Здравоохранение – тема для жителей Красноярского края и без того всегда актуальная. А в последние месяцы об отрасли говорят даже больше, чем обычно. Связано это с изменениями, которые реализует новая команда регионального минздрава. Мы встретились с министром – Наталией ГОВОРУШКИНОЙ, назначенной на этот пост губернатором в октябре прошлого года, чтобы услышать из первых уст: в чем суть этих перемен?
– Наталия Станиславовна, цель нашего интервью такая: мы хотим, чтобы красноярцы сказали, прочитав его: все, что министр делает, правильно, понятно и давно назрело. Все ждут положительных изменений… Какие у вас ближайшие планы?
– Каждый решает свою профессиональную задачу. Наведение порядка и обеспечение позитивных изменений в отрасли – ключевой приоритет моей работы. Понимаю, что что-то можно сделать быстро, а где-то потребуется время. И нужно сначала разобраться в том, что мы имеем. Но об этом чуть позже. Начать разговор считаю правильным с новых национальных проектов. Вы знаете, что в 2024 году закончился предыдущий этап нацпроекта, в рамках которого мы занимались в том числе модернизацией первичного звена, на это были выделены федеральные и краевые деньги, было софинансирование. Важно, что эта работа продолжится и в нынешнем году, и в последующую пятилетку. Формируем планы как минимум до 2030 года. Это значит, что ежегодно и системно будем строить новые ФАПы, амбулатории, поликлиники, делать ремонт больниц, оснащать их оборудованием. Продолжим и приобретение техники – очередная партия автомобилей уже поступила, в марте отправим их по районам, чтобы улучшить транспортную доступность первичного звена.
Отмечу, что главная задача, поставленная президентом перед отраслью, – достижение ожидаемой продолжительности жизни по стране. Наш основной нацпроект так и называется: «Продолжительная и активная жизнь». Но мы участвуем и в других – «Кадры», «Производительность труда» и так далее. Сейчас правительство России формирует показатели, которые будут доведены до регионов. И мы деятельность министерства, свою стратегию, конечно, будем корректировать с учетом этих вводных.

– Сколько новых ФАПов появится в крае? Жители о них беспокоятся.
– Это важнейший элемент системы оказания медицинской помощи, поэтому в текущем году откроем сразу 35 фельдшерско-акушерских и 15 амбулаторий.
Рассчитываю, что до 2030 года только при федеральном финансировании построим 50 ФАПов – такую потребность мы уже заявили в рамках нашей программы.
– В некоторых учреждениях в последние месяцы поменялись главврачи. С чем это связано?
– Это обычная ротация кадров. Кто-то ушел на пенсию, кто-то сменил место жительства по семейным обстоятельствам. Отдельной задачи по смене главных врачей нет, это естественный процесс. Те, кто хочет работать и улучшать качество оказания медпомощи в крае, находятся на месте и вместе с новой командой минздрава помогают мне сегодня выстраивать новую систему, в центре которой пациенты и их здоровье.
Весной для лидеров отрасли запустим специальную образовательную программу, которую мы подготовили по поручению губернатора.

