Вот уже много лет 25 мая значится в календаре как особая дата – Международный день пропавших детей. Идея посвятить этой проблеме специальный день появилась в США еще в 80-е годы прошлого века после исчезновения шестилетнего мальчика, который возвращался из школы, но до дома не дошел. Найти его так и не смогли. В Америке был создан Национальный центр поиска пропавших детей, эту инициативу поддержали в других странах, появился Международный центр поиска.
В России ежегодно, по разным данным, пропадают от 15 до 20 тысяч несовершеннолетних. К счастью, большинство из них благополучно возвращаются домой. Но есть и те, кого ищут не один год.
Стал «своим» за три дня
Многим почему-то кажется, что дети теряются исключительно у родителей с асоциальным образом жизни. И что в «нормальной» семье такого точно не бывает. Но это глубокое заблуждение. Достаточно заглянуть в оперативные сводки или посмотреть материалы СМИ.
Например, в нашем крае более 10 лет числится в розыске двухлетний малыш. Он пропал при непонятных обстоятельствах в лесу, где забуксовала машина, в которой мальчик ехал с родителями к дедушке. Пока взрослые ее выталкивали, малыш находился рядом и в какой-то момент бесследно исчез. Его ищут до сих пор.
Один из недавних случаев: поиски восьмилетнего Марка, который в конце апреля ушел со своего двора на правобережье Красноярска. Его обнаружили на улице Ленина в старинном заброшенном доме, где мальчика удерживал ранее судимый мужчина. До этого он следил за ребенком несколько дней.
И это лишь два примера, но таких случаев по стране тысячи.
Волонтеры-поисковики, которые помогают полиции в розысках, разрабатывают специальные лекции для родителей по безопасности детей.
– Сейчас говорим: надо учить детей, что есть родные – и все остальные, – рассказывает Оксана Василишина, руководитель организации «Поиск пропавших детей – Красноярск». – И с остальными уходить нельзя ни при каких обстоятельствах. В случае с Марком мужчина, который его увел, появлялся на детской площадке несколько дней, и этого было достаточно, чтобы стать для детей «своим».
Специалисты предупреждают: маленьких детей, несмотря на все предупреждения, очень легко обмануть. Им можно десятки раз сказать о необходимости соблюдать осторожность по отношению к чужим, рассказывать поучительные истории, а через несколько дней те охотно протянут ладошку тому, кто хочет увести «посмотреть котенка» или «купить мороженое». И доказательство тому – многочисленные эксперименты. Но в любом случае разговаривать об этом с детьми все равно надо.
– Нужно всегда предупреждать детей об опасности, учить: если чужой человек хочет пообщаться, назойлив, не оставляет в покое – обратиться за помощью можно к другим взрослым – мамам с колясками, к примеру, – поясняет Наталья Шапруто, начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Красноярскому краю. – Уже с двух лет можно вместе с малышом выучить, как зовут его родителей и адрес: на случай, если он потеряется в толпе, в крупном торговом центре. Можно в кармашек одежды вкладывать записку с номером телефона.
Заглянуть в соцсети
О плохом никому не хочется думать, но лучше всего, чтобы каждый родитель четко знал определенный алгоритм поиска ребенка. Некоторые почему-то легкомысленно выжидают, считая: наиграется – и прибежит. Да, чаще всего именно так и бывает, но, увы, никто не гарантирует, что именно так все и случится.
Даже невинная прогулка со школьным другом может обернуться бедой: дети могут обследовать опасные объекты, играть близко к обрыву у реки, не успеть увернуться от пьяного водителя-лихача. Поэтому нужно сразу обзвонить друзей или соседей, у которых предположительно может быть ребенок.
Если у него уже есть телефон, но по каким-то причинам он не отвечает или недоступен, нужно зайти в личный кабинет абонента и посмотреть, с кем он общался в ближайшее время. (Для этого всегда нужно оформлять сим-карту на себя.) Если есть страничка в соцсетях – заглянуть туда. Возможно, последние записи помогут понять, что происходит. Однако не стоит тратить на самостоятельные поиски много времени. Если причина пропажи ребенка носит криминальный характер, то в запасе порой есть всего несколько часов.
– Хочу подчеркнуть, в случае пропажи ребенка незамедлительно надо обращаться в полицию: нельзя ждать не только трех суток, но даже трех часов, – поясняет Наталья Шапруто. – Чем раньше обратитесь, тем раньше начнутся поиски и тем больше шансов найти его живым и здоровым. Был у нас такой случай, когда родители искали своими силами, а заявили только утром. Оказалось, что ребенок утонул вечером – возможно, если бы сразу вышли на поиски, трагедии бы удалось избежать. Другой случай: мальчик исчез из школьного двора, оказалось, он упал в канализационный люк. Мы его два года искали, а обнаружили случайно, когда туда что-то начали сливать… Забили бы тревогу сразу – может, успели бы найти его еще живого.
Розыск ребенка продолжается до тех пор, пока его не найдут, и длится порой годами. У нас есть ситуации, когда детей увозят родители в другую страну, например, в Таджикистан, а там могут поменять имя и, заявив об утрате, даже документы. Все равно в отношении такого ребенка не прекращаются поиски.
Очень важно ничего не скрывать при обращении. Если была крупная ссора из-за учебы или же истерика из-за игрушки, которую так и не купили, – не надо об этом умалчивать. Такие обстоятельства могут быть важны для поиска. И еще. Порой родители не реагируют вовремя, потому что не хотят «лишний раз беспокоить». Например, одна моя знакомая потеряла маленького сына в торговом центре и даже спустя час безуспешных поисков не хотела обращаться в полицию, опасаясь последствий в виде… визита опеки «из-за ненадлежащего исполнения обязанностей». Хотя единственное, чего нужно бояться в такой ситуации, – того, что ребенка можно больше никогда не увидеть.
Следить будет ГЛОНАСС
«Мы еще не искали ни одного ребенка с трекером», – рассказывал руководитель поискового движения в одном из интервью.
Возможно, подобные технические средства и не панацея от различных ЧП, но их наличие точно упростит жизнь – особенно если речь идет об очень активных детях.
Сейчас немало таких устройств, которые помогают контролировать местоположение ребенка. К ним относятся:
– устройства, оснащенные GPS/ГЛОНАСС-модулем.
Это как современные сотовые телефоны, так и специализированные трекеры для детей в виде браслетов, брелоков, кулонов, часов. Такие гаджеты по запросу или с какой-либо периодичностью получают координаты спутника и передают их по сети сотовой связи. Для синхронизации этих устройств со смартфоном родителя доступны различные мобильные приложения, в том числе бесплатные. Точность определения координат при этом способе достаточно высока – всего несколько метров, однако внутри закрытых помещений трекеры могут терять связь со спутником и в таком случае передают координаты последней точки, которая была определена, пока сигнал не пропал;
– сотовые операторы предлагают собственные услуги для отслеживания местоположения человека. Например, есть специальный сервис «Радар», при определении координат он использует данные GPS/ГЛОНАСС, Wi-Fi-приемника и GSM-модуля сотового телефона ребенка. Для настройки в специальном приложении или на сайте необходимо ввести номер телефона ребенка – на него будет отправлен запрос. После получения разрешения родители могут отслеживать местоположение детей на своем смартфоне.