С начала действия проекта «Социальный контракт» в нашем крае (а это фактически только 2021 год) в органы соцзащиты поступило более 10 тысяч заявлений от желающих заключить такой договор с государством. Более 7,5 тысячи из них получили одобрение.
За каждым таким случаем – жизненная история, судьбы и конкретные люди, которым государство протянуло руку помощи в трудный момент. Соцработники с радостью привели нам несколько примеров.
Владимир из Красноярска из-за онкологического заболевания получил инвалидность, и большая часть пенсии уходила на лекарства. Около года он не мог трудоустроиться, так как требовалось регулярно проходить длительные курсы лечения. Жил он в съемном жилье с престарелой мамой и женой, которая была в декретном отпуске.
В рамках социального контракта мужчина устроился кондуктором автобуса, ежемесячная финансовая помощь государства позволила ему сосредоточиться не на материальных проблемах, а на своем здоровье.
Художница Виктория Гончар из Красноярска воспользовалась социальным контрактом и на 250 тыс. руб. купила оргтехнику, организовала рабочее место.
Ее работы находят спрос не только у жителей края, но и за его пределами. Кто бы мог подумать, но, оказывается, огромной популярностью у людей пользуются рисованные аватарки для соцсетей! Благодаря портретам, аватаркам и авторским арт-объектам Виктория смогла крепко встать на ноги.
Зураб Абашия из Иланского района раньше работал на железной дороге. Он отец-одиночка, сам воспитывает сына. Всегда любил возиться на кухне – готовил, стряпал. Друзьям нравились его пицца и пироги.
Зураб решил сделать это своим бизнесом. Заключил социальный контракт, получил деньги, купил оборудование, открыл пекарню. В Иланском у него практически нет конкурентов. Пицца и пироги от Зураба пользуются спросом, бизнес идет хорошо, и мужчина думает развиваться дальше – сам уже не справляется с заказами, хочет нанять дополнительных сотрудников в свою пекарню. Собирается организовать доставку.
Наталья из Енисейска заключила соцконтракт и вместе с супругом открыла ателье по пошиву автомобильных ковриков из вспененного полимера. На 250 тысяч рублей она приобрела две швейные машинки и материалы для изготовления ковриков.
У Натальи из Красноярска скоропостижно умер муж, и она осталась одна с двумя маленькими детьми. Женщина находилась в отпуске по уходу за младшим ребенком, и в качестве дохода у нее осталось только пособие на детей. Заключив социальный контракт, она смогла приобрести необходимую одежду и продукты питания.
Сейчас детям назначена пенсия по случаю потери кормильца, младшая дочь устроена в детский сад. Сама Наталья вышла на работу, исполняя обязательства социального контракта, по окончании которого среднедушевой доход семьи должен превысить размер прожиточного минимума. Женщина уверена, что без государственной поддержки сама бы не справилась со случившейся бедой…
Семь с половиной тысяч социальных контрактов, заключенных в прошлом году, – это семь с половиной тысяч примеров того, как государство помогло людям воплотить их надежды на лучшую жизнь.
Государство поможет работящим
Борьба с бедностью, меры по ее преодолению, поддержка малоимущих с помощью специальных программ – в последние годы все это входит в список государственных приоритетов.
Тему борьбы с бедностью держит на контроле президент России лично. Владимир Путин однажды сказал, что главный враг России – это бедность, низкие доходы миллионов граждан. Такая ситуация, по его словам, может угрожать стабильному развитию государства.
В конце прошлого года, выступая на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам, президент отметил, что для повышения доходов граждан важны «и адресная социальная поддержка, и помощь семьям с детьми, и новые рабочие места…». Поэтому в ближайшие три года на социальную поддержку россиян предполагается направить 41,5 триллиона рублей. Колоссальная сумма.
Люди, не желающие видеть дальше своего носа, на любую положительную новость из жизни страны реагируют своеобразно. Идет ли речь о строительстве Крымского моста или нового космодрома, о проведении в России масштабных международных форумов или спортивных соревнований, они непременно заметят, поджимая губу: «лучше бы пенсионерам эти деньги раздали».
Так ведь и раздают! И пенсионерам, и малоимущим, и инвалидам – в виде пособий и субсидий. Рожающим женщинам неплохие деньги сейчас платят в виде материнского капитала, который постоянно растет. Только за время пандемии два раза государство выплачивало по 10 тысяч на несовершеннолетних детей, столько же получили пенсионеры.
В нашем крае бюджет также строится на социальных приоритетах: на сферы здравоохранения, образования и социальной политики приходится три четверти его расходов.
В стране работают десятки программ социальной поддержки и постоянно появляются новые. Такая, как социальный контракт, о котором мы говорим на этих страницах. Этот проект в 2020 году был опробован в нескольких пилотных регионах, а с прошлого года начал действовать во всех.
В 2022 году в России планируют заключить около 300 тысяч социальных контрактов, средства на это заложены в проекте федерального бюджета на 2022–2024 годы – 26,3 миллиарда рублей. Планируется, что участниками проекта станут около одного миллиона граждан.
Эта масштабная государственная программа проходит под негласным девизом: «дать не рыбу, а удочку». И это очень важный момент: помощь не получит лентяй, пьяница, любитель халявы. С безответственными людьми, которые спустят государственные деньги не пойми куда, контракт заключен не будет – соцработники имеют на этот счет строгое указание: смотреть, кто претендует на контракт. Каждый претендент рассматривается индивидуально, соцработники стараются здесь уйти от формализма и бюрократии. Главное, чтобы у человека действительно была трудная жизненная ситуация (а не придуманная) и чтобы он хотел из нее выбраться, работая руками и головой. Таким людям государство всегда готово пойти навстречу.
Материалы подготовлены при содействии министерства социальной политики Красноярского края