– Расскажите, что сейчас происходит со штатными расписаниями больниц?
– Здесь все просто: наше министерство, как и другие, живет и работает в условиях определенной сезонности: квартал, полугодие, год, три года… С этим связано и планирование, и защита бюджета, и работа со штатными расписаниями. Каждый год они должны рассматриваться и утверждаться.
Какие-то обстоятельства мешали этому в последние годы. Считаю, что работу со штатными расписаниями надо вернуть. При этом мы решили не повторять старую красноярскую практику, когда на заслушивание в минздрав главный врач приезжал один. Я приглашаю руководителя медучреждения с его командой – заместителями, экономистами. И мы вместе с ними и с фондом обязательного медицинского страхования смотрим сразу весь комплекс вопросов – сколько коек, как они работают, как больница справляется со своими задачами, какими кадровыми ресурсами.
В формате такого «штурма» хорошо видны все недоработки. Смотрим, как рассчитана функция врачебной должности – есть такой показатель. Там определяется, например, что поликлинический врач должен сделать на ставку, сколько пациентов должен принять. Необходимо оценить и оборот койки в году, она должна работать 330 дней, на ней должны быть пациенты, под это выделены деньги и средства ОМС. Пациенты должны быть пролечены, вот что важно. Потому что если медицинская организация не выбрала средства из ОМС, это значит, что какое-то количество людей не получили медицинскую помощь.
Мне не нужны голые цифры – важно услышать, как главврачи анализируют заболеваемость своих пациентов. Ведь в каждом районе своя специфика, и ситуация со специалистами разная. Штатные нормативы – рекомендуемые. Считаю, что главные врачи и минздрав должны использовать свои полномочия и подстраивать штатные расписания учреждений под решение проблем, которые есть у пациентов в конкретной территории. Некоторые коллеги этого не уловили, и их приходится отправлять обратно, чтобы они соотнесли свои планы со своими пациентами. Тогда мы поймем, сколько нам надо и каких отделений открыть, в каком объеме и где развернуть то или иное направление медицинской помощи.

– Интересный подход. Он родился после ваших поездок по краю?
– Да. Я не привыкла принимать скоропалительные решения – предпочитаю сначала детально во всем разобраться. Благодарна губернатору, что до назначения на должность министра он дал мне возможность несколько месяцев побыть его советником. За это время удалось максимально объехать все территории, посмотреть изнутри, как выглядит медицина края, какие проблемы на местах самые острые. Так что до того, как заняться штатными расписаниями, я сначала изучила ситуацию на местах и хорошо понимаю, как у нас обстоят дела. Подчеркну, что на данный момент ни одно штатное расписание не утверждено, потому что работа по балансировке штатов продолжается.
Кадры – это самый ценный наш ресурс. Их тяжело найти, собрать, очень тяжело выучить. Еще тяжелее объяснить выпускнику школы, зачем ему надо идти в медицину, что это не просто благородная, но еще и очень интересная профессия, которая будет всегда востребована. Это очень сложный процесс, поэтому наша задача – бережно по отношению к специалистам выстроить деятельность больниц, чтобы медицинская помощь стала максимально доступной жителям края.
Еще одна задача, которую предстоит решить, – управление потоком пациентов. Надо грамотно и рационально выстроить движение человека из кабинета в кабинет, от одного специалиста к другому. И это не просто логистика, это вопросы комфортности, человечности. Если хотите – гуманного отношения к пациенту. Каждый врач, я считаю, должен мыслить именно такими категориями, если он заинтересован в сохранении здоровья своего больного.

