Норильск стал декорациями к фильму, который покажут в Калифорнии

Норильск стал декорациями к фильму, который покажут в Калифорнии

С 14 по 18 февраля Норильск оделся в «Черное пальто». И дело совсем не в цветах одежды, которую носят норильчане. В этом заполярном городе в середине февраля высадился культурный десант из Москвы. Актеры, писатели, дизайнеры, модельеры, журналисты. Северный город впервые встречал событие столь масштабное и интересное.

Норильский городской фестиваль моды и современного искусства «Черное пальто» назвали по аналогии с фильмом, премьера которого состоялась в Заполярье в эти февральские дни. Съемки кино по одноименному рассказу писательницы Людмилы Петрушевской проходили с декабря 2017 года по декабрь 2018-го в Норильске и Москве. Первыми с готовой работой решили познакомить именно жителей Заполярья. Премьера вылилась в большой фестиваль современной культуры.

Стоп. Снято!

Короткометражка «Черное пальто» – первая экранизация рассказа писательницы и драматурга Людмилы Петрушевской. И снималась она именно в Норильске. Северный город не случайно был выбран режиссером Ольгой Проскурниной. Так все удачно срослось – мистическая история о путешествии по загробному миру самоубийц идеально вписалась в тот ландшафт, который увидела в Заполярье бывшая журналистка.

– Как началась эта великая авантюра? Это был ноябрь 2016 года. В галерее на Солянке проходил фестиваль, который устраивал средний сын Петрушевской. Артисты и писатели рассказывали о фильмах, которые изменили их как художников, – вспоминает режиссер «Черного пальто» Ольга Проскурнина. – И Людмила Стефановна читала со сцены свой рассказ «Черное пальто», рассказывала, что «вырос» он у нее из фильма «Странное обаяние буржуазии». Когда она дочитала рассказ до конца, расплакалась. Я и сама пребывала в таком же состоянии. Тогда я и поняла, что эту историю я буду снимать.

Режиссер как раз обдумывала детали фильма, когда в марте 2017 года впервые в жизни приехала в Норильск.

– Я мечтала здесь побывать, – поясняет Проскурнина. – Я выросла в Мончегорске за полярным кругом. У нас Норильском пугали детей. И я мечтала приехать в это страшное место. И вот я здесь. Я хочу снимать «Черное пальто». Я хожу по Норильску, вижу замерзшие, занесенные снегом сталинские дома. И думаю: вот это пространство между жизнью и смертью – абсолютно белое, чистое, без каких-либо примесей. И только героиня в черном пальто, идущая по бесконечным белым пространствам.

С этого и начинается фильм: женская фигура в черном бредет по бескрайним снегам мимо чахлых кустиков, выходит на кладбище с покосившимися крестами (старое кладбище Норильска) и вдруг оказывается рядом с занесенным снегом колумбарием (есть и такое в этом северном городе). Здесь нет домов сталинской постройки, о которых упоминала Проскурнина, нет живых людей. Женщина в черном пальто так и не встретила ни одного норильчанина. Ведь это ее путь между жизнью и смертью, путь самоубийцы.

В главных ролях снялись актеры Заполярного театра драмы Юлия Новикова и Денис Ганин. Их работу Ольга Проскурнина увидела в Москве на «Золотой маске», куда норильский театр приехал со своим спектаклем «Дядя Ваня». Фильм изменил судьбу Юлии и Дениса: сейчас они актеры Новосибирского театра «Красный факел».

На роль женщины со спичками Проскурнина пригласила известную по телесериалам актрису Светлану Камынину. И та согласилась. Актриса говорит: у нее особое трепетное отношение к прозе Петрушевской со студенческой юности.

– Творчество Петрушевской преследует меня всю жизнь, – рассказывает Светлана Камынина. – Прекрасный «Свой круг» я читала на экзамене в училище, студентами мы даже пытались сделать постановку «День рождения Смирновой», но у нас ничего не получилось. И тут ко мне обратилась Оля, которая увидела меня в иммерсивном спектакле «Вернувшиеся», где тоже много мистики. «Черное пальто» – очень необычный фильм. И мне, актрисе, больше известной по телеролям, подарок судьбы сыграть в мистическом сценарии.

На премьеру фильма в Норильск приехала вся съемочная группа, а также автор рассказа «Черное пальто» Людмила Петрушевская с дочерью Натальей. Именно ей, восьмилетней Наташе, Людмила Стефановна рассказывала о блужданиях самоубийц в потустороннем мире.

