Центробанк с 13 сентября расширил коридор базового тарифа обязательного страхования автогражданской ответственности – на 26 %. Это дает компаниям бόльшую свободу при определении стоимости полиса. По мнению экспертов, ОСАГО теперь подорожает даже для безаварийных водителей со стажем, не говоря уже про неопытных или лихачей – для них страховка подрастет в цене значительно.
Движение вниз
Расширение на 26 % означает изменение базового тарифа вниз и вверх. Для водителей легковых автомобилей коридор увеличился с 2 224 – 5 980 рублей до 1 646 – 7 535 рублей. Для другого транспорта произошли такие же изменения: верхние границы увеличились, а нижние уменьшились. Последний раз регулятор расширял коридор в прошлом году – на 10 %. Такой ход позволил увеличить среднюю премию по ОСАГО почти на 2 %.
Итоговая стоимость полиса для конкретного владельца зависит от нескольких переменных: технических характеристик автомобиля, штрафов, нарушений, аварийности. Однако представители компаний уверены: рост почувствуют практически все.
Расширение границ тарифного коридора для автостраховщиков – мера вынужденная. Дело в том, что в последние полгода иностранные компании массово сворачивают производство в нашей стране и поставки автозапчастей в Россию. Цены на оригинальные детали и аналоги взлетели. По данным FIT SERVICE, некоторые позиции с начала года выросли на 45–65 %: к примеру, тормозные колодки – на 65 %, моторное масло – на 40 %.
Из-за резкого роста цен и недостатка запчастей страховщикам стало сложно возмещать убытки по ОСАГО в законодательные сроки. Представитель компании «АльфаСтрахование» Алексей Артамонов говорит, что сегодня ремонт в срок по страховому случаю – это невыполнимая задача:
– Станции техобслуживания не гарантируют проведение ремонта за 30 календарных дней, там говорят, что запчасти появятся в лучшем случае в течение 60 рабочих дней. Конечно, мы так работать не можем, ведь каждый день просрочки по ремонту для страховой компании – это жалобы недовольных клиентов в ЦБ РФ и обращение в суд, а следом и штрафы, пени.
Алексей считает, что использование бывших в употреблении запасных частей не решит проблемы – сложно гарантировать их качество и безопасность. Пока большинство страховых случаев регулируются не в «натуре», а деньгами. И это очень дорого для компаний.
Эксперт красноярского Семейного страхового агентства Наталия Шеходанова отмечает возросшую финансовую нагрузку на страховщиков – если ранее выплата по незначительной аварии могла обойтись в сумму 10–15 тысяч рублей, то сейчас из-за роста цен она может составить несколько десятков тысяч:
– Ответственность страховых компаний за владельца по сути безлимитна, хотя в полисе и написано про имущественный вред в 400 тысяч рублей на одно страховое событие, жизни и здоровью – 500 тысяч. Но ведь никто не знает, сколько раз этот автовладелец попадет в ДТП… Любое ДТП сегодня – это катастрофа для страховой компании. Раньше по чуть-чуть платили, а сейчас по 400 тысяч. Компании не могут соблюдать свою экономику.
Рисковые платят больше
По данным информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», в регионах Сибири средняя премия ОСАГО для легковых автомобилей физлиц в первом полугодии текущего года отставала от верхней границы тарифного коридора на 30–40 %, а благодаря расширению коридора разрыв увеличился до 45–55 %. В Красноярском крае, к примеру, при средней стоимости полиса в 5 835 рублей и верхней границе в 9 807 рублей разница составила 41 %.
Однако такие показатели вовсе не означают, что они останутся прежними и в будущем. Очевидно, у какой-то части населения полисы еще действуют, и их придется менять в конце текущего или начале будущего года. Вот тогда-то водителей ожидает неприятный сюрприз.
Директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков Евгений Васильев отметил, что расширение тарифного коридора не означает повышения цен на полисы для всех и сразу:
– Цена вырастет для высокорисковых водителей, поскольку она напрямую зависит от размеров выплат. Для тех, кто водит аккуратно, стоимость полисов останется на текущем уровне или незначительно увеличится, поскольку из-за кризиса запчастей ситуация действительно очень тяжелая.
Мы обратились к страховому агенту с просьбой примерно рассчитать стоимость полиса для водителя 43 лет с безаварийным стажем вождения в несколько лет, не имеющего серьезных нарушений и владеющего автомобилем 2020 года выпуска мощностью 171 лошадиная сила. В прошлом году он платил за ОСАГО около шести тысяч рублей, а в этом, по новым расчетам, заплатит почти семь тысяч. Так что повышение уже есть.
Для малоопытных и молодых водителей полис может стоить около 30 тысяч рублей. Если начинающий автомобилист попадет в аварию, то страховка будет поистине «золотой» и для многих неподъемной – около 50 тысяч рублей.
Гендиректор аналитического центра «БизнесДром» Павел Самиев считает, что расширение тарифного коридора позволило избежать еще бόльшего роста:
– Если бы ЦБ РФ не принял решение о расширении тарифного коридора в текущей ситуации, страховые компании не смогли бы избежать значительного повышения цен на полисы для всех категорий водителей. К счастью, этого не произошло, поскольку регулятор старается сохранить определенную золотую середину: предпринимает необходимые действия в условиях кризиса и сдерживает стоимость ОСАГО для группы низкорисковых автомобилистов.
Страховка от «бесполисных»
Спрогнозировать снижение аварийности только за счет одного показателя невозможно. Однако, как показывает наш собственный опрос автовладельцев и страховых агентов, на дорогах все чаще появляются водители вовсе без полисов. Аккуратны ли они? Скорее всего, отсутствие страховки никак не влияет на их стиль вождения – они просто ездят по одним и тем же маршрутам и надеются на авось.
Именно поэтому страховые эксперты предлагают законопослушным автовладельцам дополнительно страховать не только свою ответственность, но и покупать так называемую страховку от «бесполисных». Стоит она всего несколько тысяч рублей, однако очень помогает. Если в ДТП будет виноват такой водитель, компания выплатит вам возмещение за виновника аварии. Без страховки пришлось бы добиваться справедливости через суд.