– А как можно управлять этим потоком?
– Например, когда врач, назначая лечение, сам записывает пациента на прием к другому врачу.
– В некоторых поликлиниках это уже есть.
– Удобно?
– Очень.
– Вот я и хочу, чтобы так было везде, по всему краю, чтобы всем пациентам было удобно. Кто сталкивался с работой московских поликлиник, знает, как там все организовано, как работают структуры, подведомственные департаменту здравоохранения. Там четко разные звенья медицинской системы взаимодействуют между собой, у них хорошо выстроен «производственный» процесс и работа с пациентом. Хочу, чтобы и в нашем крае здравоохранение стало работать по-столичному. Чтобы каждый элемент большого медицинского механизма эффективно сотрудничал друг с другом. Это сложная работа, и мы сегодня ставим ее в министерстве во главу угла.
Сейчас наш краевой аналитический центр готовит специальные краевые реестры пациентов. Как это можно использовать: в одной поликлинике, например, окулист уже закончил прием пациентов, а в другой есть очередь. Кол-центр может обзвонить людей и предложить им прием у освободившегося врача. Я понимаю, что отладка таких организационных мероприятий, выстраивание системы – задача не одного дня, но важно этим заниматься.
– Какие еще нововведения коснутся работы с пациентами?
– Считаю, что у нас есть внутренние резервы, в том числе именно за счет грамотной организации технологических процессов. Даже просто за счет внимательного отношения к пациенту, ради которого мы все работаем. Я всегда говорю врачам: к вам пришел человек со своей болью, если вы действительно хотите оказать ему помощь, то вы направите его на анализы и вечером, ничего страшного, пусть он два часа перед этим не покушает… Поэтому дала задание медицинским организациям, поликлиникам края забирать кровь на анализы с 8 утра и до окончания работы учреждения, а не до 10 или 11 утра. Потому что в процедурном кабинете медицинская сестра находится постоянно. Начали это внедрять в Красноярске.
За его пределами нововведение пока идет туго. Но мы добьемся, что так будет. Это как раз к вопросу о доступности медпомощи для населения. Люди говорят: почему мы не можем сдать кровь, сидим в очереди? А это происходит не потому, что там нет процедурной медсестры, а потому что так опять же организована логистика!
Еще одна ближайшая задача: отслеживание тяжелых пациентов, у которых несколько хронических заболеваний. Коморбидных, если говорить медицинским языком. Они должны определенное количество раз планово пролечиться в больнице – для улучшения состояния и снижения нагрузки на скорую помощь. В каждой поликлинике имеются реестры этих пациентов. Если мы видим, что процент госпитализации начал падать, на планерках спрашиваем главных врачей, почему люди с тяжелыми заболеваниями не направлены в стационар, почему с ними не ведется работа.
Также очень часто жалуются на невозможность записаться на прием. Если вы общались с врачами, то, наверное, знаете, что министерство здравоохранения требует от них какие-то слоты. У каждого участкового терапевта есть норма приема, и эта норма заводится в медицинскую информационную систему, в сетку расписания. И, к примеру, 60 % слотов в этом расписании должны быть конкурентными. Это значит, что пациент должен иметь возможность записаться к врачу на нужное ему время любыми доступными способами: через кол-центр, регистратуру, «Госуслуги». Так вот, у нас пока идет неравный бой, причем по всей стране, за то, чтобы такая сетка появилась везде. Даже пришлось это вывести в отдельный федеральный «инцидент 38», суть которого – сделать электронную запись к врачу максимально доступной.

– Ждать ли перемен в части диспансеризации?
– Внимание к так называемой превентивной, профилактической медицине – особое. Это базовое понятие диспансеризации, которое красной нитью проходит через все проекты. Оно нашло отражение как раз в задачах по строительству и капитальному ремонту медучреждений. Мы должны создать все условия, чтобы жителям было куда прийти, обследоваться, заранее выявить какие-то проблемы на начальных стадиях. Чтобы не «по хвостам бить», а начать лечение с упреждением.
Профилактические мероприятия должны работать, и мы за это будем бороться, постараемся сделать все, чтобы лечебные учреждения края гостеприимно распахнули двери для людей и так выстроили процессы профилактики, чтобы это было удобно пациентам, чтобы они были информированы о своем здоровье. Кстати, хочу обратиться к жителям края: требуйте от врачей результаты своей диспансеризации. Если вы ее прошли, сдали анализы, нужно обязательно подробно выяснить, есть ли какие-то отклонения или изменения и что с этим делать.
Надеюсь, в этом году сделаем, чтобы диспансеризацию можно было пройти за один день. В отдаленных труднодоступных районах это не везде получится, но там могут быть организованы выездные бригады для проведения сложных исследований.

