О ситуации с пенсионером из села Верхнеусинское Ермаковского района мы писали 6 февраля («НКК» № 8/696). С Юрия Петровича Казанцева, потерявшего ногу вследствие тяжелой болезни, сняли инвалидность из-за того, что он вовремя не явился на медико-социальную экспертизу. Закончилась история, благодаря нашему вмешательству, благополучно. Недавно пришел официальный ответ на наш запрос от главного бюро медико-социальной экспертизы. Этот документ мы решили опубликовать.
Напомню, герой статьи «НКК» не смог явиться на медицинскую комиссию по объективным обстоятельствам. Живет он в труднодоступной местности. Ему по собственной-то улице идти сложно: вместо ноги – протез, не говоря уже о дальних путешествиях.
– Раньше можно было в Ермаковском пройти комиссию, – рассказывал Юрий Казанцев. – А сейчас нет, необходимо ехать обязательно в Минусинск. От нашего села это почти 12 часов на автобусе в одну сторону. Ну как мне, с моей ногой? Нужно нанимать машину, плюс остановиться там еще где-то на ночь. Поездка туда-обратно как раз почти вся моя пенсия. На что жить потом целый месяц?
После нескольких звонков журналиста экспертизу провели заочно. Пожилому человеку не пришлось ехать за несколько сотен километров, чтобы врачи убедились: новой ноги взамен отнятой у него не появилось.
С этой ситуацией по запросу нашей редакции разбирались в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю.
Специалистам потребовалось несколько недель, чтобы дать официальный ответ. В нем обозначено: «В соответствии с действующим постановлением заседания комиссии проводятся на основной базе, выездные заседания в районы не предусмотрены законодательно». То есть в данном случае инвалиды из Ермаковского района обязаны ездить на МСЭ в Минусинск – по-другому просто не получится.
Но, может, для некоторых категорий есть какие-то исключения?
«В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом…» экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро…»
Так все-таки в ситуации с Юрием Петровичем он изначально имел все основания настаивать на заочной экспертизе? Об этом специалисты умолчали, сославшись на федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья…», который не позволяет разглашать данные о состоянии человека, его диагнозе, и на закон «О персональных данных», который не дает учреждению право разглашать конфиденциальную информацию.
А вот ответ на следующий вопрос, который всегда интересует, в том числе и родственников людей, имеющих тяжелые заболевания: неужели нельзя дать постоянную группу инвалидности, если очевидно, что у человека серьезные и, увы, уже неразрешимые проблемы со здоровьем?
«Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока освидетельствования: не позднее двух лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению, либо не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид»), в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина…»
Вопрос, насколько правы были специалисты в ситуации с пенсионером из Ермаковского района, так и остался открытым из-за законодательных ограничений. Но все же экспертиза была проведена заочно, а в самом конце официального сообщения от Главного бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю написано, что ситуация «взята на контроль учреждением». Получается, что можно было найти приемлемое для человека решение? Надеемся, эту публикацию прочтут не только инвалиды, но и те, от кого напрямую зависит организация помощи таким «маломобильным» гражданам: быть может, в следующий раз выход будет найден и без вмешательства СМИ.
Телефон горячей линии по вопросам экспертиз Главного бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю 8 (391) 227-86-16.
Время работы: понедельник – пятница: с 08:00 до 18:00. Обед с 13:00 до 13:30.
Выходные дни: суббота, воскресенье.