Два года работает в стране программа импортозамещения. Для того чтобы вернуть утраченные за последние десятилетия позиции, это срок небольшой, поэтому об особых достижениях речь пока не идет. В сфере хай-тека наши лидируют, а вот в производстве элементарных бытовых вещей, товаров первой необходимости отставание серьезное.
Северные «крайности»
Итоги всевозможных мониторингов ситуации, которые проводят в стране, пока не в пользу отечественного производителя. Об этом говорили и на общественных слушаниях Красноярского регионального отделения «Общероссийского народного фронта». Здесь анализировали одно из таких исследований, во время которого спрашивали у покупателей, насколько те удовлетворены качеством и количеством наших товаров на полках магазинов.
В 30 регионах потребители отмечали, что обеспокоены постоянным ростом цен, ведь подорожание товаров сказывается на семейных бюджетах. Пока наши товаропроизводители не могут обеспечить качество, доступность и разнообразие продуктов. И речь идет не о каких-нибудь хамонах, сырах с плесенью и прочих деликатесах.
По словам руководителя центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации Анны Заборенко, в Сибири ситуация напряженная. С одной стороны, вроде бы продавцы балуют нас разнообразием по сравнению с европейской частью России, но вот стоимость зашкаливает. В Красноярском крае, к примеру, зафиксировано два ценовых антирекорда – в Норильске килограмм помидоров стоил 900 рублей (на «материке» средняя цена – 232 рубля), а за мороженую рыбу просили 1 080 рублей (в среднем по СФО на момент мониторинга – 204 рубля).
Можно бы списать заоблачные цены на северную специфику, удаленность территории, но факт в том, что похожая ситуация по всему округу. Сибирская продуктовая корзина, составленная только из товаров отечественных производителей, самая дорогая в стране. И это при том, что лишь менее трети продуктов, продающихся в супермаркетах и на рынках, производятся в России.
Кстати, занятный факт обнаружился во время проведения мониторинга – покупатели в половине случаев вообще не в состоянии по этикетке определить, в какой стране произведен товар. Действительно, торговцы все чаще применяют хитрую тактику – вместо «мандарины китайские» на ценник лепят «мандарины зарубежные». Видимо, так продается быстрее.
Эксперты пришли к заключению – товары экономкласса постепенно «вымываются» с полок магазинов, а это может привести к удорожанию и дефициту социально значимых позиций. Собственно, не зря к решению проблемы подключился даже президент Владимир Путин – в конце прошлого года он поручил правительству разработать программы по созданию отечественного племенного и посевного фондов, что должно повысить долю собственного мяса, фруктов и овощей в магазинах. В начале этого года глава государства выступил с подобной инициативой и в области производства лекарственных препаратов.
Элементарно сложно
В Красноярском крае существуют предприятия, которые и безо всякого импортозамещения на протяжении нескольких десятков лет производят не имеющую мировых аналогов продукцию. Это, к примеру, спутники «ИСС» и технологии железногорских атомщиков. Но это единичные примеры. Есть отрасли, в которых мы серьезно отстали. Конечно, можно сейчас попытаться производить в крае микропроцессоры для компьютеров, но, как ни извернись, с мировыми корпорациями тягаться сложно. С другой стороны, существует множество отраслей с огромным потенциалом, которые мы откровенно «сдали» – могли бы, но не сумели.
По словам председателя краевого Союза промышленников и предпринимателей Михаила Васильева, в Сибири плачевное состояние станкостроения. Покупать импортное оборудование сегодня дорого, а создавать собственное – слишком сложно и также накладно. А ведь без этого встанут и другие сферы, в которых с помощью этих станков что-то производят.
Вот только винить в нынешнем положении самих станкостроителей было бы некорректно. Васильев считает: для того чтобы всерьез требовать от предпринимателей каких-то действий по импортозамещению, нужна четкая промышленная политика и программы. Будет конкретика – бизнес будет вкладывать деньги. Пока же как раз с программами проблема. Вроде бы и деньги выделяются, и выпуск определенных товаров поддерживается, но больших скачков что-то не видно. Да, мы впереди планеты всей по оборонке, но вот сделать нормальный чайник не можем.
– Нам нужна промышленная политика, в которой бы государство не на грантовой основе раздавало финансовую помощь бизнесу, а заказывало продукцию, формировало бы долгосрочную программу для закупок. Это лучшая поддержка для предприятий, – считает Васильев.
В качестве примера он привел одного из красноярских производителей лифтов – конкурентоспособную продукцию делают, но большая часть уходит за пределы региона. А ведь можно было бы обеспечить заказ красноярских лифтов на капремонт, на объекты универсиады, увязать производство комплектующих с краевыми фирмами. На самом деле таких примеров, где могли бы, но не захотели или не смогли, очень много.
В то же время нужно понимать, что на одном госзаказе экономике не выехать. Руководитель рабочей группы ОНФ Александр Пузанов считает: бизнес сам должен более активно участвовать в новых разработках, вкладывать в инновации. А в этом вопросе от региона к региону ситуация разнится. К примеру, в Красноярском крае и Новосибирской области доля государства в инвестициях в научные разработки составляет 70 %, а в соседней Омской области 70 % – это как раз внебюджетные источники.
Чтобы бизнес пошел в науку, самим ученым также необходимо более точно формулировать цели, рассказывать о своих разработках. Без понимания, что производится и надо ли это производить, у промышленников и ученых нет возможности кооперироваться. По сути, сегодня каждый варится в своем соку – вроде бы каждый делает свое дело хорошо, а общего результата нет. Доля инновационных товаров небольшая – в крае это чуть более 1 % от всей производимой продукции. Есть над чем работать и куда стремиться.
ЦИФРЫ
· 32 % россиян стали покупать меньше лекарств, отказываясь от некоторых препаратов
· 41 % пациентов не смогли найти замену большинству импортных медикаментов
· 53 % российских семей сократили расходы на продукты питания
· 21 % потребителей отказался от покупки деликатесов
· на 12 % сократились объемы покупки детской одежды и обуви
· менее 20 % – доля отечественных производителей в сегменте детской одежды, а в сегменте обуви еще меньше – порядка 14 %
(данные мониторинга ОНФ за 2015 год)