям наемного обоза, занятым на прямых работах, – 4 кг.
Лошадям, перевыполняющим нормы выработки и трелевки леса, устанавливается повышенная норма – 8 кг…»
Лошадь приносила еще одну пользу – с нее собирали шерсть – линок. В Колбинском ЛПХ конюхов обязали ежедневно расчесывать лошадей утром до отправления их на работу. До участков доводился план по сдаче шерсти – линьки.
Для перевозки леса строились дороги – зимние и летние. Они назывались конно-лесовозными. Устроены дороги были из шпал, на которые укладывались плахи в две колеи. Между колеями укладывали дощатый настил для лошадей.
Зимняя дорога устраивалась изо льда и снега. У детей было свое задание: поддерживать дорогу в проезжем состоянии. Для этого ребята регулярно поливали ее водой и очищали от снега.
Лесоповал в таежном крае стал работой и для девчонок. Они валили деревья двуручной пилой. Как вспоминала Аксинья Попова из Пировского района, действовали на авось: «Лесины здоровые, в какую сторону вершина смотрит, как правильно ее валить? Мы, недокормыши, на руках выволакивали из снега деревья, распиливали на шестиметровые бревна. Каждое было на строгом счету. При этом и надеть-то было нечего, шили юбки из холщовых мешков. Часто и мешков не находилось, поэтому ткали лен. Главное, что помнится, – кушать было нечего. Крапиву варили, затируху делали из муки и воды».
При подготовке материала использованы:
- книга «Трудовой фронт Красноярья. 1941–1945»;
- исследовательская работа выпускника Шалинской средней школы № 1 Манского района Владимира Руднева