С 14 по 18 февраля Норильск оделся в «Черное пальто». И дело совсем не в цветах одежды, которую носят норильчане. В этом заполярном городе в середине февраля высадился культурный десант из Москвы. Актеры, писатели, дизайнеры, модельеры, журналисты. Северный город впервые встречал событие столь масштабное и интересное.
Норильский городской фестиваль моды и современного искусства «Черное пальто» назвали по аналогии с фильмом, премьера которого состоялась в Заполярье в эти февральские дни. Съемки кино по одноименному рассказу писательницы Людмилы Петрушевской проходили с декабря 2017 года по декабрь 2018-го в Норильске и Москве. Первыми с готовой работой решили познакомить именно жителей Заполярья. Премьера вылилась в большой фестиваль современной культуры.
Стоп. Снято!
Короткометражка «Черное пальто» – первая экранизация рассказа писательницы и драматурга Людмилы Петрушевской. И снималась она именно в Норильске. Северный город не случайно был выбран режиссером Ольгой Проскурниной. Так все удачно срослось – мистическая история о путешествии по загробному миру самоубийц идеально вписалась в тот ландшафт, который увидела в Заполярье бывшая журналистка.
– Как началась эта великая авантюра? Это был ноябрь 2016 года. В галерее на Солянке проходил фестиваль, который устраивал средний сын Петрушевской. Артисты и писатели рассказывали о фильмах, которые изменили их как художников, – вспоминает режиссер «Черного пальто» Ольга Проскурнина. – И Людмила Стефановна читала со сцены свой рассказ «Черное пальто», рассказывала, что «вырос» он у нее из фильма «Странное обаяние буржуазии». Когда она дочитала рассказ до конца, расплакалась. Я и сама пребывала в таком же состоянии. Тогда я и поняла, что эту историю я буду снимать.
Режиссер как раз обдумывала детали фильма, когда в марте 2017 года впервые в жизни приехала в Норильск.
– Я мечтала здесь побывать, – поясняет Проскурнина. – Я выросла в Мончегорске за полярным кругом. У нас Норильском пугали детей. И я мечтала приехать в это страшное место. И вот я здесь. Я хочу снимать «Черное пальто». Я хожу по Норильску, вижу замерзшие, занесенные снегом сталинские дома. И думаю: вот это пространство между жизнью и смертью – абсолютно белое, чистое, без каких-либо примесей. И только героиня в черном пальто, идущая по бесконечным белым пространствам.
С этого и начинается фильм: женская фигура в черном бредет по бескрайним снегам мимо чахлых кустиков, выходит на кладбище с покосившимися крестами (старое кладбище Норильска) и вдруг оказывается рядом с занесенным снегом колумбарием (есть и такое в этом северном городе). Здесь нет домов сталинской постройки, о которых упоминала Проскурнина, нет живых людей. Женщина в черном пальто так и не встретила ни одного норильчанина. Ведь это ее путь между жизнью и смертью, путь самоубийцы.
В главных ролях снялись актеры Заполярного театра драмы Юлия Новикова и Денис Ганин. Их работу Ольга Проскурнина увидела в Москве на «Золотой маске», куда норильский театр приехал со своим спектаклем «Дядя Ваня». Фильм изменил судьбу Юлии и Дениса: сейчас они актеры Новосибирского театра «Красный факел».
На роль женщины со спичками Проскурнина пригласила известную по телесериалам актрису Светлану Камынину. И та согласилась. Актриса говорит: у нее особое трепетное отношение к прозе Петрушевской со студенческой юности.
– Творчество Петрушевской преследует меня всю жизнь, – рассказывает Светлана Камынина. – Прекрасный «Свой круг» я читала на экзамене в училище, студентами мы даже пытались сделать постановку «День рождения Смирновой», но у нас ничего не получилось. И тут ко мне обратилась Оля, которая увидела меня в иммерсивном спектакле «Вернувшиеся», где тоже много мистики. «Черное пальто» – очень необычный фильм. И мне, актрисе, больше известной по телеролям, подарок судьбы сыграть в мистическом сценарии.
На премьеру фильма в Норильск приехала вся съемочная группа, а также автор рассказа «Черное пальто» Людмила Петрушевская с дочерью Натальей. Именно ей, восьмилетней Наташе, Людмила Стефановна рассказывала о блужданиях самоубийц в потустороннем мире.
Норильчане, пришедшие на премьеру, примеряли черное пальто – символ фильма, а теперь уже и их города. А гости признавались в любви к Заполярью.
– Я очарована и покорена видами Норильска, – призналась Светлана Камынина. – Мне кажется этот город совершенно сказочным, хрустальным, где царит безвременье. В этом я нахожу бесконечное очарование.
10 марта фильм «Черное пальто» будет показан на Cinequest Film Festival в Калифорнии. Кино, снятое в Норильске, попало в конкурс пилотов-сериалов этого проекта, ведь, как говорит Ольга Проскурнина, изначально у нее была идея снять не просто красивое кино, а сериал по страшным сказкам Петрушевской.
Ну давай, мама!
Приезд в Заполярье Людмилы Петрушевской стал особенным подарком для норильчан. Человек это легендарный. Русский прозаик и поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений. Лауреат писательских и театральных премий.
В 80 с лишним лет она ведет активную творческую жизнь, осваивая новые искусства. В 69 лет она стала профессионально заниматься вокалом и создала «Кабаре пани Петрушевской».
Кстати, норильчане смогли познакомиться с разными талантами Людмилы Стефановны. На концерте в кинотеатре «Родина» Петрушевская исполнила песни на популярные в XX веке мелодии, тексты к которым она написала сама или перевела, – «Шанзе Лизе», «Разноцветные кибитки», «Две гитары», «Бесаме мучо».
В норильской библиотеке писательница встретилась с читателями и организовала детский праздник-спектакль «Поросенок Петр». А в Заполярном театре драмы имени Маяковского прошел спектакль по ее пьесе «Он в Аргентине».
– Мне очень интересно побывать на Севере-мученике, принесенном в жертву страшному Молоху, которым являлся Советский Союз. Я преклоняюсь перед теми гулаговцами, которые остались здесь, в вечной мерзлоте. У меня в семье трое родных расстреляны, одна сидела в ГУЛАГе 16 лет, – говорит Петрушевская. – И на свободе нам приходилось несладко. Я родилась в 1938 году, помню, как мы скитались.
Моя бабушка лежала в голодной водянке. Она знала наизусть «Мертвые души» и «Портрет» Гоголя. И рассказывала эти произведения мне. А я потом ходила по дворам, просила милостыню и рассказывала «Портрет» Гоголя. Видимо, это произведение серьезно повлияло на меня. У меня трое детей, и когда они росли, каждый наш вечер завершался тем, что я рассказывала им истории. Им очень хотелось страшного. 36 лет подряд я рассказывала сказки (разница между старшим сыном и младшей дочерью 18 лет). А они слушали во все уши и требовали: «Ну давай, мама!»
Я хочу сказать вам: рассказывайте своим детям сказки, это их воспитывает, это делает им подарок на всю жизнь. А рассказавши сказку, бегите на кухню и записывайте. Так и получится книга. У меня более 300 сказок, а если бы я записывала каждый день, их было бы больше, чем у Шахерезады.
Это не просто вау, это вау-вау-вау!
Проскурнина считает: когда проект складывается как самостоятельное живое существо, вокруг него образуется воронка, которая начинает втягивать в себя новые события и персонажей.
Так из премьеры фильма «Черное пальто» вырос одноименный Норильский городской фестиваль моды и современного искусства.
Главным партнером его, как и спонсором съемок короткометражки, стала ГМК «Норникель». Кстати, Медный завод компании выбрали площадкой для одного из событий фестиваля – фэшн-шоу российских дизайнеров от агентства Lumpen.
Подиумом стала производственная галерея между АБК и цехами Медного завода. Здесь и прошел показ моделей.
Организаторы говорят: репетиции происходили в такой близости к рабочим предприятия, что у них даже возникла идея перемежать выход моделей с шествием обычных работников в форменной одежде. Но этого не случилось. Впрочем, и без этого шоу получилось уникальным.
– Это единственный случай в истории российских промышленных предприятий, когда молодые дизайнеры и модели ворвались в середину производственного процесса и десантировались на действующее производство в самое сердце металлургической индустрии, – поделилась режиссер фильма и директор фестиваля Ольга Проскурнина. – Идея состояла в том, чтобы молодые российские дизайнеры, уже востребованные в мире, создали коллекции на основе норильского материала.
Все коллекции сделаны специально для этого показа. Дизайнеры буквально внедрялись в Норильск, изучали его, дышали его воздухом. Например, MARDO использовал в своей коллекции основной цвет Норильска – лазурно-бирюзовый, его коллекция посвящена норильской архитектуре, его разноцветным домам. Genesic 2.0 – это бренд, который создают два парня, они вдохновлялись уличными норильскими типажами.
Марке дизайнера Антона Лисина всего два года, но она уже очень востребована в Японии, вокруг нее существует даже фан-движение. У него утепленная коллекция. А Nensi Avetisian училась в Лондоне, она создает коллекции на стыке моды и искусства. Наверное, поэтому не всегда удобно ходить в этой одежде, но интересно смотреть.
– Моя коллекция про переработку отходов, – говорит Нэнси Аветисян. – Я делаю украшения из пластиковых пакетов и крышек от бутылок – плавлю их и прессую. На мою коллекцию ушло пять килограммов крышек. Переработка – самая актуальная тема. Сегодня модно быть экологичным. А я в своей коллекции хочу показать, что мода не может быть экологичной. Это вторая загрязняющая индустрия в мире.
У Нэнси на показе были, пожалуй, самые необычные модели – куртки, выполненные из натуральной кожи и картонных коробок, платья с принтами от отсканированных целлофановых пакетов. Носить их действительно неудобно.
В целом дизайнеры создавали свои коллекции с тем прицелом, чтобы норильчане могли в них щеголять по улицам. Отсюда и свитеры с необычными принтами, и стеганые телогрейки с такими же теплыми камуфляжными штанами или пальто, которые можно носить и на лицевую, и на изнаночную стороны.
Кстати, модели, которые демонстрировали одежду, – простые норильчане, прошедшие кастинг агентства Lumpen, по достоинству оценили старания молодых дизайнеров.
– Мне очень понравилось, – поделилась с журналистами своими впечатлениями одна из моделей – норильчанка Даша Швец. – Это просто эйфория – участвовать в таком шоу!
Обычно после показов вещи не продаются, но дизайнеры выставили часть коллекций прямо здесь, в Норильске, в здании Арктического музея современного искусства. Кстати, раньше в этом здании размещался Дом торговли, наверное, стены помогали продавать модные новинки. Коллекции молодых дизайнеров расходились как горячие пирожки. И на следующий день половина населения Норильска сверкала модными брендами.
Молодые дизайнеры говорят: «Мы берем реально существующее пространство и, отталкиваясь от него, создаем нечто новое».
В Норильске уже 10 лет пустует здание бывшей научно-технической библиотеки, а в дни фестиваля оно приобрело новый смысл. Здесь открылась тотальная инсталляция «Материализация памяти».
Библиотека – ровесница города, в ней хранилось 1,5 миллиона книг и журналов. Самые старые образцы датируются началом прошлого века, то есть им больше 100 лет. Старые книги технической направленности и запустили любопытство молодых художников Андрея Тюленева, Анны Фобия, Ксюши Послушай.
Они не стали погружаться в тонкости научно-технического прогресса XX века, а создали инсталляции, рассказывающие о жизни этой библиотеки и людях, которые здесь работали. Вот связки изданий, рассказывающих о формировании геологических пород и вечной мерзлоте, а вот небрежно составленные каталожные ящики. В уголке столик с оставленными в библиотеке вещами и засохшее дерево в кадке – здесь были люди.
Экскурсии по этажам старинного здания проходят в полной темноте, только инсталляции освещаются синим фосфоресцирующим светом. Это придает закрытой библиотеке таинственность и некую мистичность. Ведь сегодня все в Норильске подчинено мистике «Черного пальто».
Мистика фестиваля
Четыре фестивальных дня завершились, и Норильск, казалось, спокойно вздохнул, погружаясь в свою обыденную заполярную жизнь. Актриса Юлия Новикова, вспоминая съемочные дни, обмолвилась: мистические вещи происходили вокруг фильма «Черное пальто».
Даже отлет съемочной группы из Норильска в Москву для продолжения работы можно считать чудом – самолет вырвался из Заполярья между двух ветров. А ветры и метели в Норильске зимой не редкость. Если заметет, то закрываются дороги в аэропорт, отменяются рейсы.
Прилетев в Норильск на фестиваль, и мы, журналисты, испытали на себе мистическую силу рассказа пани Петрушевской. Еще за неделю до открытия модного события в северном городе бушевали метели, а в фестивальные дни здесь установилось непривычное для Заполярья тепло. Но как только наш самолет взмыл над землей, чтобы доставить нас обратно в Красноярск, в Норильске замело, дорогу на аэропорт перекрыли. Север провожал гостей метелью.
Фото автора, Марины ПЕШКОВОЙ, Олега КУЗЬМИНА