Норильчане, пришедшие на премьеру, примеряли черное пальто – символ фильма, а теперь уже и их города. А гости признавались в любви к Заполярью.

– Я очарована и покорена видами Норильска, – призналась Светлана Камынина. – Мне кажется этот город совершенно сказочным, хрустальным, где царит безвременье. В этом я нахожу бесконечное очарование.

10 марта фильм «Черное пальто» будет показан на Cinequest Film Festival в Калифорнии. Кино, снятое в Норильске, попало в конкурс пилотов-сериалов этого проекта, ведь, как говорит Ольга Проскурнина, изначально у нее была идея снять не просто красивое кино, а сериал по страшным сказкам Петрушевской.

Ну давай, мама!

Приезд в Заполярье Людмилы Петрушевской стал особенным подарком для норильчан. Человек это легендарный. Русский прозаик и поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений. Лауреат писательских и театральных премий.

В 80 с лишним лет она ведет активную творческую жизнь, осваивая новые искусства. В 69 лет она стала профессионально заниматься вокалом и создала «Кабаре пани Петрушевской».

Кстати, норильчане смогли познакомиться с разными талантами Людмилы Стефановны. На концерте в кинотеатре «Родина» Петрушевская исполнила песни на популярные в XX веке мелодии, тексты к которым она написала сама или перевела, – «Шанзе Лизе», «Разноцветные кибитки», «Две гитары», «Бесаме мучо».

В норильской библиотеке писательница встретилась с читателями и организовала детский праздник-спектакль «Поросенок Петр». А в Заполярном театре драмы имени Маяковского прошел спектакль по ее пьесе «Он в Аргентине».

– Мне очень интересно побывать на Севере-мученике, принесенном в жертву страшному Молоху, которым являлся Советский Союз. Я преклоняюсь перед теми гулаговцами, которые остались здесь, в вечной мерзлоте. У меня в семье трое родных расстреляны, одна сидела в ГУЛАГе 16 лет, – говорит Петрушевская. – И на свободе нам приходилось несладко. Я родилась в 1938 году, помню, как мы скитались.

Моя бабушка лежала в голодной водянке. Она знала наизусть «Мертвые души» и «Портрет» Гоголя. И рассказывала эти произведения мне. А я потом ходила по дворам, просила милостыню и рассказывала «Портрет» Гоголя. Видимо, это произведение серьезно повлияло на меня. У меня трое детей, и когда они росли, каждый наш вечер завершался тем, что я рассказывала им истории. Им очень хотелось страшного. 36 лет подряд я рассказывала сказки (разница между старшим сыном и младшей дочерью 18 лет). А они слушали во все уши и требовали: «Ну давай, мама!»

Я хочу сказать вам: рассказывайте своим детям сказки, это их воспитывает, это делает им подарок на всю жизнь. А рассказавши сказку, бегите на кухню и записывайте. Так и получится книга. У меня более 300 сказок, а если бы я записывала каждый день, их было бы больше, чем у Шахерезады.

Это не просто вау, это вау-вау-вау!

Проскурнина считает: когда проект складывается как самостоятельное живое существо, вокруг него образуется воронка, которая начинает втягивать в себя новые события и персонажей.

Так из премьеры фильма «Черное пальто» вырос одноименный Норильский городской фестиваль моды и современного искусства.

Главным партнером его, как и спонсором съемок короткометражки, стала ГМК «Норникель». Кстати, Медный завод компании выбрали площадкой для одного из событий фестиваля – фэшн-шоу российских дизайнеров от агентства Lumpen.

Подиумом стала производственная галерея между АБК и цехами Медного завода. Здесь и прошел показ моделей.

Организаторы говорят: репетиции происходили в такой близости к рабочим предприятия, что у них даже возникла идея перемежать выход моделей с шествием обычных работников в форменной одежде. Но этого не случилось. Впрочем, и без этого шоу получилось уникальным.

– Это единственный случай в истории российских промышленных предприятий, когда молодые дизайнеры и модели ворвались в середину производственного процесса и десантировались на действующее производство в самое сердце металлургической индустрии, – поделилась режиссер фильма и директор фестиваля Ольга Проскурнина. – Идея состояла в том, чтобы молодые российские дизайнеры, уже востребованные в мире, создали коллекции на основе норильского материала.

Все коллекции сделаны специально для этого показа. Дизайнеры буквально внедрялись в Норильск, изучали его, дышали его воздухом. Например, MARDO использовал в своей коллекции основной цвет Норильска – лазурно-бирюзовый, его коллекция посвящена норильской архитектуре, его разноцветным домам. Genesic 2.0 – это бренд, который создают два парня, они вдохновлялись уличными норильскими типажами.

