Меню Поиск
USD: 62.94 +0.13
EUR: 70.55-0.12
№ 48 / 1128

Оазис-А

В чем секрет популярности Ачинского театра?

Фото Евгения Русских Ачинск – город небольшой, и потому всякое культурное учреждение, тем более такое, как театр, здесь «весит» куда больше, чем в мегаполисах. Об уникальных особенностях театральной жизни в малом городе рассказывает директор Ачинского драматического театра Елена ПАНЬКОВА.


– На мой взгляд, театр – это одна из социальных структур города, по значимости примерно как школы и больницы, – говорит она. – Если взять статистику, в год у нас бывает 56 тысяч зрителей, и это на 105 тысяч населения. То есть больше половины ачинцев приходят на наши спектакли.

– Может быть, это объясняется тем, что театр в городе – единственный?

– Скорее тем, что это место, где каждый второй горожанин находит частицу себя. Например, мы очень много работаем с детьми. У нас существует проект «Театр + Образование», мы не просто показываем спектакли, но и обсуждаем их со школьниками.

Кстати, совсем недавно старшеклассник Андрей Бейде написал сочинение о том, как в сорокаградусный мороз он с девушкой шел в наш театр, и его работа была признана на федеральном конкурсе лучшей в России. Это еще одно доказательство того, что людей к нам тянет.

Также у нас работает городская театральная студия, созданная при участии муниципального образовательного центра «Планета талантов». Руководит студией артистка театра Надежда Суханова. Дети сами делают спектакли, получают определенные навыки по правильной речи, сценическому движению. Шесть выпускников студии поступили в ведущие театральные вузы страны.
Есть клуб – условно мы называем его клубом любителей театра, – куда мы приглашаем всех желающих познакомиться с современной драматургией, поговорить о тех проблемах, которые существуют сегодня, и как они отражаются в современной драматургии. Конечно, говорим и о классике. Вообще, деятельность театра разнопланова – от диалогов со зрителем до постановки спектаклей, требующих глубокого осмысления.
– В столицах сотни театров, потому и конкуренция между ними очень жесткая. Здесь у вас конкурентов нет. Как в таком случае вы выстраиваете свой репертуар?

– Решение профессиональных художественных задач и ориентация на зрителя – это два столпа формирования репертуарной политики нашего театра. Мы не просто стараемся узнать, что именно хочет или готов увидеть зритель на нашей сцене, но и пытаемся понять, что значимо для него, что будет способно вызвать в нем эмоциональный отклик, не оставит его пассивным и безучастным.

Способы поиска ответа на этот вопрос – разные.

Если говорить о подростковом репертуаре, то мы много и активно работаем с текущей школьной программой. Например, есть проект «Под лаской плюшевого пледа», посвященный поэзии Серебряного века. Мы используем различные театральные технологии – свет, звук, видеопроекции, костюмы, игру актеров, чтобы открывать в школьных текстах те грани и смыслы, которые обычно ускользают при личном или школьном знакомстве.
Вообще в театре прочтение литературы сознательно отличается авторской, режиссерской оптикой, которая на самом деле и пробуждает в юных зрителях желание трактовать произведения с позиций уже своего, личного взгляда на жизнь. Если говорить о взрослых, то, к примеру, в нашем клубе мы просто спрашиваем, что их волнует…
– А что волнует?

– Вот один из примеров. В ноябре состоится премьера спектакля «Ловушка для птиц» по пьесе Константина Стешика, режиссер-постановщик Иван Миневцев. А появился он в результате нашего общения со зрителями. Это история об обычном парне, жизнь которого в один момент попросту разрушается, вплоть до того, что даже его имя – уже не его.
То есть нечто противоположное повсюду воспеваемой истории тотального успеха… Пьеса появилась у нас в результате лаборатории. Зрители сказали: она им интересна, и проголосовали за эскиз. Это лишь один пример того, что театр находится в постоянном диалоге со зрителями.
Вообще современная драматургия во многом построена на проблемах нашего времени. Недавно, например, вышел спектакль «Взаперти» (по пьесе Альбины Гумеровой, режиссер Снежанна Лобастова). Это рассказ об отсутствии любви в семье, подростковой жестокости. Он получил одну из наград фестиваля «Полюс. Золотой сезон», и билетов на него не достать – раскупают мгновенно. Кроме того, зритель с удовольствием ходит на спектакли, где можно просто посмеяться, отдохнуть. Они тоже есть в нашем репертуаре и пользуются большим успехом, например, «Авантюристки поневоле», «Два мужа по цене одного» и другие.

Конечно, есть и классика. Важно соблюсти пропорции между разными направлениями.
Кроме того, у нас появился замечательный проект, посвященный истории города Ачинска, который называется «Оазис-А». Над ним работала целая команда – режиссер Юлий Алесин, художник Алексей Лобанов, драматург Евгений Сташков. Драматург целый месяц изучал исторические материалы в нашей библиотеке, в музее, встречался с горожанами. В итоге появилась пьеса об интересных людях, которые жили в Ачинске, важнейших событиях, произошедших в городе на протяжении четырех столетий. Это своего рода путешествие во времени, которое зритель видит не из зала, а сам находится внутри действия, участвует в нем.
Путешествуя по театру – а в постановке задействованы малая сцена, зрительный зал и часть пространства за кулисами, – он то попадает на открытие первого в городе кинематографа, то на похороны известнейшего здешнего купца Бородавкина, узнает легенду о городских подземельях, встречается с Чеховым, Лениным… Конечно, есть у нас и масштабные постановки. В 2016 году состоялась премьера «Гамлета» – этот спектакль получил приз зрительских симпатий на международном фестивале «Белая вежа» в Бресте.

Если говорить о современной драматургии, то один из самых значимых наших спектаклей – «Шайтан-озеро», автор пьесы молодой драматург Ринат Ташимов, режиссер Юрий Урнов. С ним мы уже побывали на фестивале «Коляда-Plays», артистка Надежда Суханова получила диплом за лучшую женскую роль. Спектакль победил в номинации «Лучший драматический спектакль» на фестивале «Театральная весна – 2019» в Красноярске. С этим фестивалем мы стали участниками XVII Всероссийского фестиваля театров малых городов в г. Камышин Волгоградской области. Также этот спектакль вошел в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска – 2018».

– Какие надежды вы связываете с появлением нового художественного руководителя театра Артема Терехина?

– Прежде всего меняется сама структура управления театром. Остается главный режиссер, а художественный руководитель разрабатывает стратегию развития. Она должна быть направлена не только на нашу страну, но и за пределы России. Мы уже говорили о возможном сотрудничестве с Германией, об участии в фестивале во Вьетнаме и вообще о том, чем мы можем быть интересны за границей. Кроме того, будем приглашать новых режиссеров. При этом худрук будет ставить спектакли, проводить лаборатории. В наши амбициозные планы входит сделать театр чем-то вроде театральной резиденции.

№ 48 / 1128

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео