Не энергетикой единой

Не энергетикой единой

На днях глава МИД Германии Анналена Бербок заявила о том, что ФРГ сокращает «до нуля» зависимость от российских энергоносителей. Заявление это, разумеется, прозвучало в Киеве, к вящей радости «упоротых». Между тем ни г-жа Бербок, ни уж тем более представители нынешней украинской «элиты» в силу дефицита образованности и слабой социальной ответственности не представляют последствия этой «перемоги», если она осуществится в действительности.

Пешком назло кондуктору

Напомним, что весь постсоветский период Украина неплохо пользовалась российской газовой трубой, не только получая маржу за перекачку, но и попутно приворовывая газ. Если Европа откажется от российского газа, то единственным источником дохода незалежной от трубы станет ее распил и сдача в металлолом. При этом не только денег не будет, но еще и газа не будет.

Германский азарт тоже непонятен. Предположим, в ФРГ решили свести Шварцвальдский лес на дрова для отопления. Но не стоит забывать, что в Германии есть и экономика. Пока еще самая мощная в Евросоюзе. Но, как утверждают эксперты, только до тех пор, пока немцы не отказались от российских углеводородов.

Дело в том, что люди, не отягощенные излишним образованием, полагают, что нефть и газ – это всего лишь топливо, которое можно радостно заменить, например, «зеленой энергетикой».

При этом никакие доказательства того, что альтернативная энергетика не способна в ближайшие десятилетия заменить традиционную, экстремисты от экологии не воспринимают.

Однако все еще интереснее. Значительная доля углеводородов расходуется не в топках ТЭЦ, двигателях автомобилей и турбинах самолетов. Считается, что порядка 16 % всей добываемой нефти в мире расходуется на другие цели.

Нефть для жизни

Трудно представить, сколько разнообразной продукции изготавливается из нефти и газа. Начнем с вещей очевидных. Без нефти не было бы современных дорог. Ведь важнейшим компонентом асфальтобетонного покрытия является производное нефти – БИТУМ.

Современный мир немыслим без ПЛАСТИКОВ. Наиболее распространенными среди них являются полиэтилен, полипропилен, полиуретан. Все они производятся из углеводородного сырья. А это означает, что огромное количество товаров: пластиковая тара, детские игрушки, пластиковые окна, напольные покрытия, корпуса оргтехники, детали автомобилей и многое, многое другое – производить без нефти и газа невозможно.

Обратимся к базовым потребностям человека. Например, к потребности в одежде. Казалось бы, при чем здесь нефть? А при том, что одежда делается из ТКАНИ. Значительная часть современных тканей имеет искусственное происхождение. А сырьем для них является… ну конечно же, нефть. В итоге черное золото используется в производстве примерно 40 % мирового объема текстиля.

Помимо одежды, человеку необходима и обувь, важнейшей деталью которой является ПРОЧНАЯ ПОДОШВА. Основные материалы, из которых изготавливаются миллиарды подошв, – искусственный каучук, получаемый из нефти, или полиуретан, имеющий то же самое происхождение. Кстати, автомобильная «обувь» – ШИНЫ – также изготавливаются из синтетического каучука.

Если с одеждой и обувью все понятно, то, на первый взгляд, трудно найти общее между нефтью и газом, с одной стороны, и ПИЩЕЙ – с другой. Но это только на первый взгляд.

Пищевые красители, консерванты, эмульгаторы, загустители, жевательная резинка – все они тоже имеют углеводородное происхождение.

Но и это не все. Уже несколько десятилетий назад люди научились получать БЕЛКИ из нефти. Правда, искусственное мясо пока из этих белков создавать не научились.

Зато в качестве белковых добавок в животноводстве «нефтегазовые» белки рассматриваются вполне серьезно. Недавно в России запустили опытно-производственную линию по получению кормового белка из метана, являющегося основой природного газа.

Если продолжать «продовольственную» тему, то нельзя не обойти стороной вопрос об УДОБРЕНИЯХ. Сегодня это стратегический товар, поскольку достичь высокой урожайности продовольственных культур без удобрений попросту невозможно. Столь же важны в сельском хозяйстве и ЯДОХИМИКАТЫ. И то, и другое получают также из углеводородного сырья.

Если мясо из нефти – перспектива будущего, то в медицине она используется еще со времен Древнего Египта. Знаменитый Гиппократ рекомендовал употреблять нефть и снаружи, в составе мазей, и даже внутрь, при болезнях кишечника и желчного пузыря. Ею пытались лечить ревматизм, катаракту и даже туберкулез.

Сегодняшние врачи, разумеется, не станут назначать «каменное масло» внутрь. Но вот что любопытно. В XIX веке из выделенного из нефти фенола были получены ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, такие как всем известная ацетилсалициловая кислота, фенилсалицилат, применяемый при лечении желудочно-кишечных заболеваний, и парааминосалициловая кислота, входящая в состав противотуберкулезных препаратов. Так что древние не слишком заблуждались.

А из другого производного нефти – анилина – были получены первые антимикробные препараты сульфаниламидной группы, анестезин, новокаин, парацетамол. Кстати, анилин – это еще и основа очень стойких красителей.

«Что немцу смерть, то русскому…»

В общем, нет такой сферы человеческой жизни, где не использовалась бы продукция, полученная из нефти и газа. Помимо уже перечисленного, это и смазочные масла, и парфюмерия, и взрывчатые вещества, и лакокрасочные составы…

И вот теперь вопрос: «обнуляя» российские нефть и газ, германские политики просчитывают последствия для собственной промышленности?

Напомним, что превращение Германии в великую индустриальную державу на рубеже XIX–XX веков было связано с внедрением передовых на тот момент индустриальных отраслей, в том числе химической промышленности.

На сегодня химическая индустрия ФРГ занимает вторую позицию в экономике страны после машиностроения. По объему производства химической продукции ФРГ занимает 4-е место в мире (после Китая, США и Японии) и первое в ЕС. Но это на сегодня. А что будет, если немцы сами себя отключат от российских нефти и газа?

Тогда у нас не будет больше ни стали, ни химической промышленности, – так ответил на этот вопрос руководитель одного из крупнейших германских концернов E.ON Леонард Бирнбаум.

А что Россия? По оценкам, в том числе и некоторых западных аналитиков, даже в случае полного эмбарго на нефть и газ в Европу Россия сохранит профицит внешнеторгового баланса. Европе же придется искать новых поставщиков, усложнять логистику, что неминуемо скажется и на стоимости углеводородного сырья, и на конкурентоспособности европейской экономики.

Фото Олега КУЗЬМИНА и из открытых источников

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского