Неожиданно громким резонансом обернулся маневр «некоего Олега Дерипаски», как написал один красноярский журналист) в отношении красноярского аэропорта. Напомню: 51 % акций Емельяново был выставлен на аукцион. В результате торгов его первоначальная стоимость выросла вдвое, победителем торгов стала «Красноярская ГЭС» – структура этого самого Олега Владимировича.
Не имея других оснований придраться к исходу аукциона, пресса тогда придралась к тому, что «аэропортом будут заниматься гидроэнергетики». Однако с точки зрения процедуры это как раз не принципиальный вопрос. Принципиальный – деньги. И денег край выручил за свой контрольный пакет вдвое больше, чем предполагал, что, конечно, хорошо. Кроме прочего, победа в аукционе означает для победителя целый ряд обязательств, направленных на то, чтобы аэропорт оставался аэропортом и развивался в заданном фарватере.
На данный момент все 4 млрд «Красноярская ГЭС» перевела. Но теперь попросила переуступить свои права на акции вместе с обязательствами некоему ООО «Красинвест» – новоиспеченной компании, за которой тоже стоит Олег Дерипаска. Тут журналистам появилось где разгуляться, и они взялись за дело.
Во-первых, «что за фирма»? Во-вторых, «уставной капитал – 10 тыс. руб.»?! В-третьих, «учреждена три месяца назад»? «Нас обманули!» Ну, я напомню, что во время процедуры аукциона не устанавливалось никаких специальных требований ни к уставному капиталу, ни к срокам образования компании, ни к чему-то подобному еще. Это не конкурс, это – аукцион, а аукцион – это вопрос только денег и обязательств. Деньги свои край уже получил, обязательства перед краем надежно застрахованы условиями аукциона.
Зачем Олег Дерипаска решил сменить оператора?
Многие заподозрили его в некоем «налоговом маневре». Кто-нибудь объясните мне: какого именно налога Дерипаска пытается таким образом избежать? Я весь Налоговый кодекс в поисках этого таинственного налога перелистал – ни один не подходит. Многие заподозрили, что он, как в случае с «Нижним Приангарьем», решил таким образом отсрочить выполнение своих обязательств. Но аукцион – не инвестиционное соглашение, обязательства здесь – не вопрос переговорного процесса, они незыблемы, и если бы Олегу Владимировичу пришло в голову нарушить обязательства по срокам – он автоматически (ну полуавтоматически, решением суда) лишился бы приобретенного контрольного пакета.
Предлагаю не думать за Дерипаску. Какая, в сущности, разница, чем он руководствуется? Может, в ходе аукциона цена лота выросла так неожиданно мощно, что никакой другой компании со свободными 4 млрд у него под рукой просто не нашлось, и поэтому в качестве приобретателя выступила «Красноярская ГЭС». Может, он решил, что было бы вполне оправданно менеджерски разделить направления на отдельные компании (нам же самим не нравилось, что аэропортом будут рулить гидроэнергетики?). Может, есть еще какие-то коммерческие соображения, о которых Олег Владимирович распространяться не хотел бы по своим каким-то причинам – в конце концов, коммерческой тайны никто пока не отменял.
Если подытожить, факты заключаются ровно в том, что:
- все деньги край получил (и частью даже потратил уже);
- обязательства инвестора – в силе;
- переуступка прав – нормальная с точки Гражданского кодекса процедура;
- изменение юридического лица не означает изменения фактического инвестора (а даже если бы и означало – какое это имеет значение?);
- инвестор принимает на себя обязательства построить терминал, обновить инфраструктуру аэропорта опережающими темпами.
Так что мы проигрываем-то, я не понял? Кто и зачем организует панику эту беспочвенную?
В СЕТИ
Навальный замахнулся на генпрокурора
Шума (или скорее шороха) в Сети наделал фильм, выпущенный фондом по борьбе с коррупцией Алексея Навального. В нем генерального прокурора страны вместе с его сыном и «всем руководством прокуратуры», а там уж – и с президентом Путиным (он не мог не знать!) обвинили в коррупции. Ну, Навальный, обвиняющий кого-то в коррупции – дело привычное. Как и то, что очень чтущий собственные права Алексей не особенно заботится о правах своих оппонентов (в фильме люди несколько раз называются преступниками без суда и следствия, например) и тем более – об обязанностях.
Это все равно что няня, безбожно ругающаяся матом, примется объяснять подопечному, как отвратительно матом ругаться. И делать это тоже будет матом. Как Навальный, который, судя по фильму, готов защищать свои права через нарушение чужих. И будут ли те защищать права свои?