Нечистый вопрос: Куда сливать, если нет канализации?

Нечистый вопрос: Куда сливать, если нет канализации?
Фото экоактивистов Ермаковского района

Жители села Ермаковского борются за право жить на чистой земле и дышать нормальным воздухом. В марте они обратились в редакцию НКК с проблемой: в районе отсутствуют очистные сооружения, а жидкие бытовые отходы, которые откачивают из септиков, перевозчики сливают в ближайшем лесу за селом. Запах стоит – хоть святых выноси!

О тарифах и петиции жителей

Светлана Яковлева, жительница села Ермаковское, проблемой утилизации жидких бытовых отходов интересуется не первый год.

– Я раньше в селе Нижний Суэтук жила. Когда откачивали септики, понимала, что все везется либо на свалку, либо на край деревни. Думала, только в маленьких деревнях так. А переехала в Ермаковское – и здесь такая же ситуация, – возмущается Светлана. – Да у нас по всему Ермаковскому району машины либо в речку Ою, либо в укромные местечки в лесу сливают. Нет у нас очистных сооружений и централизованного водоотведения. Я как-то на встрече задала вопрос главе района Михаилу Виговскому о перспективах строительства очистных, он только рукой махнул: нет такого финансирования.

В Ермаковском все знают, куда сливаются нечистоты – прямо за магазином, что рядом с трассой. Пройдешь метров 400 – и вот она течет, речка-вонючка. Лесок, который окружает село, по колено стоит в зловонной жиже. Эта субстанция даже зимой не замерзает: только припорошит ее снежком, а ассенизаторы снова льют.

Свои отходы в септики сливают здесь все здания – и частные дома, и многоквартирные, и бюджетные учреждения, а также новенькие детский сад и спортивный комплекс. Экоактивистка возмущается: когда строили эти объекты, даже не подумали, куда стоки будут утилизировать.

– Я с надзорными органами активно работаю – с минэкологии и местным УБЭП. 7 марта я засвидетельствовала факт слива, сообщила номера машины в полицию. После этого все и зашевелилось, – рассказывает жительница Ермаковского. – Частники перестали откачивать, а официальная структура подняла цены.

Если раньше для населения стоимость откачки кубометра ЖБО стоила 160 рублей, в марте 2023 года выросла аж до 735 рублей. ООО «Жилкомхоз», который вывозит отходы, уведомил жителей: теперь место слива будет находиться в поселке Шушенское на очистных сооружениях – в 50 км от Ермаковского. Выросли расходы на транспортировку и размещение стоков, поползли вверх и цены. Очистка септика стала дорогим удовольствием: единовременно нужно заплатить до семи тысяч рублей, а откачка нередко требуется дважды в месяц.

Ермаковцев такое положение дел не устроило. Люди стали возмущаться. Организовали группу в социальных сетях, создали петицию, собрали подписи под ней и разместили на интернет-платформе: канализация должна в трубе течь, а не по полям разливаться!

Экоактивисты с прошлого года бомбардируют письмами депутатов районного совета и прокуратуру с требованием включить в бюджет строительство очистных сооружений. Надзорный орган отвечал: по результатам проведенной проверки прокуратура подала иск с требованием обязать районную администрацию организовать утилизацию ЖБО, и в 2021 году суд эти требования полностью удовлетворил.

Однако очистные сооружения так и не появились. Районная администрация отчитывалась перед народом: подает заявки в правительство региона, но их не удовлетворяют.

«Пилот» на погибших бактериях

А зловонное озеро в лесу все растет и растет. Страдает от этого не только окружающая среда, но и люди, которые дышат смрадом. А с недавних пор на землях, куда сливались ЖБО, начал строиться новый микрорайон Северный. Кто знает, как повлияет на здоровье новоселов опасное соседство.

Федеральное законодательство всю ответственность за организацию водоснабжения и водоотведения возложило на муниципалитеты. Но денег в районах, а уж тем более в сельсоветах на эти цели нет. Средства даже на самые простые нужды приходится просить у регионального бюджета.

На наш запрос и. о. министра промышленности, энергетики и ЖКХ края Александр Ананьев ответил: да, Ермаковский сельсовет запрашивал деньги на проектно-сметную документацию и строительство очистных сооружений. Документы приняли, рассмотрели, но просьбу не удовлетворили.

Дело в том, что в 2023 году в рамках исполнения подпрограммы «Чистая вода» госпрограммы «Реформирование и модернизация системы ЖКХ и повышение энергетической эффективности» в бюджете предусмотрены субсидии в размере 100 млн рублей. А Ермакам на строительство очистного сооружения требуется не менее 300 миллионов. Да и расходование этих средств станет пустой тратой бюджетных денег. Ситуация в Ермаковском районе как две капли воды (или стоков) похожа на балахтинскую историю.

В поселке Балахта несколько лет назад сделали канализацию с очистными сооружениями, куда свозились ЖБО частного сектора. В отсутствие централизованного водоотведения септики строились хозспособом – без каких-либо проектных решений. В результате – заиливались и загрязнялись. И вся эта смесь при откачке попадала на очистные сооружения. В результате канализация вышла из строя – в ней погибла биомасса, те полезные бактерии, которые перерабатывали и очищали отходы.

Как поясняют специалисты, оборудование, установленное на очистных сооружениях, не позволяет перерабатывать ЖБО только из септиков. Его нужно хоть немного размывать стоками из централизованной системы (они существенно отличаются по консистенции) или подготавливать – подогревать и разбавлять.

Сейчас балахтинские очистные объявлены «пилотным проектом», где будут вырабатываться технические решения по очистке нечистот только от частного сектора. Для этого приобретено дополнительное оборудование. А затем на примере этой канализации станут строить очистные в других сельских территориях края. В том числе и в Ермаковском.

Возможно, будет компенсация

А пока администрации Ермаковского района порекомендовали утилизировать ЖБО на шушенских очистных. Возводились они еще в советскую эпоху – с надежностью и размахом, присущими временам великих строек. Места для отходов соседей здесь хватит. Вот только как быть с заоблачным тарифом?

На вопрос НКК Александр Ананьев пишет: «Вопрос компенсации гражданам оплаты за вывоз отходов, в связи с отсутствием механизма прямых субсидий, прорабатывается министерством».

Шаги по уменьшению тарифа делает и администрация района.

– Мы направили запрос в правительство края на выделение средств на приобретение трех крупнотоннажных ассенизаторских бочек, – поясняет заместитель главы Ермаковского района по оперативному управлению Сергей Абрамов. – У нас на откачке септиков работают машины по пять кубометров, за день в Шушенское делают по четыре-пять рейсов. А тут будут загружать стоки в 30-кубовую бочку и одним рейсом все везти на очистные. Цена немного упадет.

Выше крышки

Озвученные планы промежуточные и полностью проблемы утилизации жидких бытовых отходов не решают. А вопрос этот остро стоит во многих районах Красноярского края. В апреле в министерстве экологии и рационального природопользования стартовали проверки соблюдения экологического законодательства. В Ирбейском районе задержали водителя, который сливал жидкие бытовые отходы в неположенном месте – на грунт. Перевозчика оштрафовали, при повторном нарушении пригрозили изъять автомобиль.

В Ирбейском районе, как и во многих райцентрах восточной группы, отсутствуют очистные сооружения канализации. Десять лет назад выход нашли: при проектировании рекультивации местного карьера твердыми коммунальными отходами разработчики согласовали со всеми надзорными органами технологию увлажнения ТКО жидкими отходами – для лучшего гниения и переработки. С тех пор стоки возили на свалку.

Но за минувшее десятилетие законодательство поменялось уже несколько раз, и такая рекультивация сейчас под запретом.

– Законы меняются каждый день, а проблема остается. Куда возить ЖБО? – задает вопрос заместитель главы Ирбейского района по ЖКХ Алексей Шестаков. – В Канске, Бородино, Красноярске есть очистные, и мы могли бы доставлять туда жидкие отходы. Но это в разы увеличит стоимость услуги. Что делать населению, если откачка вырастет до 10 тысяч рублей?

Сейчас муниципалитет заключил договор с Агинскими очистными в соседнем Саянском районе. Туда транспортируют стоки бюджетных учреждений. А жители просто перестали заказывать машины. Септики многоквартирных домов переполняются и выплескивают из себя вонючее содержимое на улицу.

Очистные как счастье

Сейчас на территории Красноярского края работает 65 очистных сооружений канализации, 40 из них в сельских поселениях. В этом году на получение субсидии по подпрограмме «Чистая вода» в минпром поступили 62 заявки, 59 допустили к конкурсу. Столько территорий нуждаются в модернизации систем водоснабжения и водоотведения. При этом бюджетом предусматривается ежегодно вводить по три очистных сооружения.

На 2023–2024 годы запланирована разработка проектно-сметной документации на шесть сооружений – в Ужурском, Емельяновском, Енисейском, Краснотуранском, Манском районах и Шарыповском муниципальном округе. А также строительство 10 очистных в Емельяновском, Рыбинском, Нижнеингашском, Курагинском, Богучанском, Шушенском, Казачинском, Партизанском, Ужурском районах и городе Боготоле.

В остальных сельских территориях надеются: скоро и им выпадет счастье обзавестись канализацией. В Министерстве строительства и ЖКХ России поговаривают о том, что в 2025 году внесут изменения в федеральный проект «Оздоровление Волги». Возможность претендовать на федеральные средства для строительства очистных сооружений канализации появится и у регионов, расположенных в руслах рек Обь, Енисей и Амур.

А пока село так и будет сливать отходы на рельеф.


Тонем в нечистотах!

Отсутствие системы канализации нечистот – общероссийская беда. То с Алтая приходит известие, что территория тонет в отходах, то Волгоград жалуется на характерный запах. В конце прошлого года Госсовет Татарстана так достала эта сельская неустроенность, что он решил обратиться к Правительству РФ и Госдуме с предложением запустить реформу нецентрализованной системы водоотведения.

В письме на имя Михаила Мишустина отмечается, что порядок обращения с жидкими бытовыми отходами практически не регламентирован на законодательном уровне. В особенности это касается жилых домов, не присоединенных к централизованной системе водоотведения (выгребные ямы, септики и тому подобное). Отсутствуют однозначная трактовка понятия «жидкие бытовые (коммунальные) отходы», а также методики по определению норм образования и накопления таких отходов.

По мнению экспертов, в рамках правового регулирования необходимо рассматривать тарификацию, транспортирование, очистку, утилизацию – полный цикл обращения со стоками. И обязательно ввести государственное регулирование тарифов для нецентрализованной системы водоотведения (а оно сейчас отсутствует).

Актуальность этой реформы колоссальна. По подсчетам специалистов, в стране только 65 процентов жилого фонда оборудовано централизованной канализацией. А в сельских населенных пунктах этот показатель всего 18 процентов.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи