В Красноярске побывал гость из Германии – заведующий отделением клиники университета Лейпцига, профессор Сергей Леонтьев. С его участием в федеральном кардиоцентре прошел научно-практический семинар для хирургов.
Сохраняя жизнь
Особенности установки, показания и противопоказания имплантации сердечных клапанов – для специалистов все нюансы имеют значение. В Красноярске врачи уже сделали привычными многие технологии, применяющиеся в клиниках мирового уровня, в том числе транскатетерную имплантацию клапана аорты. Она помогает спасти жизнь пациентам, которым противопоказана открытая операция в условиях искусственного кровообращения.
Но никакие достижения не отменяют потребность в постоянном совершенствовании. Особенно когда приезжает специалист из клиники такого уровня. Поэтому в конференц-зале собрались все, кто на тот момент не стоял у операционного стола. Говорили об имплантации современных биопротезов.
– Знаю, что в Красноярске у коллег уже накоплен большой опыт, – отметил Сергей Леонтьев, – но в дискуссии рождается истина. И такое открытое обсуждение может помочь нашим пациентам. Сегодня на лекции рассматривали особенности протезирования аортального клапана, использование новых технологий, которые позволяют добиться оптимальных послеоперационных результатов, улучшить качество жизни, а в каких-то случаях и сохранить ее.
Работу аортального клапана здоровый человек даже не замечает – трехстворчатая «заслонка» между артерией и желудочком обеспечивает нормальное течение крови. Но при повреждении клапана кровь может «забрасываться» обратно в левый желудочек, и сердцу приходится сокращаться более интенсивно: кровоснабжение органов становится недостаточным. Но даже в таком случае человек еще долгое время может не подозревать о заболевании, игнорируя боли, одышку.
Специалисты кардиоцентра пытаются сохранить пациенту собственный клапан, улучшая его функции с помощью пластики. Но когда человек обращается слишком поздно, это не всегда возможно. И тогда приходится искать искусственную замену – механический или биологический аналог. Первые более долговечные и могут служить до 50 лет. Однако они способствуют образованию тромбов: после операции приходится пожизненно принимать антикоагулянты – препараты, разжижающие кровь.
Использование биологических клапанов делает такую терапию ненужной. Но срок их службы ограничен – не более 10 лет. Потом необходима повторная операция.
Не застрахован никто
– От патологий митрального и аортального клапана нельзя застраховаться, – говорит Дмитрий Буянков, заведующий кардиохирургическим отделением № 3 кардиоцентра. – Есть и врожденные, но чаще всего речь идет о дегенеративных изменениях, которые развиваются с возрастом и характеризуются постепенным снижением функциональности. И операции в первую очередь выполняются для профилактики внезапной смерти, к примеру, от отека легких. Профессор Сергей Леонтьев сегодня презентовал новую модель биологического клапана, с предыдущей, той же фирмы, мы уже работали. По отзывам ведущих хирургов, считается, что этот клапан наиболее приближен к человеческому по показателю его гемодинамики. Всего в кардиоцентре в год выполняется около 350 имплантаций протезов – и механических, и биологических.
Представленный биологический клапан – это титановая основа с биотканями – ксеноперикардом. Речь идет о ткани сердечной сумки быка, которая обрабатывается специальным образом для достижения максимальной биологической инертности.
Попрактиковаться в работе под руководством заведующего отделением немецкой клиники хирурги смогли на ветлабе: сразу на нескольких столах были аккуратно разложены инструменты, а в центре – настоящие сердца. Правда, свиные, которые и по анатомии, и по размеру наиболее близки к человеческим. Для кардиохирургов такой мастер-класс – дополнительная возможность совершенствования техники. Навыки, доведенные до автоматизма, помогают сохранить драгоценные минуты уже на настоящей операции, сокращая время, когда сердце пациента выключено – вместо него работает система искусственного кровообращения. А возможность в любой момент операции обратиться с вопросом к ведущему кардиохирургу европейской клиники и получить ответ – особенно ценна.
Журналисты, зная о том, что профессор имеет диплом медуниверситета Санкт-Петербурга и только последние 15 лет работает в Германии, поинтересовались, насколько ощутимы изменения, которые произошли за эти годы в России.
– Появились крупные федеральные кардиохирургические центры, и вам повезло, что один из них находится в Красноярске, – отметил Сергей Леонтьев. – И взрослым, и детям оказывается адекватная помощь на высоком уровне. За год здесь делают около 7 тыс. операций. Зачастую речь идет именно о спасении жизни. Это успех и однозначное достижение.