Одна точка Президент предложил разработать единый учебник по истории России

Одна точка Президент предложил разработать единый учебник по истории России

Как правильно воспитанный и любивший «предмет истории» советский мальчик, я прекрасно знал, что, например, все древние восстания угнетенных – от Спартака и Хлопка до Разина Степана Тимофеевича и Пугачева Емельяна Ивановича – были заранее обречены на провал.

То есть вожди-то являлись во всех отношениях замечательными ребятами, но им не повезло родиться раньше Маркса, Энгельса и Ленина с их теорией «всесильной, потому что верной».

Отмечу, что приведенный пример является не искажением исторических фактов (как, скажем, о республиках Прибалтики, веселой гурьбой рванувших в СССР), а формой мышления. Навязанной, разумеется, тоталитарным режимом. Главная особенность этой формы заключалась в том, что по большому счету она была одна-единственная, универсальная, применимая абсолютно ко всем событиям прошлого. Случившееся до этих бородатых – темные века, сплошное заблуждение с вкраплениями редкостных прозрений. Все, что после, – сплошное прозрение, даже озарение, хотя и с незначительными заблуждениями.

Жить с правильно настроенным мозгом было просто, красиво и радостно. Молодые могут хохотать, но на этих единообразных нелепостях страна держалась.

А когда я подрос, начались сложности. Форм стало много. На закате перестройки в опасное дело превратились институтские экзамены по истории. Учебник учебником, но вот сидят три препода: один – старый партийный хрыч, для которого Сталин – и папа, и мама, и Дедушка Мороз; второй – прогрессивный коммунист, весь семестр талдычил о каком-то «социализме с человеческим лицом» и «возврате к ленинским нормам»; третий – с бородкой, пальчики тоненькие, взгляд томный – считает и Разина, и Пугачева, и Ленина обычными криминальными элементами. Как им угодить – всем трем! – если они сами готовы друг дружке в физиономии вцепиться, да академичность не дает?

Вот и выкручивались бедные дети…

Отмечу – в те времена появилось много «нетипичной» исторической литературы, но учебники и прочие пособия оставались едиными – проверенными и утвержденными. А потом и они стали «нетипичными». Сколько их было за прошедшие 20 лет и остается в обращении – вопрос для специалиста. Знаю только, что много и разных.

Помню, несколько лет назад в книжном магазине открыл наугад учебник «Новейшей истории» для 9-го класса и сразу натолкнулся на картинку: «Американские солдаты выводят из-под огня северовьетнамской (т. е. нашей) артиллерии вьетнамских детей». Полистал – нашел главу о «советской оккупации Афганистана». Те, кто постарше, почувствуют, как резко сменились полюса.

Также памятен скандал конца 90-х вокруг учебника Александра Кредера «Новейшая история. Двадцатый век», в котором Советский Союз объявлялся зачинщиком Второй мировой и немножко помог США освободить мир от фашизма. На эту тему сняли телепередачу, и там одна дама из Минобраза сказала: «А что же делать, раз так и было в действительности? Мы что, будем, как в советское время, подгонять историю под политический заказ?»

Даму не знаю по имени, но помню до сих пор. Наверное, как человека, вызвавшего полное несогласие. Несогласие, потому что политический заказ – ругательное словосочетание на протяжении многих лет – на учебники по истории действительно нужен. Это мое твердое убеждение. Важно лишь, чтобы этот заказ был правильным и единственным.

Учебник истории не надо путать с исторической наукой, которая, при честном исполнении, является такой же сферой точности, как математика или физика. Учебник – это мировоззренческая точка отсчета. Таких точек по определению не может быть больше одной. Отталкиваясь от нее, можно воспитать нормального гражданина, а можно – врага. Хорошо на эту тему сказал протодьякон Андрей Кураев: «Дело ученых академиков спорить о том, чья концепция истории России корректнее, но государственная школа не имеет права воспитывать детей на антигосударственных и антинациональных идеях».

Поэтому предложение президента нашего Владимира Владимировича Путина поддерживаю целиком, полностью и с великим внутренним воодушевлением.

Хорошо, если из школы дети вынесут ряд незыблемых положительных истин о нашей Родине. А потом уж, когда научатся пить, курить и либеральничать, пусть их оспаривают.

Огорчает лишь то, что на составление единого учебника, по слухам, выделяют огромные деньжищи. А это сами догадываетесь чем обернется.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Аптека под ногами
Названия некоторых лекарственных трав звучат довольно экзотически. Зизифора клиноподиевидная. Витекс священный (он же авраамово дерево). Атрактилодес овальный. Термопсис ланцетовидный. Аистник
4 июля 2022
Как избежать летних неприятностей для вашего гаджета
В отпуске, на пикнике, на рыбалке или на даче смартфон выступает в авангарде событий: съемки, навигация по маршруту, оплата покупок,
Вернуть потраченное
В связи с непростой экономической ситуацией можно отложить много различных трат, но ни лечение в клиниках, ни прием необходимых лекарств