VIII Съезд депутатов Красноярского края можно назвать историческим. Многое на этом форуме происходило впервые. Впервые перед широкой публикой с программными речами выступили Александр Усс (в качестве главы региона) и новый председатель Законодательного собрания Дмитрий Свиридов. Впервые съезд проходил в конгресс-холле СФУ. И, пожалуй, впервые с высоких трибун столь откровенно говорилось о социально-экономическом положении края и проблемах местного самоуправления.
Для большинства жителей края основные проблемы поселений сводятся к транспортной доступности, качеству связи, отопления и водоснабжения, благоустройству территорий – тому, с чем люди сталкиваются ежедневно. Органы местного самоуправления должны этим заниматься постоянно, но зачастую у них не хватает ни средств, ни квалифицированных специалистов. Поэтому с одобрением было встречено выступление спикера краевого парламента Дмитрия Свиридова на первом пленарном заседании VIII Съезда депутатов края, который подчеркнул значимость решения этих вопросов.
Деньги на благоустройство
Дмитрий Викторович отметил, что выстраивание конструктивного диалога с муниципалитетами – безусловный приоритет региональной государственной политики. Местное самоуправление активно пользуется правом законодательной инициативы. С 2015 года представительными органами муниципальных образований в краевой парламент внесен 41 законопроект.
По словам спикера, в результате взаимодействия представительных органов депутатов разных уровней разработан ряд важных правовых актов. Так, в 2016 году краевым парламентом был принят закон, не имеющий аналогов в России, – «О государственной поддержке муниципальных районов Красноярского края, реализующих муниципальные программы, направленные на развитие сельских территорий». По итогам конкурсов в этом году предусмотрено 302 миллиона рублей на поддержку 15 территорий края. В их числе Енисейский, Иланский, Курагинский, Манский, Тюхтетский и другие районы. В 2018 году на эти межбюджетные трансферты в краевой казне закладывается 436 миллионов рублей.
Название еще одного закона, принятого в прошлом году по инициативе депутатов Законодательного собрания, говорит само за себя: «О государственной поддержке развития местного самоуправления Красноярского края». Он предусматривает выделение средств из регионального бюджета на улучшение инфраструктуры муниципальных образований, реализующих благоустроительные и прочие проекты.
Избыток полномочий
Дмитрий Свиридов определил характерные проблемы сельских, городских и районных муниципалитетов. К ним он отнес дисбаланс между объемом выполняемой работы, ответственностью и уровнем оплаты труда; дефицит кадров; избыток полномочий при одновременном снижении ответственности в ключевых областях; излишнюю централизацию как фактор ограничения свободы маневра.
– В силу причин, нередко от них не зависящих, у органов местного самоуправления на селе зачастую нет возможности думать об инициативах, повышающих качество жизни людей. Они загружены исполнением полномочий и ответами на многочисленные вопросы контролирующих органов, – отметил председатель Законодательного собрания.
Затем он обозначил «досадные перекосы» в сфере распределения полномочий. Сначала учителям стали платить зарплату из краевого бюджета, затем на региональный уровень увели расходы на учебный процесс. В здравоохранении районные больницы и ФАПы перевели на краевой уровень, но лучше ли от этого пациентам – большой вопрос. Недавно построенный в Канске бассейн стал филиалом краевого учреждения, которое расположено в Красноярске. Выходит, теперь из столицы региона управляют тем, как плавают канцы…
– Согласитесь, далеко не всеми процессами в глубинке можно оперативно и со знанием дела рулить из Красноярска, – сказал Дмитрий Свиридов. – Как представляется, настала пора подвергнуть ревизии некоторые методы управления. Краевая власть задает вектор развития, ставит масштабные задачи, а конкретные решения в территориях должны принимать органы местного самоуправления. Тем более что позитивные примеры есть. Это и «удостоверение горожанина» в Железногорске, и экономичный ремонт школы в Ермаковском районе, и инициативы по развитию сельской культуры в Дзержинском районе.
Стимулы для развития
Дмитрий Викторович затронул и тему межбюджетных отношений:
– Сейчас логика у муниципалитетов какая? «Да вы нам хоть тысячу полномочий дайте – главное, чтобы вместе с ними дали побольше денег». Здесь будет уместно напомнить о том, что в нашем регионе (в отличие от некоторых других) каждая услуга, передаваемая на уровень местного самоуправления, подкреплена рублем. Но в целом существующую систему межбюджетных отношений идеальной назвать нельзя. Об этом свидетельствуют и рост долга муниципальных образований, и значительный разрыв в уровне фактической бюджетной обеспеченности на одного человека. Если бедным все равно добавят, а у богатых все равно заберут, зачем стремиться зарабатывать? Однозначного ответа на вопрос, что лучше – дать территориям больше самостоятельности и ответственности или усиливать краевую поддержку, – не существует.
По мнению спикера, должен происходить умеренный процесс децентрализации: как бы край ни опекал муниципалитеты, им нужно расти – в экономике, финансах, управлении. При этом задача региональных органов власти – поддерживать баланс, выравнивая диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Очевидно, существующая система межбюджетных отношений требует донастройки с усилением в ней стимулирующих компонентов. Финансовое выравнивание не должно глушить местную инициативу.
Среди других тем, которых коснулся спикер в своем выступлении, – роль органов МСУ в развитии малого и среднего предпринимательства, серьезные изменения в подходах к решению экологических проблем, узкие места в территориальном устройстве края.
Завершая свой доклад, председатель Законодательного собрания сообщил о том, что из 115 рекомендаций VII Съезда депутатов Красноярского края, прошедшего в 2014 году, полностью воплощено в жизнь 99 (86 %).
– Все мы, депутаты, ответственны перед населением за качество жизни – каждый на своем уровне, – сказал в завершение Дмитрий Свиридов. – Законодательное собрание края – проводник интересов муниципальной власти, которая ближе всего к людям, лучше других знает об их трудностях и их ожиданиях. Мы готовы сообща создавать условия для развития сел и деревень, городов и районов, выходить с дельными инициативами в правительство края, в федеральные органы власти. Давайте же эффективнее использовать все свои возможности, чтобы достичь главной цели – поднять благосостояние жителей Красноярского края на качественно новый уровень, обеспечивая уверенность в завтрашнем дне.
Дмитрий СВИРИДОВ, председатель Законодательного собрания края
Съезд – это старт для работы региональной власти в новом составе. Нужно по-спортивному сконцентрироваться и двигаться вперед к выполнению задач. Первоочередной приоритет – качество жизни в Красноярском крае. Думаю, потенциал для этого имеется. Выполняя в том числе и федеральные задачи, такие как универсиада, мы понимаем, что это накладывает на нас дополнительные обязательства. Тем не менее, проведя ревизию в хозяйстве и финансах края, мы должны сделать шаг к качественно новому уровню управления всеми процессами на территории.
Мы будем оценивать и межбюджетные отношения, и перераспределение тех полномочий, которые в определенной степени сковывают органы местного самоуправления. Конечно, нужен и новый подход к тем программам, которые реализуются на территории края.
Перед нами стоит огромнейший комплекс задач. Сейчас вместе с правительством мы работаем над тем, чтобы к концу этого года была принята стратегия социально-экономического развития края. Это тот векторный документ, который задает направление движения. Для того чтобы решать важные социально-экономические задачи, мы должны координировать свои действия с муниципалитетами. Без этого ничего не решить. Именно для этого и проводятся такие мероприятия, как съезд.