– В прошлом году губернатор Михаил Котюков, будучи у нас в редакции, рассказал, что в крае будет сформирована система, условно говоря, медицинских округов. Что это такое?
– Как вы знаете, у нас в крае организована трехуровневая система оказания медицинской помощи. Первый уровень – это ФАПы и амбулатории. Второй – межрайонные и районные больницы. И третий уровень – больницы Красноярска, где пациент может получить высокотехнологичную медпомощь. Иногда мы видим, что человек с первого уровня почему-то переезжает сразу на третий. Хотя он вполне бы мог у себя в районе получить необходимую медицинскую помощь, а не ехать далеко.
У нас есть опорные населенные пункты – такие как Норильск, Ачинск, Минусинск, Канск, Лесосибирск и другие. Это стратегические территории и с точки зрения экономики, и медицины. Поэтому они станут базовыми точками в сетевой модели организации медицинской помощи. Будем их усиливать и кадрами, и оборудованием. Есть медицинская технология, в которой определено время доставки пациентов до места оказания медпомощи, есть так называемое терапевтическое окно – у каждого заболевания оно свое.
Главное, чтобы маршрутизация пациента проходила быстро и точно. Наша задача – выстроить ее с учетом территориальных особенностей, чтобы это было максимально удобно для пациентов. В том числе и для тех, кто живет в труднодоступных северных территориях. Их сложить в какой-то «медицинский округ» непросто – в силу больших расстояний и сложной транспортной доступности. Мы здесь сейчас изучаем расстановку сил и средств.
Кстати, именно для жителей удаленных территорий жизненно важно превентивное реагирование на проблемы с их здоровьем: диспансеризация, раннее выявление заболеваний. Да, у нас есть санавиация, и мы активно ее используем. Но я недавно говорила на заседании комитета Заксобрания по Арктике: когда к человеку летит санавиация, это значит, что мы, медики, где-то недоработали. Если бы он получил медицинскую помощь раньше, санавиация бы не понадобилась. Поэтому так важно понимать, какие специалисты у нас есть на каждой территории, какими силами и средствами мы располагаем, какой объем медицинской помощи мы можем оказать.

– Какое там есть оборудование, и кто на нем работает…
– И это тоже. Параллельно с изучением штатных расписаний мы в этом году планируем сделать тотальный аудит материально-технической базы. Где оборудование есть, а где чего-то не хватает. Может, оно где-то простаивает, а где-то, наоборот, перегружено? Или оно есть в соседнем районе, с которым хорошее транспортное сообщение. Например, есть эндоскопическая стойка – значит, можно туда привезти пациента на исследование, можно привлечь квалифицированного специалиста с хорошей зарплатой. И он будет в этом районе делать достаточное количество исследований, чтобы не потерять квалификацию.
То же самое с узкими специалистами. Вот, говорят, их не привлечешь. Смотря как организовать работу. Знаю, что многие главврачи уже научились договариваться: у тебя есть лор, у меня окулист. Давай в понедельник, среду, пятницу я подберу пациентов, и твой лор ко мне приедет. А завтра наш окулист поедет к вам. Обмен – это хорошо. Но это еще не системная работа. Ее как раз предстоит выстроить.
Без специальных технологий этого не сделать. Развитие медицинских информационных систем играет важную роль. Мы начали с покупки компьютеров для медицинских организаций, потому что не хватало автоматических рабочих мест. И сейчас сильно продвинулись в этом направлении, это видно и по объему медицинских документов в системе. Информации стало больше, мы можем уже с ней работать, чтобы эффективно управлять отраслью и бороться за здоровье жителей.

– Врачи иногда устают от этой борьбы. Некоторые выгорают…
– Есть такая проблема. Именно поэтому мы сейчас запускаем специальный проект по поддержке врачей, чтобы защитить их от профессионального выгорания. Коллеги говорят, что резонанс от этой инициативы большой среди врачей – она востребована. Начнем с 20-й больницы.
Считаю, кстати, что в «двадцатке», помимо улучшения работы с персоналом, есть возможность организовать внутреннее пространство таким образом, чтобы и приемное отделение расширить, и сделать комфортным пребывание пациентов. Чтобы он пришел к врачу и мог где-то сесть нормально, а не стоял с ребенком на руках. Причем это яркий пример, когда и существенных денег привлекать не надо, просто надо посмотреть на ситуацию глазами человека. Должно быть желание администрации больницы что-то поменять к лучшему. А кто не хочет ничего менять, тому поможем. Я человек действия, поэтому результаты обязательно будут.
– Наталия Станиславовна, спасибо. Надеемся, что это не последняя наша встреча, потому что вопросов от читателей по теме медицины, в том числе по льготным лекарствам, всегда очень много.
– Договорились.



