В начале года на сайте прокуратуры Красноярского края появилась памятка «Что нужно знать о коррупции». Это наглядное пособие, в доступной форме разъясняющее, как распознавать и бороться со взяточниками и казнокрадами.
В памятке названы основные коррупционные деяния, наказание за каждое из них, а также кратко описан порядок действий, которые сознательный гражданин должен предпринять, если столкнется с нечистыми на руку «ответственными лицами». Кроме того, прокуратура предупреждает о том, что пользование «услугами» коррупционеров также наказуемо.
Само по себе такое пособие преследует не только цели «ликбеза», но и подразумевает широкое общественное участие в борьбе с коррупцией, а она по существу тот же нелегальный бизнес, в котором спрос и предложение связаны.
Воруют… Именно об этом писал в своем блоге известный телеведущий Владимир Соловьев. «Смешно говорить: кто в стране за коррупцию? Конечно, все против. Все хотят бороться с коррупцией, но борьба с ней – в процедурах. Отправь запрос в прокуратуру, в Следственный комитет, отследи срок, по которому тебе должны ответить, требуй соблюдения закона, добивайся того, чтобы коррупционера посадили. И тогда такие, как губернатор Хорошавин, такие, как бывшие руководители ФСИН, такие, как некоторые министры, оказываются за решеткой». Поскольку Соловьев писал этот пост вслед недавним «антикоррупционным» митингам, то, помимо сказанного, он настоятельно советовал различать «настоящих борцов и проплаченных провокаторов».
Рекомендации бесспорные, и, конечно, все понимают, что коррупционеры не с Луны свалились, их можно встретить не только в высоких кабинетах, но и, скажем, в ближайшей поликлинике. Самое прискорбное, что замешаны в этом зле бывают и те, кто по должности обязан бороться с ним. Вот совсем свежие факты. В марте нынешнего года, по информации СК по Красноярскому краю, в Канский районный суд направлено уголовное дело оперуполномоченного отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МО МВД «Абанский». Экс-полицейского обвиняют в вымогательстве и получении взятки. Сотрудник МВД получил от коммерсанта 30 тысяч рублей за покровительство в лесозаготовительной деятельности. Известно, что взятку «антикоррупционер» вымогал во время предыдущих встреч. После получения денег полицейского задержали сотрудники ФСБ и Управления собственной безопасности МВД. В том же месяце Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении бывшей начальницы правового отдела межрайонной ИФНС № 22, которую обвиняют в получении от коммерсанта взятки в 700 тысяч рублей. За эти деньги служащая должна была способствовать «исключению либо уменьшению подлежащих доначислению налогов».
Все хотят бороться с коррупцией, но борьба с ней – в процедурах. Отправь запрос в прокуратуру, в Следственный комитет, отследи срок, по которому тебе должны ответить, требуй соблюдения закона, добивайся того, чтобы коррупционера посадили
В ЕДИНЫЙ КОДЕКС
В Законодательном собрании края на заседании комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению депутаты обсудили отчет о реализации региональной государственной антикоррупционной программы. С докладом выступил заместитель начальника управления – начальник отдела управления губернатора по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений Андрей Попов.
Без формализма
Вкратце об итогах прошедшего года. Из 1 554 проверенных проектов нормативных правовых актов правительства края коррупциогенные факторы выявлены в 163; из 144 проектов законов края – в 44.
По результатам проверок сведений о доходах к дисциплинарной ответственности привлечено 20 государственных и 18 муниципальных служащих. Относительно сведений о расходах в органы прокуратуры направлено семь материалов проверок.
В целом, по данным регионального ГУ МВД России, за прошлый год выявлено 350 преступлений коррупционной направленности, что на 8,6 процента меньше, чем в 2015-м. Однако в крупном или особо крупном размерах совершено 79 преступлений, что в 2,3 раза превышает показатель предшествующего периода. Значительно снизилось количество взяток – с 179 в 2015 году до 44 в прошлом, зато вырос ее средний размер – 839,6 тыс. рублей, что в 8 раз больше, чем год назад. По выявленным преступлениям возбуждено 63 уголовных дела, в том числе в отношении восьми сотрудников федеральных органов государственной власти.
Было отмечено, что данные правоохранителей отличаются от показателей прокуратуры края – так, по статистике надзорного органа средний размер взятки вдвое меньше, но больше общее количество коррупционных правонарушений. Это связано, по мнению прокуратуры, с принятием мер, направленных на повышение эффективности оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
Также Андрей Попов цитировал результаты социологического исследования. По его результатам коррупция занимает пятое место среди «факторов тревожности» населения – впереди рост цен на продукты питания, услуги ЖКХ, низкие доходы, снижение уровня медицинского обслуживания. За ужесточение наказания коррупционерам высказались 47 процентов опрошенных. При этом улучшилось отношение жителей края к деятельности правоохранительной системы и судов: в 2015 году их деятельность считали неэффективной более половины респондентов, в прошлом – менее 30 процентов. Выводы исследования сводятся к необходимости консолидации усилий органов власти и правоохранительных органов с институтами гражданского общества.
Однако депутаты призвали не только цитировать данные статистики и социологии, но и делать выводы – как совершенствовать методы борьбы. Кроме того, надо исключать формальные подходы. По словам председателя профильного комитета, вице-спикера Алексея Клешко, во многих случаях коррупционными нарушениями квалифицируются несоблюдение сроков подачи деклараций, а не реальные факты коррупции.
– В сельских территориях уже кандидатов в депутаты найти сложно: требуют с трактористов и учителей сведения о доходах и расходах до пятого колена. Какие доходы и тем более расходы у учителя, являющегося депутатом на непостоянной основе? Мы слышим из СМИ о многомиллиардных коррупционных схемах на федеральном уровне, а ловим сельских депутатов, не вовремя подавших декларацию о зарплате бюджетника. Ну и какие после этого вы хотите получить социологические исследования об уровне борьбы с коррупцией?
В единый кодекс
Для более эффективной борьбы с коррупцией необходимо совершенствовать законодательство. Сейчас профильный комитет Совета Федерации собирает предложения от регионов. Краевые депутаты предлагают проанализировать федеральные антикоррупционные нормы, которые часто дублируют друг друга или конкурируют между собой, а также свести все антикоррупционное законодательство в единый кодекс. Еще одно предложение – ввести ограничения на совместную служебную деятельность родственников.
Между тем в поисках справедливости даже энергичные неравнодушные люди оказываются перед стеной произвола. Не так давно депутат ЗС Анатолий Самков рассказывал о том, как жители поселка Роща Уярского района требовали остановить китайцев, строивших неподалеку заводик по производству древесного угля, а администрация территории заявляла – никакого заводика не знаем, участка под него не предоставляли, документации не видели… И это только один из эпизодов. Уже не раз было отмечено, что государству в борьбе с коррупцией нужны куда более мощные рычаги – например, право на конфискацию наворованного имущества. И конечно, деятельная общественная поддержка в борьбе с этим злом.