Марке дизайнера Антона Лисина всего два года, но она уже очень востребована в Японии, вокруг нее существует даже фан-движение. У него утепленная коллекция. А Nensi Avetisian училась в Лондоне, она создает коллекции на стыке моды и искусства. Наверное, поэтому не всегда удобно ходить в этой одежде, но интересно смотреть.

– Моя коллекция про переработку отходов, – говорит Нэнси Аветисян. – Я делаю украшения из пластиковых пакетов и крышек от бутылок – плавлю их и прессую. На мою коллекцию ушло пять килограммов крышек. Переработка – самая актуальная тема. Сегодня модно быть экологичным. А я в своей коллекции хочу показать, что мода не может быть экологичной. Это вторая загрязняющая индустрия в мире.

У Нэнси на показе были, пожалуй, самые необычные модели – куртки, выполненные из натуральной кожи и картонных коробок, платья с принтами от отсканированных целлофановых пакетов. Носить их действительно неудобно.

В целом дизайнеры создавали свои коллекции с тем прицелом, чтобы норильчане могли в них щеголять по улицам. Отсюда и свитеры с необычными принтами, и стеганые телогрейки с такими же теплыми камуфляжными штанами или пальто, которые можно носить и на лицевую, и на изнаночную стороны.

Кстати, модели, которые демонстрировали одежду, – простые норильчане, прошедшие кастинг агентства Lumpen, по достоинству оценили старания молодых дизайнеров.

– Мне очень понравилось, – поделилась с журналистами своими впечатлениями одна из моделей – норильчанка Даша Швец. – Это просто эйфория – участвовать в таком шоу!

Обычно после показов вещи не продаются, но дизайнеры выставили часть коллекций прямо здесь, в Норильске, в здании Арктического музея современного искусства. Кстати, раньше в этом здании размещался Дом торговли, наверное, стены помогали продавать модные новинки. Коллекции молодых дизайнеров расходились как горячие пирожки. И на следующий день половина населения Норильска сверкала модными брендами.

Молодые дизайнеры говорят: «Мы берем реально существующее пространство и, отталкиваясь от него, создаем нечто новое».

В Норильске уже 10 лет пустует здание бывшей научно-технической библиотеки, а в дни фестиваля оно приобрело новый смысл. Здесь открылась тотальная инсталляция «Материализация памяти».

Библиотека – ровесница города, в ней хранилось 1,5 миллиона книг и журналов. Самые старые образцы датируются началом прошлого века, то есть им больше 100 лет. Старые книги технической направленности и запустили любопытство молодых художников Андрея Тюленева, Анны Фобия, Ксюши Послушай.

Они не стали погружаться в тонкости научно-технического прогресса XX века, а создали инсталляции, рассказывающие о жизни этой библиотеки и людях, которые здесь работали. Вот связки изданий, рассказывающих о формировании геологических пород и вечной мерзлоте, а вот небрежно составленные каталожные ящики. В уголке столик с оставленными в библиотеке вещами и засохшее дерево в кадке – здесь были люди.

Экскурсии по этажам старинного здания проходят в полной темноте, только инсталляции освещаются синим фосфоресцирующим светом. Это придает закрытой библиотеке таинственность и некую мистичность. Ведь сегодня все в Норильске подчинено мистике «Черного пальто».

Мистика фестиваля

Четыре фестивальных дня завершились, и Норильск, казалось, спокойно вздохнул, погружаясь в свою обыденную заполярную жизнь. Актриса Юлия Новикова, вспоминая съемочные дни, обмолвилась: мистические вещи происходили вокруг фильма «Черное пальто».

Даже отлет съемочной группы из Норильска в Москву для продолжения работы можно считать чудом – самолет вырвался из Заполярья между двух ветров. А ветры и метели в Норильске зимой не редкость. Если заметет, то закрываются дороги в аэропорт, отменяются рейсы.

Прилетев в Норильск на фестиваль, и мы, журналисты, испытали на себе мистическую силу рассказа пани Петрушевской. Еще за неделю до открытия модного события в северном городе бушевали метели, а в фестивальные дни здесь установилось непривычное для Заполярья тепло. Но как только наш самолет взмыл над землей, чтобы доставить нас обратно в Красноярск, в Норильске замело, дорогу на аэропорт перекрыли. Север провожал гостей метелью.

Фото автора, Марины ПЕШКОВОЙ, Олега КУЗЬМИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного