Мы не заметили, как мир в одно мгновенье изменился: еще 15 лет назад мы выходили в интернет по праздникам, сейчас Глобальная паутина всегда с нами. По данным агентства GlobalWebIndex, среднестатистический пользователь проводит около 6 часов в день, пользуясь устройствами, работа которых зависит от подключения к интернету. Если учесть, что доступ к Сети имеют около четырех миллиардов жителей нашей планеты, то только за прошлый год мы были онлайн 1 миллиард лет. И большая часть находящихся в Сети – подростки и дети.
Сетевая ломка
Родители бьют тревогу: с улиц исчезли дети и подростки. Они сидят в интернете: дома, но как бы и не дома, потому как понять, что происходит в виртуальной реальности, совершенно невозможно. Взрослые винят во всем соцсети: мол, это они совращают неокрепшие умы. И сами сидят в них же: почти половина (47 %) населения России зарегистрирована в соцсетях, и не просто зарегистрирована, но активно ими пользуется. 55,9 миллиона человек заходят туда с мобильных устройств, то есть постоянно. Бабушка, которая смотрит «Час суда» в автобусе, уже никого не удивляет.
Среди интернет-ресурсов лидирует YouTube: им пользуются 63 % россиян, «ВКонтакте» – 61 %, «Одноклассники» – 42 % и Facebook – 35 %. Причем за недавнее время увеличилось количество взрослых пользователей.
Дети засыпают с телефоном в руках и просыпаются с ним же. Неврологи уже выдают родителям консультации, как снизить уровень подростковой тревожности и за сколько часов до сна интернет нужно отключить. А если Сеть пропадает, у подростков появляется синдром отмены – термин, хорошо известный наркологам. Настоящая сетевая ломка. И неудивительно, психологи уверены: зависимость от интернета развивается так же, как зависимость от алкоголя и наркотиков. «Больные» отрицают ее, но при этом страдают, если лишаются возможности быть онлайн. Дети проводят в Сети от 6 (!) часов, впрочем, как и активно пользующиеся Всемирной паутиной взрослые.
– Я сижу в интернете все время, пока не сплю, – делится 15-летняя Марина (для того чтобы написать эту статью, мы провели небольшой опрос среди подростков). – Ну то есть часов 16 в день. Мои родители болезненно относятся к этому, даже, бывает, забирают у меня телефон.
У родителей при этом открытым остается всего один вопрос: а что они там, в этом интернете, делают? И ответ на него очень простой: живут. И это совсем не преувеличение.
Виртуальная жизнь
В соцсетях подростки слушают музыку, вступают в группы, создают беседы, дружат и влюбляются. И, в принципе, если завтра им всем запретят выходить на улицу, они этого даже не заметят: с недавнего времени в той же сети «ВКонтакте» есть возможность переводить деньги и покупать всевозможные товары – от значков до тортов. Лишь бы был интернет. Соцсети забрали на себя и функцию социализации подростка: дети ищут компании по интересам, заводят друзей и наживают врагов.
В Сети это можно делать безопасно: за оскорбления никто не зажмет за гаражами и не поставит фингал. Потому что жертва и оскорбитель могут жить не просто в разных городах, но и в разных странах.
Хотя иногда онлайн-общение становится очень даже реальным. В январе этого года вся страна искала 16-летнюю омичку, которая поссорилась с родителями и ушла из дома. Нашелся подросток в Красноярском крае – в поселке Северо-Енисейском. Сюда школьница сбежала к подруге по переписке, с которой познакомилась в группах, посвященных аниме. Погостить получилось всего недельку – родители забрали беглянку домой.
Этот случай для родителей – самый страшный кошмар. Если раньше мамы и папы хотя бы примерно знали, с кем общается ребенок, то теперь они не могут даже это предположить. Пароли на телефоне можно менять каждую минуту, а если родитель настаивает, что ребенок должен быть у него в друзьях, можно создать липовую страничку – и вести двойную жизнь.
– Я только поначалу родителей добавила, тормознула, – пишет Лариса. – А потом что-то из анимешной группы репостнула – и дома был такой скандал. Сказали, что я извращенка. Теперь у меня фейковый аккаунт. Даже три на самом деле, о последнем даже одноклассники не знают. Если родители увидят, что я там размещаю, они меня прибьют.
Вход запрещен
Соцсети сейчас – единственная территория, на которой подросток по-настоящему свободен: родители знают о его каждом шаге в школе через электронный журнал, контролируют все перемещения вне дома, потому что страшно. И только здесь он может делать все, что хочет, общаться с тем, кого выбирает сам. Родителям на эту территорию вход строго запрещен, и это еще один огромный страх.
Если к тому моменту, когда подросток погрязнет в соцсетях, у них не получилось доверительных детско-родительских отношений, огромная часть жизни ребенка навсегда останется за кадром. И ладно бы там были только «неправильные» картинки и видео.
Еще у всех на слуху «киты», а Сеть подбрасывает новые испытания для родительской психики. В Ирландии появился вирус – видеоперсонаж, имя его мы называть не будем, который выскакивает при просмотре абсолютно безобидных роликов на YouTube, призывает наносить себе вред и напрямую пропагандирует суицид.
В Европе дети вступали с ним в переписку и получали видео сцен насилия и подробные инструкции, как именно нужно наносить себе увечья. О том, реально ли это привело к чьей-то гибели, информации нет. Казалось бы, где Ирландия и где Красноярский край, но об этом весьма неприятном персонаже знают уже красноярские второклашки, которые пока передают эту историю из уст в уста как страшилку. Но чем обернется очередной виртуальный эксперимент, непонятно, потому что с вирусом справиться пока не получается.
Борьба бессмысленна?
И как бы мы ни пытались запретить или ограничить выход в интернет, эту войну в любом случае проиграем.
Подростками, выходящими в Сеть, движет сила, которой нельзя противодействовать. Они хотят общаться. Об этом вам скажет любой ребенок от 10 до 18.
Через Сеть находить своих единомышленников намного проще – зашел в группу, которая посвящена музыке или анимации, и все, есть люди схожих интересов. Можно переписываться, можно гулять вместе, если виртуальный друг живет в одном с тобой городе, можно вместе рисовать комиксы или писать фанфики. Можно слать друг другу бумажные письма с наклейками и рисованными картинками. Как, например, делает 13-летняя Маша.
– Мне пишут подруги из Казахстана, Татарстана и Искитима, – делится она. – Девочки поздравляют меня с праздниками, с Новым годом – это так приятно! И я тоже посылаю им письма и небольшие посылочки.
Соцсети выполняют ту же функцию, что и советские подростковые журналы в свое время – помогают найти друзей по переписке. Но вместе с этим возникает и другая проблема.
– Я знаю, как находить друзей онлайн, я умею так дружить, – рассказывает 14-летняя Люся. – Но у меня теперь другой вопрос: я не знаю, как находить друзей офлайн, в реале. Я не понимаю, как знакомиться.
И ответ на этот вопрос могут дать не все родители, потому что и мы, взрослые, не всегда умеем находить новых не виртуальных друзей.