Никого уже не удивляет, когда после поисков в интернете определенной информации нас на разных ресурсах начинает сопровождать реклама, соответствующая истории этих самых поисковых запросов.
Бывает, что происходит это и после обычного телефонного разговора. Тогда сразу же закрадываются сомнения: а не прослушивают ли нас? Специалисты считают – развитие технологий позволяет слушать абонента даже при выключенном гаджете. И хотя ни один гигант IT-индустрии не признался в этом, нужно понимать: приватности в интернет-пространстве быть не может.
Совпадение?
Недавно коллега обсуждала по мобильному с подругой будущую обстановку в квартире. При этом ни до, ни после не искала ничего подобного в сети ни через телефон, ни через компьютер, не посещала мебельных магазинов. Тем не менее буквально через несколько минут после разговора в мессенджер пришло «заманчивое предложение» купить диван. О десятках таких совпадений может рассказать практически любой пользователь сотовой связи.
IT-консультант Евгений Кондратьев считает, что гипотетически и технически гаджет может вас «слушать», посылать сигналы хоть в космос, хоть рекламодателям:
– В телефоне есть микрофон, который сконструирован воспринимать звук. Распознавание по биометрии, в том числе и по голосу, – реальная технология. Машина научилась «слушать» и «понимать». Так что ничего удивительного в этом я не вижу.
С другой стороны, пока ни одна IT-компания или разработчик рекламных приложений не признались, что передают аудиоинформацию сторонним организациям. Попытки разоблачений были. Так, в 2016 году американская NBC попыталась уличить Facebook, который якобы через приложение слушает разговоры пользователей.
Журналисты и эксперты даже проводили эксперименты, которые, правда, не подтвердили их теорию. Они оставляли две популярные модели смартфонов в тихой комнате и включали аудиозапись рекламы кормов для животных. На телефонах были открыты все самые популярные приложения социальных сетей и интернет-поисковиков. После некоторого времени эксперты изучили предлагаемый устройствами контент – рекламы кормов так и не нашли. Аналогичный эксперимент проводился и в России – исследователи целенаправленно во время телефонных переговоров упоминали карнизы, вставляя этот предмет интерьера через предложение к месту и не к месту. Но после в перечне рекламных предложений в своих гаджетах никакого намека на карнизы не было. По идее, если бы приложения или телефоны нас «слушали», то выдавали бы контекстные предложения соответствующей тематики.
Однако чем объяснить историю моей коллеги? Совпадением? Но ведь их действительно много. В 2019 году в распоряжении прессы оказались записи голосовых запросов Google. Конечно, идентифицировать, кто говорил, было невозможно, но все же факт остается фактом.
В тишине
Евгений Кондратьев отмечает: в народе бытует миф о том, что спецслужбы могут прослушивать вас даже при выключенном телефоне, и чтобы точно обезопасить себя, нужно вынимать батарею из телефона:
– Это конспирологическая теория, о которой я судить не берусь. На практике все происходит немного иначе, если мы говорим о контекстной рекламе, запросах и прочем. Если владелец гаджета пользуется голосовым поиском, голосовым помощником, то его аудио волей-неволей попадает в облачную базу данных. Так работает система – запрос расшифровывается, а затем пользователю отправляется ответ. Гипотетически именно на этом этапе может произойти утечка. Я уверен, что в будущем это когда-нибудь произойдет, и не раз. Другой вопрос – насколько безобидной будет информация, сможет ли ее использование третьими лицами повредить пользователям?
По словам эксперта, нет однозначного ответа на вопрос, слушает ли нас кто-то. Получить внятные комментарии от представителей сотовых операторов, к которым мы обращались, нам не удалось. В одних компаниях отвечали, что это не их профиль, в других вообще отказывались от общения, предупредив, что не ведут записи приватных разговоров своих абонентов. Для тех, кто хочет обезопасить себя, Кондратьев советует выключать голосовой помощник (типа Оk Google), когда он не используется.
– В плане голосовой информации – как уходящей, так и входящей – действуют абсолютно те же правила цифровой гигиены. Не стоит, к примеру, «доверять» электронному помощнику или передавать даже близкому человеку в разговоре номера кредиток, счетов. Да, сегодня эти данные попадают в облачные базы в обезличенном виде. Но ведь технологии не стоят на месте – «привязать» информацию к конкретному человеку не составит труда. К тому же помните, что часть ваших запросов попадает к реальным людям, – это не секрет, ведь так компании анализируют эффективность работы системы в целом.
Он также отмечает, что соблюдать осторожность стоит не только при «общении» со смартфоном, но и со всевозможными колонками-помощниками, которые выпускаются практически всеми крупными IT-компаниями. Такие есть у Yandex, Google, Amazon и других. Опять же при установке новых приложений гаджет всегда просит разрешить доступ к микрофону, данным на устройстве.
Не стоит «доверять» электронному помощнику или передавать даже близкому человеку в разговоре номера кредиток, счетов. Эти данные попадают в облачные базы в обезличенном виде. Но ведь технологии не стоят на месте – «привязать» информацию к конкретному человеку не составит труда
МНЕНИЕ
Антон КОВАЛЕВ, руководитель отдела web-разработки Bellini group
Фейк и прозрачность
– Все это звучит очень достоверно, так как действительно много историй обычных людей. Но по факту это «фейкньюс» и не более того. Ни одна компания не признает использование записей для «рекламного движка». Вы только представьте, какие репутационные потери понесут самые крупные мировые компании, если окажется, что они так делают, я уж не говорю про финансовые. Технически передача записи с микрофона возможна, и некоторые продукты, например, навигаторы или голосовые помощники, так делают для обучения. Им надо сократить количество ложных срабатываний, поэтому они анализируют фон и, когда сомневаются, передают запись на сервера компании.
Приватности больше нет
– Для «прослушки» правоохранительными органами, безусловно, нужны особые обстоятельства. К примеру, если абонент подозревается в преступлении. Незаконным прослушиванием разговоров гипотетически могут заниматься конкуренты по бизнесу. Не думаю, что простых смертных кто-то перманентно прослушивает с целью разведать «секреты». А вот относительно контекстной рекламы, которая генерируется на основе наших переговоров, не удивлюсь, что это уже стало реальностью.
На самом деле сегодня при нынешнем развитии технологий, когда есть геолокация, когда вы храните ваши личные данные на сторонних сайтах, ничего удивительного в этом нет. К примеру, Google предлагает вам сохранить пароли от ваших личных порталов. Наивно полагать, что перехватить эти данные невозможно. Конечно, я не ставлю под сомнение техническую мощь и надежность IT-компаний, но все же…
Грань между прослушиванием, вмешательством в вашу личную жизнь становится все более тонкой как с общечеловеческой, так и с юридической точки зрения. Мне кажется, что такое вторжение в личную жизнь неэтично. С другой стороны, эту информацию никто не использует против вас. Ну по крайней мере, пока. Думаю, полная открытость и невозможность сохранить приватность – это то, с чем нам предстоит смириться и жить в ближайшее время.