Не надо бояться отстаивать свои права…

Не надо бояться отстаивать свои права…
Фото: ru.freepik.com

Для большинства людей заработать деньги – не так уж и просто, логично, что потратить финансы хочется только на качественные товары и услуги. Но не все, кто их предоставляет, работают честно, встречаются и те, кто пытается обмануть, ввести в заблуждение… Как выйти из таких ситуаций с наименьшими потерями?

Выход тут только один – повышать свою грамотность как потребителя. Уметь оценить надежность продавца или компании по предоставлению услуг – хотя бы по отзывам и элементарной проверке документов. А также четко представляя, что нужно делать при нарушении ваших прав.

К примеру, банальная ситуация: на кассе в супермаркете товар пробивают по иной стоимости – конечно, выше, нежели это указано на ценнике.

«Не успели поменять», – оправдываются продавцы, ссылаясь на загруженность или же на переоценку, которая произошла буквально только что. Но в такой ситуации потребитель имеет право обратиться к администратору магазина и потребовать продать товар по той стоимости, которая указана на ценнике. В случае если уже прошла оплата, магазин все равно обязан вернуть разницу в цене между чеком и ценником.

Ситуации могут быть разные, но на самом деле, как утверждают специалисты по защите прав потребителей, вплоть до 50 процентов спорных ситуаций решается в досудебном порядке, после того, как покупатель изложит свои претензии в письменном виде и отправит их руководителю учреждения, где был приобретен некачественный товар или оказана услуга.

А случиться может все что угодно: исполнитель установит шкаф-купе с плохо работающими створками, или же в магазине продадут туфли, краска с которых начнет исчезать буквально через неделю…

О типичном алгоритме действий потребителя при предоставлении некачественной услуги рассказывает Сергей Гутник, доцент кафедры деликтологии и криминологии юридического института СФУ:

– Нужно обратиться к продавцу (организации, выполняющей работы или оказывающей услуги) с письменным заявлением (претензией), где должно быть изложено, в чем конкретно товар или услуги оказались не соответствующими требованиям по качеству, а также просьба потребителя. Просьба излагается в зависимости от его решения, поскольку он по своему усмотрению вправе требовать устранения выявленных недостатков, соразмерного уменьшения цены либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной денежной суммы в полном объеме. Организация согласно ст. 22 закона РФ «О защите прав потребителей» должна в течение десяти дней с момента получения письменного заявления удовлетворить требования потребителя или вынести мотивированный отказ.

Бывают ситуации, когда для защиты своих прав приходится идти в суд. О недавнем случае рассказали в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Жительнице поселка продали некачественный телефон. Девушка обращалась с претензиями, но продавец не спешил их удовлетворять.

В итоге суд встал на сторону покупательницы, взыскав в пользу потребителя 442 830,39 рубля. Причем за товар ненадлежащего качества – в размере 36 142 рублей, штраф – 146 610,13 рубля, расходы по составлению искового заявления – 3 000 рублей, расходы по оплате судебно-технической экспертизы в размере 18 000 рублей, неустойка – 254 000 рублей, а также суд обязал оплатить курьерские расходы по доставке телефона.

– Потребитель вправе обратиться в суд с иском о защите своих прав в порядке гражданского судопроизводства в случае, если продавец (изготовитель, субъект, выполнявший работы, оказывавший услуги) не дал ответ на заявление потребителя либо отказал в удовлетворении его требований, – говорит Сергей Гутник. – При этом потребитель вправе обратиться в суд и представлять свои интересы как самостоятельно, так и заключая соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридические услуги. Кроме того, закон предусматривает возможность обращения в суд в интересах потребителя органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей (их ассоциаций и союзов).

Уже много ситуаций показывают: не надо бояться отстаивать свои права как потребителя. Ведь тем самым вы не только решаете свою проблему. Вы еще помогаете и другим клиентам: вернув деньги или товар, в следующий раз организация задумается, стоит ли обманывать другого клиента.


Что поменялось в законе?

С 1 сентября в закон «О защите прав потребителей» внесены изменения, которые больше не позволяют:

  • в одностороннем порядке менять условия договора с потребителем или отказываться от его исполнения.  Например, такой пункт нередко встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи;
  • принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством РФ;
  • ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Например, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «денежные средства за подарочные карты возврату не подлежат»;
  • обусловливать приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением других. Это происходит, например, когда авиакомпания увязывает продажу услуг воздушной перевозки с заключением договора личного страхования.

Информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru


Сравнить предложения банков поможет ЦБ

Не особенно осведомленных о нюансах различных банковских продуктов клиентов легко ввести в заблуждение.

ЦБ РФ для «обеспечения потребителям возможности сравнивать условия обслуживания данного банковского продукта и принимать обоснованное решение при его выборе» разработал табличную форму раскрытия информации об условиях обслуживания. Таблицу, в которой будут все ключевые условия, можно будет найти на официальном сайте, в мобильном приложении банка либо запросить в отделении. Там должна быть информация и о том, сколько стоит обслуживание карты, взимается ли комиссия за снятие наличных в банкомате другого финучреждения и т. д.

Лимиты сохранят средства

С 1 октября 2022 года клиенты смогут самостоятельно устанавливать в банке, в котором они обслуживаются, запрет на онлайн-операции либо ограничивать их параметры – максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени.

– Можно ввести ограничение на взятие онлайн-кредита, ограничить операции по переводу денег до размера минимальной приемлемой для человека суммы, установить лимит трат в сутки, в месяц или вообще ввести запрет на онлайн-операции, – поясняет Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России. – Это не даст злоумышленникам украсть значительную сумму, в зоне риска останется лишь тот лимит, который определил сам человек. А запрет на отдельные операции вообще исключит саму возможность стать жертвой некоторых видов мошенничества. Каждый сам сможет решить, какие операции ему нужны и сколько можно потратить таким способом. В случае потери банковской карты с нее не снимут деньги сверх установленного лимита. Введенные самоограничения помогут и в тех случаях, когда при помощи психологических приемов человека убеждают сделать перевод денег на «специальный счет» или взять кредит. Осмотрительным будет введение родителями определенных ограничений для онлайн-операций детям.

Часть банков будет предоставлять эту услугу в своих мобильных приложениях, клиент сможет сам настроить там ограничения. Какие-то финансовые учреждения предложат прийти в офис для оформления ограничений. После 1 октября можно обратиться в свой банк и уточнить детали.

Срок ухода на каникулы истекает

Если кто-то еще не успел оформить кредитные каникулы, это нужно успеть сделать до 30 сентября. Напомним, это касается займов, которые выданы до 1 марта текущего года. Попросить банк о каникулах можно в том случае, если доход снизился на 30 % по сравнению с доходом в предыдущем году. При одобрении заявки банк не начисляет пени, штрафы и не требует внесения платежа. Но проценты по кредиту начислять продолжает. Каникулы предоставляются по всем видам займов с учетом лимитов: по потребительским кредитам, ипотеке, автокредитам и кредитным картам. Максимальные лимиты по суммам разнятся: по автокредитам – 700 тысяч рублей, потребительским – 300 тысяч рублей, кредитным картам – 100 тысяч рублей. А для ипотечных кредитов – 6 млн руб. для Москвы, 4 млн руб. – Московской области, Санкт-Петербурга и регионов Дальневосточного федерального округа, и 3 млн руб. для других субъектов РФ.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления