Встретив на улице семью Медведцевых, вы увидите приятную семейную пару с тремя детьми. Ничего не говорит о том, что перед вами два олимпийских чемпиона.
Их дистанции с винтовкой за спиной остались в прошлом, однако с биатлоном семья не расстается. Валерий тренирует спортсменов в Академии биатлона, Ольга поддерживает связь с девчонками из сборной России и дает советы по мере необходимости. Оба искренне переживают за любимый вид спорта.
– Валерий, изменило ситуацию в краевом биатлоне строительство академии?
Валерий Медведцев: Я бы хотел немного расширить тему. Это же общероссийский вопрос. Строительство любых комплексов, не только биатлонных, а тех же плавательных бассейнов, конькобежных центров, необходимо. Слава богу, что у нас в Красноярске появился хороший центр, где мы можем проводить соревнования достойного уровня для детей и взрослых. Но он всего один, а должно быть много! Наша страна на сегодняшний момент сильно отстает по количеству биатлонных стадионов. Возьмите Норвегию. На каждые 50 квадратных километров – такой стадион, как у нас в Красноярске, правда без здания. Есть стрельбище с 30 установками, хорошие лыжные трассы, которые ежедневно готовятся ратраком (машина для укатки лыжных трасс. – Авт.). Любой может прийти, есть небольшое здание, где переодеваются. Дети, взрослые, туристы – любой может воспользоваться таким центром. Обслуживает один человек. Посетители сами берут коврики для стрельбы, выносят их, потом возвращают. Неподалеку бизнесмены обязательно открывают кафе. Норвегия – лыжная страна. Там все сделано для здоровья нации. Как нам с ними соревноваться, когда у них дети с трех лет ходят по хорошим трассам? У нас должны быть комплексы и в Бородино, и в Канске, и в других территориях. Такая ситуация не только в биатлоне – в других видах спорта то же самое. На Олимпийских играх побеждаем вопреки. Мы во всем отстаем.
– Все так безрадостно?
В. М.: Нет. Я уже сказал, что в Красноярске появился центр. Это важно. Но наши бизнесмены не вкладывают в спорт. За границей по-другому. Посмотрите, у нас появился стадион – появились соревнования. Со всего края дети приезжают, даже с Кодинска. И результат пошел вверх. В двадцатку сильнейших в России входят пятеро наших ребят. Представляете, какая у нас сборная края!
– Если уж вышли на общероссийский уровень, давайте поговорим об экспериментах в тренерском штабе. Ольга, как вы отнеслись к назначению главным тренером женской сборной России по биатлону Вольфганга Пихлера?
Ольга Медведцева: Пихлер? Мне сложно говорить, так как я с ним не работала ни единого дня. Честно, я его назначение приняла позитивно. Но только глядя на то, что у него были звезды мирового биатлона. Магдалена Форсберг – она не олимпийская чемпионка, но она яркая страница в истории мирового спорта. Та же Олофсон, которая в 35 стала олимпийской чемпионкой. Экхольм из средненькой спортсменки, на которую мы даже не обращали внимания, выросла в высококлассную биатлонистку. Нам бы так! О нем хорошо отзываются спортсменки, я часто общаюсь с девочками. Они уверяют, что он очень грамотно ведет тренировочный процесс. Отслеживает здоровье, все время анализирует в голове, думает, что поменять, и не боится менять, если это необходимо спортсмену.
– Но есть мнение, что Пихлер загнал в прошлом сезоне нашу сборную, поэтому и результата не было.
О. М.: Не знаю, мне сложно судить. Да, результата не было. Зайцеву не берем – она нашего поколения спортсменка, а мы тренировались всегда очень много. Остальные не были готовы к большим нагрузкам… Давайте подождем, что будет в этом году. За один сезон невозможно перестроить команду. Осталось совсем мало времени до начала соревнований. Все увидим.
– А как вы отнеслись к тому, что Анна Богалий-Титовец решила закончить карьеру всего за год до Олимпиады в Сочи?
О. М.: То, что у Ани произошло, я адекватно восприняла. Для меня известие не было шоком, все к тому и шло. Если чувствуешь, что перспектива на Олимпиаду расплывчатая… И давайте не будем забывать, она – мать, как и мы все. Вместо того чтобы говорить в каждом интервью, как она скучает по сыну, может быть, действительно надо остаться рядом с ним. Материнские чувства сыграли свою роль. Я по своему опыту знаю, очень сложно постоянно оставлять ребенка ради тренировок.
– Ольга, вы сейчас тоже растворились в роли мамы. Не подумываете о работе?
О. М.: Работать? Нет, не сейчас. У меня пока очень, очень, очень приятный период. Я пробегала детство двух старших детей, теперь наверстываю упущенное с младшей. Устаю сильно, но, поверьте, это приятно. Сейчас наблюдаю, как она развивается, растет – прикольная и смешная. Когда они с Сеней (средний сын Медведцевых. – Авт.) обнимаются, такие трогательные. Я не хочу упускать этот момент. Может, я никогда не решусь на четвертого ребенка, поэтому хочу все пережить сейчас с Юлей. Вы бы видели, когда утром Арсений просыпается и бежит ко мне со словами: «Ты моя красавица, доброе утро». Для меня это самое ценное сейчас. Не готова оставить детей. У нас нет няни, мы сами справляемся. Я всегда говорю: кому нужны чужие дети, лучше мы их сами будем любить!
– Валерий, вы видите своих детей биатлонистами?
В. М.: Пока рано говорить. Даша – творческая личность, а младшие еще слишком малы.
– Есть ли среди ваших воспитанников по-настоящему талантливые?
В. М.: В детском возрасте мало кто открывается. Если мой пример брать, то я в 12 лет сказал: «Я буду чемпионом мира!» И тренеры тоже начали между собой говорить, что этот мальчик непременно будет чемпионом мира. Я горел на тренировках. В 12 лет тренировался со взрослыми, которые были в сборной СССР. Бежал за ними, плакал, чтобы не отставать. Сейчас таких детей нет. Кто-то из них может раскрыться позже. Например, у нас сейчас очень хорошая женская команда. Если спортсменок не переманит Тюмень квартирами и деньгами, то через четыре года сборная Красноярского края будет обыгрывать всю Россию. Тренироваться в Сибири сложно. Очень многое зависит от детских тренеров. Смогут заинтересовать – будут таланты, не смогут – дети не останутся в спорте.
О. М.: Я сама в пятом классе в морозы тренировалась. Мне казалось, я очень много каталась. Сколько? Не скажу, у меня до сих пор глазомер плохой. Мне казалось, я ну очень долго пропадала на лыжне. Мы надевали на себя все подряд и еще ветрозащитный костюм сверху. От холода не спасет, но от ветра защитит. И вперед. Даже в 40 градусов мы выходили на лыжню, 3–5 км проезжали, потом долго занимались в зале. Благодаря грамотному тренеру даже в морозы можно подготовиться к соревнованиям.
– Не за горами 2014 год, Олимпиада в Сочи. Будут красноярские биатлонисты там?
В. М.: По девочкам у нас была Оля Галич, но сейчас у нее счастливый момент в жизни, она готовится стать мамой. Вряд ли ей удастся вернуться в форму и попасть на Игры, хотя время будет. Но это крайне сложно. У мужчин ситуация, я считаю, хорошая. Евгений Устюгов и Максим Буртасов реально могут стать участниками домашних Игр. «Наши» Олимпиады впереди. Дети подрастают, тренеры на местах работают, академия развивается, будут таланты.
– В Красноярске два раза в год проводятся соревнования на призы Ольги Медведцевой и одного из спортивных магазинов. Семья Медведцевых участвует в них?
О. М.: Я в первый год участвовала. Дня три до этого потренировалась. Я вам скажу честно, мне было так тяжело! Вы не представляете. Еще и стрельба не заладилась, а потом в прессе писали – а Ольга шесть раз промахнулась. Чтобы участвовать, надо тренироваться. Даже в стрельбе результат не показать. Мне тогда досталась винтовка какого-то мальчика. Вроде на пристрелке как-то пристрелялась, а когда побежала, ничего не получалось. Разброс такой был, как говорится, ведром не накрыть. Когда тренировалась, мне казалось, что попадать – это очень просто. Перерыв полгода – и уже не закрываешь мишени.
В. М.: Не участвовал и не буду. Вы поймите, во мне горит кровь победителя. Я проигрывать не умею. Я давно не тренируюсь. На дистанции мне придется вынуждать свой организм работать чрезмерно. А его надо готовить, иначе могут быть очень серьезные последствия. Можно умереть на трассе. На соревнованиях ветеранов такое случается.
Ольга тут же обвинила мужа в чрезмерной серьезности и суровости. На самом деле им и без участия хватает биатлона в жизни. А скоро сезон начнется, трансляции биатлона. Гонки они смотрят, переживают, анализируют… Бывших спортсменов, видимо, не бывает. Уже после выключения диктофона зашел разговор о знаменитом Бьорндалене. Норвежец как-то заявил в прессе, что для него кумиром был Валерий Медведцев. Они до сих пор общаются. Так вот, норвежцы звали Медведцева на работу. Но, как видите, русской душе мало хороших условий и приличных зарплат. Патриотизм перевешивает!